Использование информационно-коммуникационных технологий в современных учебно-методических комплектах
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Использование информационно-коммуникационных технологий в современных учебно-методических комплектах
На сегодняшний день в обучении иностранному языку широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Специфика компьютера как средства обучения иностранному языку связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать целый комплекс дидактических, методических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения творческим, осознанным и увлекательным. С помощью внедрения ИКТ в учебный процесс открывается возможность учитывать уровень языковой подготовки учащихся, реализуя принцип индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности, а также учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Становится возможным организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако процесс обучения невозможен без грамотного педагога, задача которого заключается в тщательном планировании времени работы с компьютером [Рогова, 1991: 340].
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащегося, способного к быстрому усвоению и правильному использованию грамматических явлений английского языка. Рассмотрим некоторые современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые с целью обучения грамматике иностранного языка.
В настоящее время существует масса обучающих программ, сопровождаемых методическим материалом для учителя. Безусловно, каждая программа обладает некоторыми недостатками, однако сам факт их существования говорит о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные программы поднимают изучение иностранного языка на качественно новый уровень. Нельзя не отметить психологический фактор.
Так, современному ребенку намного проще и интереснее воспринимать сложный материал именно в таком виде, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Динамичный видео- и звуковой ряд значительно повышает эффективность усвоения материала [Кручинина, 2000: 96].
На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных обучающих программ. К ним относят:
- Учебные программы, применяемые при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
- Программы-тренажеры, целью которых является формирование и закрепление умений и навыков, самоподготовка учащихся;
- Контролирующие программы, внедряемые в процесс с целью контроля определенного уровня знаний и умений;
- Демонстрационные программы, служащие наглядной демонстрацией учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (изображения, видеофрагменты);
- Информационно-справочные материалы, необходимые для вывода информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета;
- Мультимедиа-учебники, представляющие собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных выше программ [Нестерова, 2005: 102].
Применяя все вышеперечисленные образовательные программы учителю необходимо следовать следующим методическим принципам:
- концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);
- эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;
- гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
- воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в другом [Пассов, 1987: 132].
Помимо обучающих программ при обучении грамматике иностранного языка учитель может применить Интернет-ресурсы. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, в частности предоставляя доступ для изучающих английский язык к аутентичным текстам и непосредственному общению с носителями языка.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на уроке:
- включать материалы из мировой сети в урок;
- проводить самостоятельный поиск информации учениками;
- пополнять знания о грамматическом строе языка на основе аутентичных текстов;
- пополнять знания об актуальности используемых грамматических структур английского языка;
- совершенствовать умения работы со справочно-информационными ресурсами [Полат, 2002: 158].
В педагогических целях как для классного или самостоятельного образования отлично подойдут различного рода электронные учебники. К достоинствам электронных учебников можно отнести: мобильность, доступность связи с развитием компьютерных сетей, адекватность уровню развития современных научных знаний и постоянное обновление материала.
С помощью электронных учебников можно не только отработать тот или иной грамматический навык через большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрирующих в динамике различные виды информации, но и осуществлять контроль знаний [Пассов, 1987: 132].
Привлечение учащихся к созданию дидактического материала не единственный способ проявления их интеллектуальных и творческих способностей. Не стоит забывать о важности проектной деятельности учащихся, особенно на старших этапах обучения. Так, объединив такие этапы работы над материалом как повторение, закрепление и обобщение, учащимся может быть предложено создание мультимедийного проекта, где они смогут в полной мере продемонстрировать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Такие задания не только помогают учащимся проявить самостоятельность и ответственность, ощутить собственную успешность, но и дают стимул к развитию интереса к дальнейшему изучению языка и культуры страны изучаемого языка.
Другим положительным фактором применения ИКТ на уроке – это более быстрый темп урока, а также заинтересованность учащихся. Так как видео-материалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, они создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. Таким образом, применение видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя.