Образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Культурология
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер»
Вопрос об отношении человека к смерти связывают с чувством страха, тревожного ожидания. Однако дело обстоит значительно сложнее. Отношение к смерти - одно из самых устойчивых в истории представлений, эмоций, изучение которых позволяет выявить определенные закономерности и тенденции в формировании жизненных установок и моделей поведения. Смерть один из самых загадочных и таинственных феноменов, постоянно привлекавших и гипнотизировавших человека и его мысли. Смерть есть тайна, о которой известно только то, что она есть: человек практически лишен возможности описать ее «изнутри», как нечто пережитое и прочувствованное. Такая двойственность - одновременно простота и таинственность - порождает особое отношение к смерти в истории развития человеческого мироощущения. Художественная интерпретация смерти – не редкость в мировой литературе.
Художники слова разных эпох и менталитетов в своих произведениях обращаются к теме смерти и описанию ее образа. В романе немецкоязычного писателя Патрика Зюскинда (р. 1949) «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) образ смерти сопровождает путь к созданию идеального аромата, аромата, из-за которого главный герой поплатился и собственной жизнью. В финале беспощадная смерть забирает Ж.-Б. Гренуя в свои покои. Однако для героя – это не трагедия, а самоцель, так как он достигает искомого совершенства и власти над людьми.
П. Зюскинд повествует о гениальном человеке, жившем в восемнадцатом веке в Париже. Имя его - Жан-Батист Гренуй. Гениальность и исключительность героя заключается в способности различать мельчайшие частицы запаха. Он мог бы стать неповторимым парфюмером. Но способ добычи и создания ароматов, выявил в нем злодея, который убивает девственно чистых девушек ради извлечения идеального запаха. Зюскинд называет Гренуя циничным чудовищем, одарённым, обладающим непонятным талантом, человеком со странными взглядами и безумными мечтами.
Писатель называет его мизантропом, ненавидящим общество, и всячески подчеркивает ненормальность подобных взглядов. Гренуй ненавидит белый свет, жизнь интересна ему лишь как возможность глобального эксперимента, в котором люди выступают подопытными экспонатами, воспринимающими запахи на иррациональном уровне, не контролируя их, в отличие от главного героя Мир, в котором рождается и живет герой, вовсе не представляется сплошным царством добра и любви. Более того, нечто позитивное вообще трудно найти в окружении главного героя. С самого рождения мир враждебен Греную, и движущей силой, толкающей его на преступление, является не только его безудержная страсть к созданию совершенного запаха, но и постоянное чувство отверженности от мира. Детство и младенчество Гренуя - это «постоянная борьба за выживание в безжалостном и равнодушном мире. С самого рождения он был обречен быть отвергнутым, нежеланным и непонятым» [Зверев 2001: 289].
Обстоятельства появления Ж.-Б. Гренуя на свет описаны П. Зюскиндом с помощью образов разложения и смерти: «... в самом вонючем месте всего королевства, 17 июля 1738 года родился Жан-Батист Гренуй. То был один из жарких дней года. Жара, словно олово, висела над кладбищем, тленный угар, который отдавал гнилыми арбузами и обугленными копытами» (Зюскинд). Когда начались схватки, мать Гренуя стояла возле рыбной палатки и чистила рыбу, которая воняла так, что ее запах превосходил трупный. Смерть сопровождает младенца с самого рождения, она народится с ним бок о бок, но не смотря на это, мальчику суждено было выжить.
Отметим, что на протяжении всего романа красной нитью проходит тема «смерти», ее образ нетрудно заметить в отдельных эпизодах. Последовательно погибают все до единого персонажи, которые так или иначе были связаны отношениями с Гренуем. Более того, все эти смерти очень похожи типологически: они проходят совершенно бесследно, во-первых, для мира, а во-вторых, для повествования. И даже если Зюскинд попросту хотел устранить более не нужных ему персонажей, зачем понадобилось объединять их смерти неким общим признаком? Ведь это уже закономерность, а где закономерность, там наличествует и детективная интрига.
Первой умирает мадам Гайар, у которой маленький Гренуй был, так сказать, на воспитании. Эта женщина (кстати, начисто лишённая обоняния, как её воспитанник - запаха), очевидно, проходной, эпизодический персонаж, тем не менее с ней связан образ смерти, сопровождающий все действия героя. Автор рассказывает о ней целую историю. Мадам Гайар всю жизнь навязчиво мечтала только об одном - о частной смерти, чтобы не на виду, не оптом, не в богадельне. Но, разумеется, умерла она - спасибо Французской революции - именно в богадельне, в одной кровати с пятью другими старухами и была похоронена в братской могиле под толстым слоем негашёной извести. В образе этой смерти нет ничего сверхъестественного, она предстает перед читателем как обыденность.
После же настает очередь Грималя, получившего от мадам Гайар в помощники Гренуя. Он быстро оценил сотрудника, но и это ему никак не помешало уступить его за хорошие деньги великому парфюмеру Бальдини. Грималь решил, что провернул наивыгоднейшую сделку того времени, он напился до такой степени, что упал в речку и утонул. «Труп его, никем не замеченный, (что еще раз доказывает повседневность смерти) поплыл под мостом, вдоль того самого дома, где теперь отходил ко сну Гренуй, без единой мысли о своем предыдущем, ныне мертвом хозяине» [Зверев 2001: 259].
После этого погиб и сам Бальдини. Это произошло также в день расчета с учеником. Когда Гренуй ушёл, мост Менял той же ночью обрушился в воду, пропав при этом совершенно бесследно. «Единственное же, что осталось от Джузеппе Бальдини, на тот момент лучшего парфюмера Европы, это был его неповторимый аромат, сочетающий в себе смесь мускуса, корицы, уксуса, лаванды и тысячи соединений, который ещё много недель плыл по течению Сены от Парижа до Гавра» (Зюскинд). Смерть как будто гонится за Гренуем, но успевает уничтожить только его спутников.
От маркиза Тайада-Эспинасса, приютившего Гренуя, когда он, наконец, покинул пещеру и явился в Грасс, в итоге тоже не осталось даже никакой материально-телесной оболочки - просто ушёл человек навстречу своему витальному духу и не вернулся.
Бесследно исчезает еще один персонаж, которому пришлось соприкоснуться с парфюмером: Доминик Дрюо, у которого Гренуй обучался анфлеражу. Беднягу осудили на смерть вместо самого Гренуя, наспех, без свидетелей, казнили и немедленно зарыли труп.
Истории смертей персонажей, жизни которых, так или иначе, пересеклись с жизнью Ж.-Б. Гренуя, соединяются в единую бесследную цепочку, а перед читателем смерть предстает как безликое, хладнокровное и равнодушное существо, как и сам Гренуй.
Наконец, в финале романа полностью дематериализуется и главный герой. Гренуй поплатился жизнью за свою безумную идею: нельзя насилием и обманом завоевать любовь у толпы, отнимая метафорически через запахи красоту души у людей страшным методом и превращая ее в неестественные убийственные духи «любви».
Сожранный клошарами в том самом месте, где когда-то появился на свет, «Жан-Батист Гренуй до последней косточки исчез с лица земли» (Зюскинд).
Итак, образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер» сопровождает читателя на протяжении всего произведения, предстает как беспощадное существо, идущее рука об руку рядом с жизнью.