ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
В настоящее время вопрос о наиболее актуальной модели образования в изучении иностранных языков стоит довольно остро. Ведь в связи с исчерпывающим количеством информации, появляется все больше и больше средств обучения и методов освоения иностранного языка, как в образовательном учреждении, так самостоятельно. Какой вариант построения урока является наиболее качественным, универсальным и новаторским?
Ученые выделяют четыре основные модели образования: 1). традиционная – система передачи учителем базовых знаний и вариантов решения проблемы. 2). рационалистическая – модель, в ходе которой учащиеся приспосабливаются к жизни, приобретают адаптивный поведенческий репертуар. 3). гуманистическая модель, ставящая личность обучающегося и его развитие в центр образовательного процесс и нацеленная на личностный рост, индивидуальный подход, создает условия для самопознания, предоставляет свободу выбора и самореализации. 4). неинституциональная модель, не ориентирующаяся на концепцию образовательных институтов. Это обучение на основе решения «естественных» жизненных задач, решение поставленных вопросов опытным путем. [2, с.26]; [3, с.177]. Двумя основными парадигмами можно считать традиционную и гуманистическую модели. [1, с. 224].
Перевернутый класс (урок) — разновидность смешанного обучения (Blended learning), т.е. сочетания традиционной и неинституциональной моделей. Это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома в формате видеолекции (водкаста) с общим представлением изучаемой темы. Во время самостоятельной работы учащиеся могут задавать вопросы, обратившись к справочнику FAQ (часто задаваемые вопросы), к другим ученикам, задать вопрос в специальном сервисе для создания водкастов или же направить его учителю через встроенную электронную почту. Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Данная технология берет свое начало весной 2007 года, когда два учителя - Аарон Сэмс и Джонатан Бергман создали продукт, позволяющий показывать слайдшоу в PowerPoint вместе с голосовым сопровождением и текстовыми заметками, затем конвертирующийся в видеофайл, легко передающийся онлайн, к которому прогуливающие студенты всегда могли иметь доступ [6].
Основными преимуществами «перевернутого урока» выступают персонализация учебного пространства, самостоятельная познавательная деятельность, использование технологических инструментов в образовании, решение проблем путем создания собственных идей, а не только действие на основе существующих материалов, а также возможность осваивать новую информацию в индивидуальном темпе. Главным недостатком является отсутствие гарантии, что все студенты выполнят задание и будут подготовленными, от чего будет зависеть участие всех студентов и успешность «перевернутого класса» [4, с.48-55].
Вариант применения технологии «перевернутый класс» на уроке французского языка на примере темы «Le passe-temps. Les loisirs et l`hobbies» 7 класс.
Как показывает опыт использования технологии «перевернутый класс» на уроках иностранного языка, решающую роль в обучении играет сотрудничество и групповая работа. Одним из вариантов обучения в сотрудничестве называется «Jigsaw». Он разработан профессором Эллиотом Аронсоном в 1978 году.
Учитель выставляет собственный видеоматериал на платформах learningapps.org, wardwall.net, hippo video и др. с теоретической составляющей: необходимая лексика по изучаемой теме (sports, musique et cinéma, art, animaux et plantes, école, etc.), используемая в дальнейшем на уроке, грамматика в ознакомительной форме (употреблением временных форм изъявительного наклонения: present, passe compose, imparfait). Дети самостоятельно в дистанционном формате знакомятся с темой и при необходимости задают вопросы, выполняют задания на проверку. Затем на уроке происходит работа в группах на полную отработку изученного материала в самостоятельном формате под руководством педагога. Детям предлагается разделиться на группы по 5-6 человек, каждая из которых работает над определенной темой, которая в свою очередь разбита на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы составляет материал по своей части. Например, дано 5 лексических подблоков темы «Свободное время»: Спорт, музыка, игры, прогулки, кино. Ученики должны на базе изученного материала в творческой форме составить мини-презентацию своего блока, например рассказать, каким спортом занимается каждый член команды или не занимается вовсе, почему ему нравится данный спорт и т.д. Работа может быть представлена, как в формате диалога/полилога, сценки или группового ответа по ролям, так и в виде презентации, если на уроке есть доступ к компьютерам у каждой мини-команды. Так происходит отработка лексики (ученики никогда не знают, какая тема попадется им на очном занятии), а также мощная работа над аспектом говорения. На уроке нет места пассивному времяпрепровождению – все сводится исключительно к активной деятельности под руководством учителя. Информация закрепляется очень успешно. Ученики обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Другие учащиеся докладывают о своей части задания. Поскольку единственный путь освоить материал всех фрагментов – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны педагога не требуется. Члены групп заинтересованы, чтобы их коллеги добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. [5, с. 33-34].
Таким образом, с самого начала группа имеет двойную задачу: академическую – достижение какой-то познавательной цели и социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.