Особенности восприятия образа учителя в сознании студентов педагогических вузов
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности восприятия образа учителя в сознании студентов педагогических вузов
С тех пор, как антропоцентризм стал одним из ведущих направлений в современной лингвистике, не только различные языковые явления и факты изучаются через призму человеческого восприятия, но и исследование того, как сам человек отражается в языке, приобрело особую актуальность. Образ человека,оставляя свой отпечаток в языке, проявляетсяи в сознании отдельной личности, и в сознании множества людей. Коллективное языковое сознание определяется специалистами как «структурно организованная совокупность чувственных и умственных образов, воплощенных в значениях слов, фразеологизмов и других единиц языка» [Алефиренко, 2007, с.34]. В коллективном сознании находят своё отражениепреимущественно образы, которые являются значимыми для социума, таковым, на наш взгляд, можно считать образ учителя.
Современная реальность такова, что действительный образ учителя внесён в рамки Федерального государственного стандарта образования. Все необходимые компетенции для учителя подробно расписаны там. Результаты данного теста лишь подтверждают необходимости следования рекомендациям, указанным министерством образования.
Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях непрерывного образования требуют от современного учителя новых подходов, форм и методов работы с обучающимися.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования (ФГОС) вносят существенные изменения в понимание целей образования. Вместе с тем в ФГОС сохраняется традиционный подход к образованию, ориентированный на достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей. Конкретизация каждой из названных групп целей представлена соответствующим перечнем предметных, личностных и метапредметных результатов, сформулированных с опорой на современные запросы общества и на достижения педагогической науки. Описанные во ФГОС цели образования находят отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, в рабочих программах по предмету и в итоге в целях каждого конкретного урока. Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия новых образовательных ориентиров. Но постановка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо планирование деятельности, отбор инструментария, средств для её осуществления, контролирование и оценка результатов. В данной статье обсуждается проблема выбора учителем инструментария для достижения современных образовательных результатов, а именно, проблема выбора методов обучения.
Современная система образования как никогда ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.
Согласно федеральному государственному образовательному стадарту педагог сегодня, в первую очередь, выполняет управляющую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. Но вместе с тем, учитель не может подняться над педагогическим процессом, он остается его активным участником, значит, являясь организатором образовательной деятельности, он отчасти остается и её исполнителем, а это означает, что учитель по отношению к себе осуществляет образовательную деятельность, то есть учится вместе со своими учениками, только в отличие от них он учится учить, а они - учиться, то есть осуществлять педагогическую деятельность по отношению к себе.
Целью настоящего исследования является изучение того, каким предстает в языковом сознании современных студентов образ учителя.
Материалом для исследования послужили данные ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 236 студентов факультета филологии и истории Елабужского института К(П)ФУ.
Испытуемым в качестве слова-стимула была предложена лексема учитель. Реципиентамбыло необходимо в качестве реакции-ответа назвать первые, пришедшие на ум, вербальные ассоциации, которые у них вызывает слово учитель. Нами учитывались как частотные, так и единичные ответы. Однотипные ассоциативные реакции рассматривались нами как один ответ.
Представим переченьассоциатов, названных при ответе более одного раза, распределив их от наиболее частотных к наименее частотным: Наставник / духовный наставник (11), знания/ источник знаний, даёт знания (9), школа (8), ответственный /ответственность (7), элегантная \ деловая (5) пример / пример для подражания (4), доброта / доброе (4), оценка / оценки (3), справедливый (3), дети (3), женщина (2), низкая зарплата (2), интеллигентность / интеллигенция (2), друг (2), поддержка (2), урок /уроки (2), нервы / испорченные нервы (2), журнал (2), пунктуальность (2), понимание (2) усталость (2), красная ручка / красная паста (2), очки (2), альтруист (2), любовь к детям (2), образец (2).
Как показывает перечень ассоциатов, наиболее популярным ответом оказалось слово наставник.В классических толковых словарях данноесловообъясняется как «учитель, воспитатель, руководитель, человек, который передает другим свои знания и опыт». В общелингвистическом плане лексема наставник выступает синонимом слову учитель. В условиях реализации ФГОСпроявляются родовидовые отношения между данными словами, когда лексема наставник указывает на ту роль, которую должен играть учитель в образовательно-воспитательном процессе: учитель-наставник рассматривается как человек, который умеет оказывать адресную помощь, не только избавляет от проблемной ситуации, но и способствует ее преодолению. При этом деятельность учителя-наставника направлена не только на учащихся, но и на коллег.
Второе по популярности слово знания свидетельствует о том, что представление об учителе тесно связано некими сведениями, которые ещё не знает учащийся и которыми готов поделиться педагог. Учитывая современную роль учителя в школе, можем считать данное слово входящим в традиционное представление об учителе. Ещё один частотный ассоциат – школа, характеризует учителя по отнесенности к учебному заведению, в котором и осуществляютсяобразовательный и воспитательный процессы, и где находятся субъекты обозначенных процессов, в которых происходит становление и развитие под влияние педагога.
Интересным нам показалось и то, что некоторые из реципиентов вкладывают с слово «учитель» такое же значение, как и в слово «преподаватель». Например, «Человек, способный действительно расширить твой круг знаний, тот, кто может заинтересовать, а также тот, кто будет относиться к каждому своему ученику с пониманием и хотя бы небольшим личным участием». Данные определения учителя соответствуют характеристикам педагога в соответствии с ФГОС. Человек активный, креативный, обладающий эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью, являющийся не только ретранслятором знаний, но и умеющий направлять и учить их добывать, а главное – пользоваться ими.
По результатам опроса можем сделать выводы об образе учителя. Современный педагог должен обладать таким качеством, как эрудированность. Он – хороший педагог и психолог одновременно. На сегодняшний день узкие знания в одном лишь направлении не могут позволить учителю стать достойным примером для подражания. Интернет-технологии и различные электронные ресурсы позволяют обучающимся самостоятельно распоряжаться знаниями и способами их получения. Учитель – хороший учитель – натура творческая, необходимая для воспитания конкурентноспособных, нестандартно мыслящих учеников.
Также стоит отметить и частотность ответов, отсылающих ко внешнему виду учителя и к его чертам характера, которые делают учителя образцом: элегантная \ деловая (5), пример для подражания (4), доброта / доброе (4). Подобные ассоциации о ретрансляторе информации свидетельствуют о внимательном отношении не только к профессиональным особенностям представителя этой профессии, но и к необходимости тщательного подбора внешнего вида учителя. И этот внешний вид подкреплён соответствующими чертами характера, которые располагают к себе. Основным качеством, которым должен обладать учитель, является доброта. Как известно, доброта – это «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» [Ожегов, 1993, с.314]. Следовательно, учитель должен обладать этим качеством. Перефразируя слова А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно – и внешний облик и внутренний мир – , можно со всей уверенностью утверждать, что это высказывание относится именно к учителю. Когда в гармонии находится внешний вид и внутренний мир учителя, то он становится образцом для подражания для своих учеников.
Таким образом, ассоциативный эксперимент со словом-стимулом учитель показал, что в языковом сознании студентов ЕИ К(П)ФУ в первую очередь бытует представление об учителе как опытном педагоге, способном помочь в трудных ситуациях, хранящем и передающем знания о мире и осуществляющем свою деятельность в стенах среднего образовательного учреждения, следящим за собой и за своим внешним видом.