Статья:

Особенности восприятия образа учителя в сознании студентов педагогических вузов

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Яхина А.Ф. Особенности восприятия образа учителя в сознании студентов педагогических вузов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности восприятия образа учителя в сознании студентов педагогических вузов

Яхина Алсу Фазыловна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Закирова Оксана Вячеславовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

С тех пор, как антропоцентризм стал одним из ведущих направлений в современной лингвистике, не только различные языковые явления и факты изучаются через призму человеческого восприятия, но и исследование того, как сам человек отражается в языке, приобрело особую актуальность. Образ человека,оставляя свой отпечаток в языке, проявляетсяи в сознании отдельной личности, и в сознании множества людей. Коллективное языковое сознание определяется специалистами как «структурно организованная совокупность чувственных и умственных образов, воплощенных в значениях слов, фразеологизмов и других единиц языка» [Алефиренко,  2007, с.34].  В коллективном сознании находят своё отражениепреимущественно образы, которые являются значимыми  для социума, таковым, на наш взгляд, можно считать образ учителя.

Современная реальность такова, что действительный образ учителя внесён в рамки Федерального государственного стандарта образования. Все необходимые компетенции для учителя подробно расписаны там. Результаты данного теста лишь подтверждают необходимости следования рекомендациям, указанным министерством образования.

Принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», введение федеральных государственных образовательных стандартов на всех ступенях непрерывного образования требуют от современного учителя новых подходов, форм и методов работы с обучающимися.

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования (ФГОС) вносят существенные изменения в понимание целей образования. Вместе с тем в ФГОС сохраняется традиционный подход к образованию, ориентированный на достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей. Конкретизация каждой из названных групп целей представлена соответствующим перечнем предметных, личностных и метапредметных результатов, сформулированных с опорой на современные запросы общества и на достижения педагогической науки. Описанные во ФГОС цели образования находят отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, в рабочих программах по предмету и в итоге в целях каждого конкретного урока. Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия новых образовательных ориентиров. Но постановка цели является только первым шагом в осуществлении педагогической деятельности, далее необходимо планирование деятельности, отбор инструментария, средств для её осуществления, контролирование и оценка результатов. В данной статье обсуждается проблема выбора учителем инструментария для достижения современных образовательных результатов, а именно, проблема выбора методов обучения.

Современная система образования как никогда ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому, на наш взгляд, целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.

Согласно федеральному государственному образовательному стадарту педагог сегодня, в первую очередь, выполняет управляющую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. Но вместе с тем, учитель не может подняться над педагогическим процессом, он остается его активным участником, значит, являясь организатором образовательной деятельности, он отчасти остается и её исполнителем, а это означает, что учитель по отношению к себе осуществляет образовательную деятельность, то есть учится вместе со своими учениками, только в отличие от них он учится учить, а они - учиться, то есть осуществлять педагогическую деятельность по отношению к себе.

Целью настоящего исследования является изучение того, каким предстает в языковом сознании современных студентов образ учителя.

Материалом для исследования послужили данные ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 236 студентов факультета филологии и истории Елабужского института К(П)ФУ.

Испытуемым в качестве слова-стимула была предложена лексема учитель. Реципиентамбыло необходимо в качестве реакции-ответа назвать первые, пришедшие на ум, вербальные ассоциации, которые у них вызывает слово учитель. Нами учитывались как частотные, так и единичные ответы. Однотипные ассоциативные реакции рассматривались нами как один ответ.

Представим переченьассоциатов, названных при ответе более одного раза, распределив их от наиболее частотных к наименее частотным: Наставник / духовный наставник (11), знания/ источник знаний, даёт знания (9), школа (8), ответственный /ответственность (7), элегантная \ деловая (5) пример / пример для подражания (4), доброта / доброе  (4),  оценка / оценки (3), справедливый (3), дети (3), женщина (2), низкая зарплата (2),  интеллигентность / интеллигенция (2), друг (2), поддержка (2), урок /уроки (2), нервы / испорченные нервы (2),  журнал (2), пунктуальность (2), понимание (2) усталость (2), красная ручка / красная паста (2), очки (2), альтруист (2), любовь к детям (2), образец (2).

Как показывает перечень ассоциатов, наиболее популярным ответом оказалось слово наставник.В классических толковых словарях данноесловообъясняется как «учитель, воспитатель, руководитель, человек, который передает другим свои знания и опыт». В общелингвистическом плане лексема наставник выступает синонимом слову учитель. В условиях реализации ФГОСпроявляются родовидовые отношения между данными словами, когда лексема  наставник  указывает на ту роль, которую должен играть учитель в образовательно-воспитательном процессе: учитель-наставник рассматривается как человек, который умеет оказывать адресную помощь, не только избавляет от проблемной ситуации, но и способствует ее преодолению. При этом деятельность учителя-наставника направлена не только на учащихся, но и на коллег.

Второе по популярности слово знания свидетельствует о том, что представление об учителе тесно связано некими  сведениями, которые ещё не знает учащийся и которыми готов поделиться педагог. Учитывая современную роль учителя в школе, можем считать данное слово входящим в традиционное представление об учителе. Ещё один частотный ассоциат – школа, характеризует учителя по отнесенности к учебному заведению, в котором и осуществляютсяобразовательный и воспитательный процессы, и где находятся субъекты обозначенных процессов, в которых происходит становление и развитие под влияние педагога.

Интересным нам показалось и то, что некоторые из реципиентов вкладывают с слово «учитель» такое же значение, как и в слово «преподаватель». Например, «Человек, способный действительно расширить твой круг знаний, тот, кто может заинтересовать, а также тот, кто будет относиться к каждому своему ученику с пониманием и хотя бы небольшим личным участием». Данные определения учителя соответствуют характеристикам педагога в соответствии с ФГОС. Человек активный, креативный, обладающий эмоциональным интеллектом и стрессоустойчивостью, являющийся не только ретранслятором знаний, но и умеющий направлять и учить их добывать, а главное – пользоваться ими.

По результатам опроса можем сделать выводы об образе учителя. Современный педагог должен обладать таким качеством, как эрудированность. Он – хороший педагог и психолог одновременно. На сегодняшний день узкие знания в одном лишь направлении не могут позволить учителю стать достойным примером для подражания. Интернет-технологии и различные электронные ресурсы позволяют обучающимся самостоятельно распоряжаться знаниями и способами их получения. Учитель – хороший учитель – натура творческая, необходимая для воспитания конкурентноспособных, нестандартно мыслящих учеников.

Также стоит отметить и частотность ответов, отсылающих ко внешнему виду учителя и к его чертам характера, которые делают учителя образцом: элегантная \ деловая (5), пример для подражания (4), доброта / доброе (4). Подобные ассоциации о ретрансляторе информации свидетельствуют о внимательном отношении не только к профессиональным особенностям представителя этой профессии, но и к необходимости тщательного подбора внешнего вида учителя. И этот внешний вид подкреплён соответствующими чертами характера, которые располагают к себе. Основным качеством, которым должен обладать учитель, является доброта. Как известно, доброта – это «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» [Ожегов,  1993, с.314]. Следовательно, учитель должен обладать этим качеством. Перефразируя слова А.П. Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно – и внешний облик и внутренний мир – , можно со всей уверенностью утверждать, что это высказывание относится именно к учителю. Когда в гармонии находится внешний вид и внутренний мир учителя, то он становится образцом для подражания для своих учеников.

Таким образом, ассоциативный эксперимент со словом-стимулом учитель показал, что в языковом сознании студентов ЕИ К(П)ФУ в первую очередь бытует представление об учителе как опытном педагоге, способном помочь в трудных ситуациях, хранящем и передающем знания о мире и осуществляющем свою деятельность в стенах среднего образовательного учреждения, следящим за собой и за своим внешним видом.

 

Список литературы:
1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2007, с.34
2. ФГОС. URL: https://минобрнауки.рф/документы/336 (дата обращения 15.05.2018)
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.