Статья:

Использование информационно-коммуникационных технологий в современных учебно-методических комплектах

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Телятникова В.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в современных учебно-методических комплектах // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование информационно-коммуникационных технологий в современных учебно-методических комплектах

Телятникова Виктория Петровна
магистрант, ПГУ, РФ, г. Пенза
Борисов Андрей Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, ПГУ, РФ, г. Пенза

 

На сегодняшний день в обучении иностранному языку широко применяются информационно-коммуникационные технологии. Специфика компьютера как средства обучения иностранному языку связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность.

Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать целый комплекс дидактических, методических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения творческим, осознанным и увлекательным. С помощью внедрения ИКТ в учебный процесс открывается возможность учитывать уровень языковой подготовки учащихся, реализуя принцип индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности, а также учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Становится возможным организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако процесс обучения невозможен без грамотного педагога, задача которого заключается в тщательном планировании времени работы с компьютером [Рогова, 1991: 340].

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащегося, способного к быстрому усвоению и правильному использованию грамматических явлений английского языка. Рассмотрим некоторые современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые с целью обучения грамматике иностранного языка.

В настоящее время существует масса обучающих программ, сопровождаемых методическим материалом для учителя. Безусловно, каждая программа обладает некоторыми недостатками, однако сам факт их существования говорит о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные программы поднимают изучение иностранного языка на качественно новый уровень. Нельзя не отметить психологический фактор.

Так, современному ребенку намного проще и интереснее воспринимать сложный материал именно в таком виде, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Динамичный видео- и звуковой ряд значительно повышает эффективность усвоения материала [Кручинина, 2000: 96].

На уроках учитель может использовать различные виды компьютерных обучающих программ. К ним относят:

  • Учебные программы, применяемые при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
  • Программы-тренажеры, целью которых является формирование и закрепление умений и навыков, самоподготовка учащихся;
  • Контролирующие программы, внедряемые в процесс с целью контроля определенного уровня знаний и умений;
  • Демонстрационные программы, служащие наглядной демонстрацией учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (изображения, видеофрагменты);
  • Информационно-справочные материалы, необходимые для вывода информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета;
  • Мультимедиа-учебники, представляющие собой комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных выше программ [Нестерова, 2005: 102].

Применяя все вышеперечисленные образовательные программы учителю необходимо следовать следующим методическим принципам:

  • концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
  • системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);
  • эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам;
  • гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности;
  • динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии;
  • воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в другом [Пассов, 1987: 132].

Помимо обучающих программ при обучении грамматике иностранного языка учитель может применить Интернет-ресурсы. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, в частности предоставляя доступ для изучающих английский язык к аутентичным текстам и непосредственному общению с носителями языка.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать ряд дидактических задач на уроке:

  • включать материалы из мировой сети в урок;
  • проводить самостоятельный поиск информации учениками;
  • пополнять знания о грамматическом строе языка на основе аутентичных текстов;
  • пополнять знания об актуальности используемых грамматических структур английского языка;
  • совершенствовать умения работы со справочно-информационными ресурсами [Полат, 2002: 158].

В педагогических целях как для классного или самостоятельного образования отлично подойдут различного рода электронные учебники. К достоинствам электронных учебников можно отнести: мобильность, доступность связи с развитием компьютерных сетей, адекватность уровню развития современных научных знаний и постоянное обновление материала.

С помощью электронных учебников можно не только отработать тот или иной грамматический навык через большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрирующих в динамике различные виды информации, но и осуществлять контроль знаний [Пассов, 1987: 132].

Привлечение учащихся к созданию дидактического материала не единственный способ проявления их интеллектуальных и творческих способностей. Не стоит забывать о важности проектной деятельности учащихся, особенно на старших этапах обучения. Так, объединив такие этапы работы над материалом как повторение, закрепление и обобщение, учащимся может быть предложено создание мультимедийного проекта, где они смогут в полной мере продемонстрировать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Такие задания не только помогают учащимся проявить самостоятельность и ответственность, ощутить собственную успешность, но и дают стимул к развитию интереса к дальнейшему изучению языка и культуры страны изучаемого языка.

Другим положительным фактором применения ИКТ на уроке – это более быстрый темп урока, а также заинтересованность учащихся. Так как видео-материалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, они создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным. Таким образом, применение видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя.

 

Список литературы:
1. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. - 2010. - 201 с. 
2. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык //Английский язык в школе. - 2004. - № 4 (8). - 4-33 с. 
3. Психология развития / Под ред Т. Д. Марцинковской - 3-е изд. - М.: Академия, 2007. - 532 с.
4. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе/ Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаров. - М.: Просвещение, 1991. – 340 с.
5. Сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bigenc.ru. – Большая российская энциклопедия. – (Дата обращения: 17.11.2018). 
6. Семенова Д. К. Особенности использования веб-сайтов в обучении иностранному языку // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2012. – № 148. – С. 68–71. 
7. Симонян К. В. Очевидное и невероятное в обучении иностранным языкам на базе компьютерных телекоммуникаций // Вестник МГЛУ. – 2011. – № 632. – С. 67–75. 
8. Соловова Е.Н.  Методика обучения иностранному языку.  - М.: Просвещение, 2002. - 241 с. 
9. Сысоев  П.В.,  Евстигнеев  М.Н     Компетентность  преподавателя иностранного языка. - 2014. - 160 - 167 с. 
10. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий:   определение   понятий   и   компонентный   состав   // Иностранные языки в школе, 2011. - № 6. - 16-20 с. 46. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. - 2012. - 83с.