Статья:

Лексико-семантическое поле с вершиной "синий" в лирике С.А. Есенина

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Бурая Е.А. Лексико-семантическое поле с вершиной "синий" в лирике С.А. Есенина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(45).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Лексико-семантическое поле с вершиной "синий" в лирике С.А. Есенина

Бурая Екатерина Александровна
студент, Таврическая академия, КФУ имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь
Сегал Наталья Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., доц. кафедры русского, славянского и общего языкознания Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Таврическая академия (структурное подразделение), РФ, г. Симферополь

 

Статья посвящена исследованию лексико-семантического поля с вершиной «синий» в лирике С. А. Есенина. Выявляются индивидуально-авторские особенности употребления колоратива «синий» и его синонимов в художественном тексте.

Лексика цветообозначений как элемент, формирующий лексический компонент языковой картины мира автора, является беспрецедентно популярной для специалистов самых разных областей знаний. Изучение процессов цветовых ощущений в языке является естественным следствием значимости цветового зрения, которое рассматривается разными науками о человеке. Однако интерес лингвистов объясняется другими причинами: описание «семантического» принципа, призванного описывать действительность. Целью данной работы является описание особенностей лексико-семантического поля с доминантным колоризмом «синий» в лирике С.А. Есенина.

Постановка проблемы. Слова-цветообозначения изучались лингвистами последовательно в различных аспектах (психолингвистическом, этнологическом, сравнительно-историческом и др.). Сначала был описан состав колоративной лексики, затем была проанализирована её семантическая структура. Со временем цветонаименования приобрели символические значения, отражённые как в народном фольклоре, так и в индивидуально-авторских произведениях. Важную часть изучения цветовой лексики составляют работы, направленные на анализ влияния цвета на человека. Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что изучение функционирования одного из основных цветов спектра – синего – и вторичных колоративов в лирический произведениях рассматриваемого автора является актуальным.

Методологической базой исследования цвета являются работы Р.В. Алимпиевой, Е.Н. Алымовой, Л.С. Баешко, Е.Ф. Бажина, Э. Бенца, Б. Берлина, А.П. Василевича, А.Н. Гордиенко, С.Н. Жученковой, П. Кея, М. Люшера, С.Н. Макина, С.С. Мищенко, Н.Н. Ничик, Р.М. Фрумкиной, А.М. Эткинда, Т. А. Ященко и т. д.

Российский лингвист Р. М. Фрумкина пишет: «В русском языке «наивная картина» мира цвета включает «семь цветов радуги», а также розовый, коричневый и так называемые ахроматические цвета – черный, белый и серый. Эти цвета носители русского языка считают «основными» [8, с. 64]. Синий цвет является одним из основных цветов спектра (вместе с красным и жёлтым), это цвет, «имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между голубым и фиолетовым; цвета цветков василька» [7].

Весьма продуктивно используется материал цветонаименований при анализе художественных средств языка писателя. Не менее перспективно и другое направление – исследования по символике цвета, начатые еще И. Гёте. Конечно, у этого направления есть свои сторонники, особенно из числа тех, кто занимается цветом с этнографической точки зрения, но есть ученые, относящиеся к нему более сдержанно. Так или иначе, исследования здесь еще далеко не исчерпаны [2, с. 18.].

При упоминании имён исследователей, изучавших цвета, стоит отметить Иоанна Вольфганга Гёте, который создал «естественный цветовой круг», который был сформирован, опираясь на психологическое восприятие человеком цветовой палитры. Свет и тьма, по Гёте, это две неразложимые категории, стихии. Между ними располагаются цвета – одни ближе к свету, другие ближе к тьме. В противоборстве этих двух начал рождаются краски: если преимущество на стороне света, появляется Солнце (жёлтый), если на стороне тьмы – то тёмное небо (синий) [6, с. 36]. Таким образом, можно заключить, что синий – глава «отрицательных» цветов, это первый цвет, выходящий из тьмы, самый холодный и притягивающий.

Синий связан с первопричиной жизни – с некой субстанцией, называемой духом, идеей, мыслью. Синий цвет символизирует разум, уединение, спокойствие [1, с. 337].

Естественно, что «на цветовые предпочтения и понятия о цветовой гармонии большое влияние оказывает колористика природы той или иной страны. Художник невольно воспроизводит в своих гаммах краски родной природы или дополняет природу теми красками, которых в ней не хватает» [5, с. 12]. Во многих культурах синий, как и чёрный, ассоциировался со смертью, злом и неизвестностью [6, с. 87]. Свою популярность синий цвет получил в Средневековье, когда художники начали его использовать как дорогой, изображая с его помощью одежду Девы Марии. В это же время каждый цвет приобретал символику греховности. Каждый цвет обозначал тот или иной грех (красный – любовь, страсть; зелёный – богатство). Только синий цвет оставался «чистым», не обозначающим ни один грех человеческий.

Синий и голубой относятся к группе холодных цветов, которые оказывают успокаивающее воздействие на центральную нервную систему и психику. Будучи эффективным болеутоляющим, этот цвет может использоваться в качестве анестезии. Он также обладает снотворным и гипнотическим эффектом… [6, с. 43].

Возможно, благодаря своим загадочным и неоднозначным характеристикам синий цвет обращает на себя особое внимание поэтов. Колоративная лексика в художественном произведении является выражением мысли автора; она не только указывает на смысловые значения, но и позволяет проникнуть в психологию писателя, понять его эмоциональное состояние в момент написания произведения [3, с. 39]. Своеобразие употребления слов, называющих цвет, и есть проявление авторского стиля. Л.А. Качаева пишет: «Изображение цвета в литературе – не самоцель, и все тончайшие цветовые оттенки существуют не сами по себе, не вне художественного целого, а служат воплощению творческих замыслов художника слова. И здесь, в использовании цвета, лежит, без сомнения, одна из наиболее индивидуальных черт авторского видения мира и воплощения его в художественной практике» [4, с. 86]. В литературе синий цвет стал «знаком мечты, символом стремления к высшему, неземному идеалу» [6, с. 98].

Для творчества С. А. Есенина характерно обращение к цветовому полю «синий». Как показал анализ лирических произведений поэта, в лексико-семантическое поле, доминантой которого выступает лексема «синий», входят лексемы индиго, васильковый, голубой, сизый, сивый, лазурный, лазоревый, лиловый, бирюзовый, сиреневый. Для того чтобы определить, каково индивидуально-авторское восприятие мира через призму синего спектра С.А. Есениным, обратимся к контекстам лирических произведений.

 

 

Рисунок 1. Частотность употребления цветонаименований в лексико-семантическом поле с вершиной «красный» в лирике С.А. Есенина

 

Стоит отметить богатую палитру оттенков, использованных поэтом. Это объясняется художественным мышлением автора. 58% от всех цветообозначений составляет лексема «синий», что объясняется тем, что это самая нейтральная единица. Несмотря на приближённость всех колоративов к вершине, при внедрении в контекст стихотворений они зачастую приобретали разное значение и были использованы для описания разных предметов или явлений. Следовательно, нельзя говорить о едином алгоритме, по которому Есенин придавал значение оттенкам.

Опираясь на индивидуально-авторский спектр синего цвета в лирическом творчестве С.А. Есенина, нами были выделены 4 сферы, в которых наиболее ярко раскрывались значения цветообозначений: интерпретация элементов одежды и быта, внешности, эмоций, природы. Для определения функционирования цветовых единиц обратимся к контекстам стихотворений, написанных поэтом в период с 1910 по 1925 гг.

Наиболее обширной является сфера «интерпретация природы», в которую вошли 109 колоративов. Здесь представлены строки стихотворений, в которых с помощью лексем, обозначающих цвет, были описаны стихии, времена года, родные края автора и Россия в целом. Безграничная любовь поэта к родине прослеживается в каждой его строчке. Например: «О Русь, малиновое поле и синь, упавшая в реку…» («Запели тёсаные дроги…», 1916 г.). С помощью существительного синь автор не только рисует пейзаж, но и передаёт своё отношение к нему. Такое же значение отражено в строках: «Брожу по синим сёлам, такая благодать…» («О, родина!», 1917 г.), «синий свет, свет такой синий! В эту синь даже умереть не жаль…» («Исповедь хулигана», 1920). Повторение компонента синь только усиливает те чувства, которые автор доносит до читателя. Складывается впечатление, что именно это слово в наибольшей степени отражает любовь Есенина к России, потому что в тяжёлое время поэт находит утешение в воспоминаниях о малой родине: «Были годы тяжёлых бедствий, годы буйных, безумных сил. Вспомнил я деревенское детство, вспомнил я деревенскую синь» («Эта улица мне знакома…», 1923 7.). Но даже тогда не угасает вера поэта в светлое будущее страны: «Завтра же к утру будет ясная погода, сивым табуном проскачет хмарь» (поэма «Пугачёв», 1921 г.).

Можно заметить частое функционирование колоративов при передаче эмоционального состояния лирического героя. На раннем этапе творчества поэту была близка религия, что отразилось в его стихотворениях: «…замутили слёзы душу голубую Божью…» («То не тучи бродят за овином…», 1916 г.). Многие произведения обращены к Богу. Синий цвет в таких контекстах приобретает сакральное значение, символику божественной непорочности. Васильковый цвет помогает создать образ молодости, юношеской задорности и пору «цветения», что ярко отражено в стихотворении «Заиграй, сыграй, тальяночка…» («…васильками сердце светится, горит в нём бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза»). В этом лирическом произведении автор неоднократно прибегнул к использованию оттенков синего цвета, что говорит о том, что интегральный компонент цвета призван создать определённый образ. То же значение прослеживается в более позднем стихотворении поэта: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь» («Отговорила роща золотая…», 1924 г.). «Сиреневой цветью» Есенин нарёк свою бурную молодость, которую он «расплескал» в кабаках, однако он ясно даёт понять, что ни о чём не жалеет. Одними из самых сильных эмоционально являются строки, в которых автор передаёт любовь к родным краям. Это, например, такие строки: «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь» («Я покинул родимый дом…», 1918г.), «хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны» («Золото холодное луны…», 1925 г.). Цветонаименование «голубой» можно заменить контекстуальными синонимами «любимый», «родной», «кроткий» и т. п.

При интерпретации внешности стоит отметить, что подавляющее большинство фрагментов стихотворений заключают в себе описание глаз синего цвета («…глаза твои, как море, голубым колышутся огнём», «парень бравый, синеглазый…», «синие твои глаза в кабаках промокли…», «нелегка моя кошница, но глаза синее дня…», «чтоб с глазами она васильковыми…» и т. д.) при этом использовались метафоры («голубой огонь»), окказионализмы («глаза – голубень»), слияния основ, выраженные прилагательными («парень синеглазый») и т. д. В единичных случаях оттенки синего цвета были использованы в значении «оттенка такого цвета (о коже лица, тела)» [7] для описания образа болезненного, крайне утомлённого или неживого человека: «кандалы я сосал голубыми руками» (поэма «Пугачёв», 1921 г.), «кривятся в почернелых лицах голубые рты» («В том краю, где жёлтая крапива…», 1915 г.), «я целую синими губами чёрной тенью тиснутый портрет» («День ушёл, убавилась черта…», 1916 г.).

Самой немногочисленной сферой, в которой функционировали оттенки синего спектра, является сфера «интерпретация элементов одежды и быта». В представленной группе зафиксированы контексты с описанием самых различных предметов. «Я смотрел из окошка на синий платок, кудри чёрные змейно трепал ветерок» («Ты поила коня…», 1910 г.). Поскольку синий цвет считается символом спокойствия и верности, чёрный – символом чего-либо ложного, злого, как и змея, можно предположить, что девушка пообещала лирическому герою быть навеки верной ему, но не сдержала своего обещания. Однако в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…» значение синего интерпретируется иначе: отчий дом для лирического героя становится местом, где он может на время забыть о своих проблемах, так как «слишком были такими недавними отзвучавшие в сумрак года». Здесь автор провёл своё детство, сюда он приходил, когда на его долю выпадали сложные жизненные ситуации, именно поэтому ассоциация дома с чем-то тёплым, родным, беззаботным является вполне естественной.

Цветовой спектр синего цвета в лирических произведениях С.А. Есенина многофункционален, однако чаще всего этот колоратив используется в контексте с описанием России и внутренних переживаний поэта. Кроме этого, цветовой компонент выполняет номинативную, предметно-изобразительную функцию. Кроме предметно-изобразительного, прямого значения, цветообозначения зачастую имеют символический смысл, который способствует возникновению нравственно-философского подтекста в том или ином стихотворении. Говоря о частиречной принадлежности колоративов, стоит упомянуть, что нами были выявлены: 1 причастие, 6 глаголов, 38 имён существительных и 135 имён прилагательных, что обусловлено описательной функцией данной части речи. Лексико-семантическое поле с вершиной «синий» является самым большим, оно включает в себя 180 позиций, что объясняется тем, что это любимый цвет С.А. Есенина.

Перспективой исследования является анализ функционирования других цветовых лексем в лирических произведениях поэта.

 

Список литературы:
1. Балека Я. Синий – цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. – М.: Искусство – XXI век, 2008. – 408 с.
2. Василевич А.П. Языковая картина мира цвета. Методы исследования и прикладные аспекты. – М., 2003. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. – М., 1984. – 280 с.
3. Горовенко М.А. Функционирование колоративной лексики в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». – 36–41 с. 
4. Качаева Л.А. Цветовая палитра А.И. Куприна // Писатель и жизнь. – М., 1981. – 86 с.
5. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск; – М., 1980, 286 с.
6. Синий / – М.: КИТОНИ, 2009. – 216 с.: ил. – [Все краски мира].
7. Словарь русского языка: В 4-х т. / Евгеньева А.П. (ред.) – [Электронный ресурс]. 2017. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/dictionary-russian-academ.htm. (дата обращения 25.04.2017).
8. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 320 с.