Беллетристика как срединное пространство литературы
Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Беллетристика как срединное пространство литературы
Аннотация. В статье рассматривается развитие беллетристики как литературного феномена, изучено определение понятия «беллетристика». Автор выделяет особенности текста, которые позволяют отличить беллетристику от смешанных с нею литературных пластов.
Ключевые слова: беллетристика, литература, автор, текст, литературоведение.
Функционирование литературы обнаруживает себя в различных проявлениях. Особенно интересным среди них, на наш взгляд, выступают литературные иерархии. Деление художественных произведений на определенные классы, для которых характерна своя уникальная специфика, позволяет расширить представления об искусстве слова, ощутить его многогранность, способствует раскрытию системного характера литературы.
Вместе с тем обращение к литературным иерархиям дает возможность проследить тенденцию, с одной стороны, к выполнению литературными произведениями своего художественного предназначения, а с другой – к сознательному от него уклонению.
Надо заметить, что в литературоведении уже достаточно давно предпринимаются настойчивые попытки градационного деления литературы. В результате такой деятельности в терминологический инструментарий данной науки вошли в обиход понятия «литературный ряд» и «литературная вертикаль». В соответствии с ними были введены ряд других категорий, непосредственно отражающих литературную иерархию: «высокая литература» (классическая, отвечающая канонам строгости и подлинной художественности), «массовая литература» (преимущественно тривиальная, бульварная) и беллетристика.
Если понятия «литературного верха» и «литературного низа» и по наши дни вызывают среди литературоведов разнотолки, то во взглядах на беллетристику как срединное пространство литературы наблюдается определенное постоянство. При этом нужно подчеркнуть, что с течением времени значение данного понятия существенно изменилось, и сегодня оно совершенно не соответствует тому, которое имело прежде.
Слово «беллетристика» происходит от французского belles letters, что в переводе значит «изящная словесность». Устаревшая версия данного слова служила для использования в качестве определения художественной литературы в широком смысле, в узком – повествовательной прозы [3, с. 166].
Беллетристику нередко воспринимают в качестве звена «литературного низа», иногда даже отождествляют с ним. Мы же придерживаемся позиции, согласно которой беллетристика – это литература «второго ряда», принципиально отличающаяся от «чтива» и имеющая перед ним очевидные достоинства.
Н.Л. Вершинина в книге «Русская беллетристика 1830-1940 гг.» анализирует литературу «второго ряда» в период ее интенсивного становления и отмечает ее «усредненный» [1, с. 146], «маргинальный» [1, с. 49] характер. Беллетристика отразила развитие подражательной культуры словесности, но вместе с тем, как полагает автор, оказала значимое воздействие на динамику общекультурного развития, выступив в качестве ее движущего фактора.
Отличительной чертой беллетристики является ее неоднородность. Она обнаруживает себя прежде всего в отсутствии масштабности и сколько-нибудь выраженной художественной оригинальности произведений, которые коррелируют с параметрами, присущими «литературному низу». Однако, наряду с устремлениями «литературного верха», беллетристика касается злободневных для современников вопросов, связанных с судьбой государства, интеллектуальными и духовными потребностями личности.
Писатели-беллетристы, как показывает историческая хроника, не делали каких-либо собственно художественных открытий, но могли сказать о жизни русского человека что-то действительно оригинальное. В.И. Немирович-Данченко, например, открыл феномен мирского праведничества, обосновав его в качестве фактора национальной жизни русских людей. В поле зрения автора оказались облик и судьбы тех, кто имеет большое сердце, на зачастую неприметен для окружающих.
Многие художественные произведения «второго ряда» литературы, воплотив насущные идеи и потребности исторического момента, ушли в безвестность, так и не став вневременным литературным достоянием. Такая участь постигла творения В. Соллогуба, М. Загоскина, Д. Григоровича, И. Потапенко и др. [4, c. 263].
Также нужно подчеркнуть, что беллетристика отличается неоднородностью ценностных ориентаций. Откликаясь или выражая стремление откликнуться на литературно-общественные веяния, она может быть как проникнута элементами новизны, так и полностью ее лишена, отражая преимущественно подражательный, эпигонский опыт работы над художественным произведением.
Отдельного внимания заслуживает понятие «эпигонство», произошедшее от древнегреческого epigonoi – «родившиеся после». Данный термин служит определением для «нетворческого следования традиционным образцам» в процессе литературного творчества. Эпигонство находит себя в назойливом повторении и эклектическом варьировании хорошо известных литературных тем, сюжетов и мотивов, часто ассоциируется с подражанием передовым писателям [2, с. 63].
Серьезная беллетристика лишена эпигонских признаков. Она составляет важный пласт, служащий пограничным звеном между литературой верхнего и нижнего яруса. Срединное пространство литературы значимо не только для современного состояния словесности, но также и для понимания исторического контекста социальной и культурно-художественной жизни минувшего времени. Ценность беллетристики иногда возрастает настолько, что ее могут возводить в ранг «литературы верха». К образцам так называемой канонизированной беллетристики относят такие художественные произведения, как «Разгром» и «Молодая гвардия» А.А. Фадеева, «Гроза» Н.А. Островского [5, c. 437].
Наряду с беллетристикой, ориентированной на отражение насущных тем, существует развлекательная. Однако необходимо понимать, что хотя она и нацелена на бездумное чтение, тяготеет к авантюрности, простовата, но, тем не менее, существенно отличается от «литературного низа» наличием оригинального содержания. Развлекательная беллетристика не имеет ничего общего с безликой массовой продукцией, она полна индивидуализма, авторского своеобразия. К ярким примерам такой литературы можно отнести, например, произведения А. Дюма-отца, А. Конан-Дойля, С. Кинга и др.
Как срединное пространство литературы беллетристика соприкасается и с классической, и с массовой литературой. Чаще всего она взаимодействует с такими жанрами, как авантюрный и исторический роман, детектив и научная фантастика.
Таким образом, в современном литературоведении наблюдается постоянство воззрений на беллетристику как на срединный литературный пласт, активно реализующий свое промежуточное положение через взаимодействие с жанрами «литературы верха» и «литературы низа». Беллетристика является уникальным явлением в литературе и повсеместно развивается в наше время. Об интенсивности ее развития говорить сложно, но беллетристика и сегодня служит на пользу отражению общественных и культурно-художественных тенденций, отражает насущные для современников вопросы интеллектуального и духовного становления.