Статья:

Особенности изображения мира ужасов в англоязычных произведениях

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Честных Д.Ю. Особенности изображения мира ужасов в англоязычных произведениях // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности изображения мира ужасов в англоязычных произведениях

Честных Дарья Юрьевна
студент, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург
Темкина Вера Львовна
научный руководитель, доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский Государственный Университет, РФ, г. Оренбург

 

Особенности изображения мира ужасов в англоязычных произведениях целесообразно проследить на примерах и произведениях готической литературы. Готическая литература является прародителем современной литературы ужасов. Именно с нее началось развитие такого масшстабного жанра как «литература ужасов».

Готический роман в своем «классическом» варианте наибольшей популярности достиг в годы издания произведений Анны Радклиф, вызвавших массу подражаний и переделок, иногда называемых переводами. Имя писательницы и сами названия лучших ее произведений, таких как, например, «Тайны Удольфо» стали нарицательными: «радклифианский пейзаж», или «удольфские ужасы». Уже в первой четверти XIX столетия намечается спад интереса к жанру, тесно связанный со снижением общего художественного уровня «готических» произведений [6, с. 15].

Обращение Хораса Уолпола и его последователей к средневековой эпохе поспособствовало  в некотором смысле «подспорьем» для романа исторического, о чем прямо писал родоначальник последнего Вальтер Скотт. Последним из ряда «великих» классических «готических» романов стал «Мельмот Скиталец» Чарльза Роберта Метьюрина, вышедший в свет в 1820 году, и уже представлявший собою, по мнению В.Я. Малкиной, «яркое явление английской литературы романтической поры. Будучи последним и одним из лучших образцов в ряду так называемых готических романов … «Мельмот Скиталец» превосходит их не только увлекательностью своего сюжета, но прежде всего серьезной философской мыслью, лежащей в его основе и облеченной в самые неожиданные и фантастические образы и формы» [3, с. 38]. Появление этого романа предзнаменовало собой конец недолгой «эры» готической литературы и вместе с тем окончательный переход к романтизму. Уже первых своих читателей роман Метьюрина увлек романтическим неприятием действительности, идеей рокового господства зла в различных сферах общественной жизни современного ему мира, в гневных обличениях которого писатель достиг большой силы: таковы в особенности те части романа, в которых представлены картины городской и сельской Англии или Ирландии, изнанка жизни испанских католических монастырей, устрашающие характеристики судилищ и тюрем инквизиции.

Произведения более позднего времени (середина XIX – начало XX веков), имеющие отношение к «готическому» роману либо используют выработанные жанровые приемы на «низовом» уровне, либо следуют традиции в рамках и формах, отличных от рамок и формы романа (новелла, рассказ, небольшая повесть; параллельно продолжает существование и баллада, или стихотворения со «страшным» сюжетом, которые в свое время широко использовались авторами готических романов), либо содержат в себе нечто принципиально новое и отличное от «классической» готики.

Примером первого случая может служить судьба так называемых «грошевых романов ужасов», популярных дешевых изданий (подобных «лубочной» литературе России) Эдварда Ллойда, наиболее известным из которых был «сериал» о вампире Варни (Warny the Vampire). Романы писались двумя «литературными неграми» – Томасом Пекеттом Престом и Джеймсом Малкольмом Раймером. С 1830-х по 1850-е годы Ллойдом было выпущено порядка 200 подобных «сериалов», в виде 7-8-страничных брошюр [4, с. 141].

Что касается проявления готики в малых формах, таких как рассказ или новелла, то здесь жанр возродился уже как короткая страшная история, но не как сюжет о долгих приключениях и мытарствах тех или иных героев, будучи совсем лишен романтической или предромантической окраски, которая была, например, присуща небольшим по объему «готическим» произведениям Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Черты готики просматриваются во многих произведениях немецкого романтизма первой половины XIX века, однако здесь наличествуют обратные исторические связи: как и Гофман или Гауф (в особенности последний), «классический» готический роман в лице Уолпола и прежде всего Льюиса многое почерпнул из народного фольклора германских племен и творчества школы «бури и натиска», в частности Шиллера с его «Разбойниками» и «Духовидцем». В Англии в этот период становится весьма популярным жанр «истории о привидениях».

Первым образцом или, по крайней мере, прообразом популярного в Британии жанра может по праву считаться «Правдивый рассказ о явлении призрака некоей миссис Вил на следующий день после ее смерти к некоей миссис Баргрэйв в Кентербери 8 сентября 1705 года», опубликованный Даниелем Дефо в 1706 году. Кроме того, в данном жанре «отметились» такие авторы как Генри Джеймс и Чарльз Диккенс, написавший несколько «святочных» рассказов. В 1843 году Диккенс опубликовал свою повесть «Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями», которая стала едва ли не самым популярным произведением писателя». В декабрьские дни выходили специальные рождественские выпуски журналов «Домашнее чтиво» (1850-1859 годы) и «Круглый год» (1859-1870 годы), издававшиеся Диккенсом, на страницах которых печатались первые произведения Эдварда Бульвер-Литтона, Элизабет Гаскелл, Уилки Коллинза и других авторов этого направления [2, с. 132].

Успехом пользовались рассказы Элджернона Блэквуда, которого «публика прозвала Человеком с Привидениями», Родса Монтегю Джеймса, произведения Джозефа Шеридана Ле Фаню и других писателей. Как отмечает С.И. Солодкин, «многие ценители литературы о сверхъестественном считают Джозефа Шеридана Ле Фаню самым выдающимся автором такого рода произведений, сыгравшим решающую роль в процессе перерастания готического романа в современную «повесть ужасов» [5, с. 180]. Помимо рассказов, Ле Фаню создал известный роман о девушке-вампире «Кармилла».

Во второй половине XIX века литература ужасов переживает второе рождение, приобретая новые признаки: открытая романтизация «дьяволиады», прямолинейное и возвышенное установление темы сверхъестественного, с которым мы зачастую пересекаемся в произведениях романтиков, так же, как и свойственное для них «фольклорное», стилизованное под народные предания описание игры демонических сил уступают место более тонким, психологическим и художественно описанным решениям в трактовке сюжетных линий о привидениях, ведьмах, демонах и других мистических существах.

Из британских же авторов наибольшую роль в истории становления так называемой «современной готики» сыграли Брэм (Абрахам) Стокер с романом «Дракула» и Роберт Льюис Стивенсон и его классические произведения «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» и «Повесть о похитителе тел» [1, с. 36].

На данный момент, «королем» жанра по праву считается Стивен Кинг. Ненамного отстает от него в популярности другой американский писатель, Дин Кунц. Известны также Уильям Блэтти («Изгоняющий дьявола»), Айра Левин («Ребенок Розмари»), переехавший из Англии Клайв Баркер («Восставший из ада»), Роберт Маккаммон («Они жаждут»), Энн Райс («Вампирские хроники»), Лорел Гамильтон с циклом о некроманте Аните Блейк, Ричард Лаймон, Питер Страуб, Уитли Стрибер. К этому жанру относятся многие рассказы Рэя Брэдбери. В Англии известны Джеймс Герберт, Рэмси Кэмпбелл, Брайан Ламли («Некроскоп»). Международным признанием пользуется «Парфюмер» немецкого писателя Патрика Зюскинда. необходимо отметить, что жанр ужасов не утратил популярности и в настоящее время, наоборот, художественные произведения в данном жанре продолжают активно издаваться и экранизироваться.

 

Список литературы:
1. Булатова, А. А. Исторические корни и генезис жанра ужасов / А. А. Булатова // История и археология. – 2015. – № 4 (24). – С. 35-38.
2. Лукинова, М. Ю. Символика и атрибутика готических романов / М. Ю. Лукинова, Д. С. Шулатова // Аллея науки. – 2017. – Т. 4. – № 10. – С. 132-135.
3. Малкина, В. Я. Готический роман / В. Я. Малкина // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. – 2016. – № 1. – С. 38-39.
4. Напцок, Б. Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанра / Б. Р. Напцок // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2016. – № 10. – С. 139-144.
5. Солодкин, С. И. Основные черты жанра ужасов / С. И. Солодкин // Мировая литература глазами современной молодежи: сб. материалов III междунар. науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2017. – С. 179-183.
6. Ясакова, Ю. Б. «Готический» роман Анны Радклиф: монография / Ю. Б. Ясакова. – Набережные Челны: НГЛУ, 2016. – 173 с.