Проектирование буктрейлера по материалу экранизации романа Шолохова М. «Тихий Дон»
Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Проектирование буктрейлера по материалу экранизации романа Шолохова М. «Тихий Дон»
Аннотация. Проектирование мультимедийного контента является востребованной задачей использования новых технологий в образовательном пространстве начала 21 в. Репрезентация классики русской литературы 20 в. на медиа платформе становится актуальной проблемой литературоведческого переосмысления романа лауреата нобелевской премии М. Шолохова «Тихий Дон». Буктрейлер строится на материале фильма С. Герасимова «Тихий Дон» (1957г.), вошедшего в золотой фонд кино России.
Abstract. Designing multimedia content is a popular problem the use of new technologies in the educational space of the early 21st century representation of the classics of Russian literature of the 20th century on a media platform becomes an actual problem of literary reinvention of the novel by Nobel prize winner Mikhail Sholokhov "the Quiet don". The book trailer is based on the material of S. Gerasimov's film "the Quiet don" (1957), included in the Golden Fund of cinema of Russia.
Ключевые слова: буктрейлер, роман, медиа-платформа, поэтика, герои, история, природа, кино.
Keywords: book trailer, novel, media platform, poetics, heroes, history, nature, cinema.
В современной филологии активно применяются технические инновации, нацеленные на возможность новыми средствами углубить и расширить представления студентов об истории русской литературы 20 в., её классических страницах. Для практического контента применяется видеоформат, в котором эффективным является буктрейлер. На фоне очевидного сниженного уровня чтения художественных произведений, малопосещаемости книжных выставок, кризисе библиотечного дела, проектирование мультимедийного проекта определяется как необходимое звено между писателем и читателем, лектором и студенческой аудиторией.
Роман «Тихий Дон» был удостоен высокой Нобелевской премии за открытие его автором русского национального характера, сила которого проявилась в трагический период гражданской войны. Образная система романа-эпопеи воспроизводит в жанровых рамках историко-философского романа воспроизводит семейную генеологию Мелеховых.
Очевидна традиция канонического произведения Л.Н. Толстого «Война и мир», его концептов «мысль семейная», «мысль народная».
Режиссерские открытия С. Герасимова «Тихий Дон», актерская игра П. Глебова, Э. Быстрицкой и З. Кириенко впечатлили зрителя не только 50-60 гг., был отмечен рядом премий на международных кинофестивалях в Москве, Чехословакии, США, продолжает оставаться своеобразным мастер-классом для нового киноискусства. Важны документальный материал о процессе творческой работы писателя над романом, его оценка актерской игры, нобелевская лекция, прочитанная в Стокгольме, которые легли в основу буктрейлера. В иллюстративный ряд вошли фотография писателя на вручении Нобелевской премии, раритетные издания произведения на разны языках мира, иллюстрации к роману художников, картины, в которых запечатлены река Дон и степь в разные времена года. В качестве музыкального оформления берутся бардовские песни Жанны Бичевской, традиционные народные песни казаческого хора. В методическом плане учитывается роль и место романа М. Шолохова в ВУЗовской и школьной программах.
В работе над созданием данного литературного проекта выявилось, что буктрейлер сегодня является многопрофильным технологическим источником ресурсом, объединяющим литературный материал и медиа ресурс, на пути к созданию постоянной интернет-базы, открытой для доступа в сети. Проектный материал позволяет преподавателю в динамичной и увлекательной форме донести до студента художественные ценности романа-эпопеи М. Шолохова, его творческую индивидуальность в контексте развития истории русской литературы 20 в. Просмотр буктрейлера открывает перспективы для самостоятельной и творческой работы студентов, которые могут участвовать в дискуссии, высказывать собственную точку зрения, аргументируя знаниями по теории литературы, практическими навыками анализа поэтики художественного текста, используя методические приемы в филологической практике. Нельзя не обратить внимания на другие киноверсии романа, появившиеся в последние годы. В качестве сравнения можно использовать телесериал режиссера С. Урсуляка «Тихий Дон» (2015 г.). Обзор отзывов зрителей раскрывают оригинальную интерпретацию трагических событий на Дону, изысканную операторскую работу и игру молодых актеров.
Техническая программа буктрейлера фиксирует «крупный план» киносюжета, запечатлевший человеческую трагедию молодого казака Григория Мелехова, оказавшегося в ситуации нравственного и человеческого выбора. Используется жанровые возможности буктрейлера, когда автор проекта также обязан проявить творческий потенциал, художниченское видение, тонкое понимание гуманистических идей классика. Выбираются природные картины донской степи проходят и сменяются кадры человеческой жизни, приближенные к нам. Это казаческий быт и теплота мелеховского куреня, в котором поколениями живёт и трудится многодетная семья. Это встреча Григория Мелехова на берегу Дона с Аксиньей, с которой началась их горькая и чистая, глубокая и протестная любовь. А также эстетически впечатляют страдания верной и терпеливой, любящей и милосердной жены Григория Натальи. Дон осмысливается как ключ к пониманию души народной, когда речные воды становятся свидетелями начала и конца жизни.
Проект выполняется в несколько этапов. Первым из них является привлечение внимания к книге. Для этого в социальных сетях распространяется посты о буктрейлере. В содержании постов рекламируется проект и авторская позиция его создателя в новой интерпретации классического произведения русской литературы 20 в. и М. Шолохова – лауреата Нобелевской премии, кроме того позиционируются исторический, страноведческий и культурологический материалы, просьба о дальнейшем продвижении контента.
Вторым этапом работы является целенаправленное создание читательской аудитории. Составляющими являются учащиеся школ, которые изучают историю России, русскую литературу, мировую художественную культуру. Основное внимание фокусируется на студентах-бакалаврах, в процессе учебы которых активизируется междисциплинарные связи. А также буктрейлер может быть интересен всем, кто интересуется Отечественной историей и творчеством М. Шолохова.
Третьим этапом проектной работы является дополнение существующего сайта М. Шолохова.
Таким образом, в проекте создается видеоряд с использованием эпизодов из текста романа и его экранизации. Представляются слайды с цитатами из интервью М. Шолохова, монологов и диалогов персонажей романа, отзывов литературных критиков и читателей. А также включаются неигровой актив в виде иллюстраций к разным изданиям книг, документальные и художественные фотографии.