Статья:

Словообразовательная неологика элитарной языковой личности (на материале повести Л.Толстого «Детство»)

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Курчиева С.А. Словообразовательная неологика элитарной языковой личности (на материале повести Л.Толстого «Детство») // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Словообразовательная неологика элитарной языковой личности (на материале повести Л.Толстого «Детство»)

Курчиева Сание Абдурамановна
студент, Институт филологии истории и искусств гуманитарно-педагогической академии ФГАУО ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта
Царегородцева Светлана Сергеевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой русской и украинской филологии с методикой преподавания Институт филологии истории и искусств гуманитарно-педагогической академии ФГАУО ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», РФ, г. Ялта

 

Аннотация. Данная работа посвящена анализу словообразовательной неологики Л. Толстого как автора произведения о детстве.

 

Цель исследования: осуществить анализ словообразовательной неологики элитарной языковой личности, используемых для актуализации темы детства в идиостиле Л. Толстого на материале повести «Детство».

 

Введение. Тема детства проходит красной нитью через всё творчество Л. Толстого, хотя и не выделяется в качестве центральной.

Данная категория у автора и комплекс проблем, с нею связанный, до сих пор рассматривались в лингвистике лишь спорадически, как дополнительный фон в системе более явных, репрезентативных мотивов толстовского творчества.

Тем не менее, тема детства и способы её актуализации (в том числе словообразовательная неологика) заняли особое место в современных лингвистических исследованиях.

Одной из ярких черт Л. Толстого как элитарной языковой личности, безусловно, следует признать функционирования в тексте слов, созданных по собственным словообразовательным моделям.

Среди них – лексема доезжащий.

Согласно А.Н. Тихонову [1, (1), с. 287] словообразовательное гнездо с вершиной «ехать» представлено лексическими единицами, в числе которых отсутствует слово доезжащий.

При этом, А.П. Евгеньева в [2, (1) с. 416] включает лексему доезжащий, толкуя её как ‘старший псарь, обучающий собак и распоряжающийся ими на охоте’, однако ссылается на пример из разбираемого произведения Л. Толстого.

Это даёт нам основание отнести лексическую единицу доезжащий к окказиональным языковым знакам, образованным автором «Детства» с помощью суффикса -ащ: доезжащий, прозвавшийся Турка на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке [3, c. 36]. Ещё одним примером окказионального употребления является лексема большак. Это существительное мы относим к лексемам, образованным в результате семантической деривации ‑ расширения структуры лексического значения слова. Сравним: Большак – 1. ‘Большая дорога, в отличие от просёлочной’. 2. ‘Глава семьи, старший в доме, хозяин’ [2, с. 106]). Автор в анализируемом произведении большаком называл всех мужчин: Не бей, большак, что бить? [3, с. 30], делая следующую помету: Так он безразлично называл всех мужчин [3, с. 30].

Слово рисовальный также создано по авторской словообразовательной модели. В примере напротив меня сидел рисовальный учитель и окончательно поправлял нарисованную чёрным карандашом головку какого-то турка в чалме [3, c. 72] лексема рисовальный образована с помощью аффикса -овальн-, который в литературном языке с корнем рис- не используется (см. данные [1, (2), c. 445], в котором зафиксированы в словообразовательном гнезде с вершиной рис- только лексемы рисовать, рисую, рисовал, рисовавший, рисованный, нарисовать, нарисован).

Это позволяет нам отнести адъектив рисовальный к словам, созданным по собственным (авторским) словообразовательным моделям.

К данной (авторской) особенности языка Л. Толстого относится и лексема певал; ср.: Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе [3, с. 48]. В представленном примере лексема певал образована с помощью аффикса -ал-, который в словах с корнем пе- не используется. В словаре зафиксированы следующие единицы словообразовательного гнезда: петь, пою, пел, поющий, певший, петый, спою, спев [1, (2), с. 348].

Следовательно, мы можем считать лексему певал словом, созданным по собственным словообразовательным моделям и относить её к примерам окказионального (авторского) словообразования. Отметим, что слова, созданные автором, употребляются только в тексте «Детство».

Итак, мы можем сделать вывод о том, что, актуализируя тему детства, Л.Толстой употребляет пласт лексем окказионального (авторского) словообразования, что подтверждает принадлежность автора к элитарной языковой личности.

 

Список литературы:
1. Большой грамматический словарь / авт.-сост. Л. З. Бояринова, Е. Н. Тихонова, М. Н. Трубаева; под ред. А. Н. Тихонова: Т. 1. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 656 с.; Т. 2. – М.: ФЛИНТА, 2011. – 656 с.
2. Словарь русского языка: В 4-х т / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип.   М.: Русский язык, 1985-1988. – Т.1. А – Й. – 1986. – 736 с.; Т 2. К – О. – 1986. – 736 с.; Т.3. П – Р. – 1986. – 751 с. ; Т.4. С – Я. 1986. – 797 с. 
3. Толстой, Л. Н. Детство / Л. Н. Толстой. – М.: Сов. Россия, 1978. – 152 с.