Статья:

Образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер»

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Новикова А.С. Образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер» // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(18).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер»

Новикова Алина Сергеевна
студент, Старооскольский филиал Белгородского Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол
Лазуткина Олеся Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, Старооскольский филиал Белгородского Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол

 

Вопрос об отношении человека к смерти связывают с чувством страха, тревожного ожидания. Однако дело обстоит значительно сложнее. Отношение к смерти - одно из самых устойчивых в истории представлений, эмоций, изучение которых позволяет выявить определенные закономерности и тенденции в формировании жизненных установок и моделей поведения. Смерть один из самых загадочных и таинственных феноменов, постоянно привлекавших и гипнотизировавших человека и его мысли. Смерть есть тайна, о которой известно только то, что она есть: человек практически лишен возможности описать ее «изнутри», как нечто пережитое и прочувствованное. Такая двойственность - одновременно простота и таинственность - порождает особое отношение к смерти в истории развития человеческого мироощущения. Художественная интерпретация смерти – не редкость в мировой  литературе.

Художники слова разных эпох и менталитетов в своих произведениях обращаются к теме смерти и описанию ее образа. В романе немецкоязычного писателя Патрика Зюскинда (р. 1949) «Парфюмер. История одного убийцы» (1985) образ смерти сопровождает путь к созданию идеального аромата, аромата, из-за которого главный герой поплатился и собственной жизнью. В финале беспощадная смерть забирает Ж.-Б. Гренуя в свои покои. Однако для героя – это не трагедия, а самоцель, так как он достигает искомого совершенства и власти над людьми.

П. Зюскинд повествует о гениальном человеке, жившем в восемнадцатом веке в Париже. Имя его - Жан-Батист Гренуй. Гениальность и исключительность героя заключается в способности различать мельчайшие частицы запаха. Он мог бы стать неповторимым парфюмером. Но способ добычи и создания ароматов, выявил в нем злодея, который убивает девственно чистых девушек ради извлечения идеального запаха. Зюскинд называет Гренуя циничным чудовищем, одарённым, обладающим непонятным талантом, человеком со странными взглядами и безумными мечтами.

Писатель называет его мизантропом, ненавидящим общество, и всячески подчеркивает ненормальность подобных взглядов. Гренуй ненавидит белый свет, жизнь интересна ему лишь как возможность глобального эксперимента, в котором люди выступают подопытными экспонатами, воспринимающими запахи на иррациональном уровне, не контролируя их, в отличие от главного героя Мир, в котором рождается и живет герой, вовсе не представляется сплошным царством добра и любви. Более того, нечто позитивное вообще трудно найти в окружении главного героя. С самого рождения мир враждебен Греную, и движущей силой, толкающей его на преступление, является не только его безудержная страсть к созданию совершенного запаха, но и постоянное чувство отверженности от мира. Детство и младенчество Гренуя - это «постоянная борьба за выживание в безжалостном и равнодушном мире. С самого рождения он был обречен быть отвергнутым, нежеланным и непонятым» [Зверев 2001: 289].

Обстоятельства появления Ж.-Б. Гренуя на свет описаны П. Зюскиндом с помощью образов разложения и смерти: «... в самом вонючем месте всего королевства, 17 июля 1738 года родился Жан-Батист Гренуй. То был один из жарких дней года. Жара, словно олово, висела над кладбищем, тленный угар, который отдавал гнилыми арбузами и обугленными копытами» (Зюскинд). Когда начались схватки, мать Гренуя стояла возле рыбной палатки и чистила рыбу, которая воняла так, что ее запах превосходил трупный. Смерть сопровождает младенца с самого рождения, она народится с ним бок о бок, но не смотря на это, мальчику суждено было выжить.

Отметим, что на протяжении всего романа красной нитью проходит тема «смерти», ее образ нетрудно заметить в отдельных эпизодах. Последовательно погибают все до единого персонажи, которые так или иначе были связаны отношениями с Гренуем. Более того, все эти смерти очень похожи типологически: они проходят совершенно бесследно, во-первых, для мира, а во-вторых, для повествования. И даже если Зюскинд попросту хотел устранить более не нужных ему персонажей, зачем понадобилось объединять их смерти неким общим признаком? Ведь это уже закономерность, а где закономерность, там наличествует и детективная интрига.

Первой умирает мадам Гайар, у которой маленький Гренуй был, так сказать, на воспитании. Эта женщина (кстати, начисто лишённая обоняния, как её воспитанник - запаха), очевидно, проходной, эпизодический персонаж, тем не менее с ней связан образ смерти, сопровождающий все действия героя. Автор рассказывает о ней целую историю. Мадам Гайар всю жизнь навязчиво мечтала только об одном - о частной смерти, чтобы не на виду, не оптом, не в богадельне. Но, разумеется, умерла она - спасибо Французской революции - именно в богадельне, в одной кровати с пятью другими старухами и была похоронена в братской могиле под толстым слоем негашёной извести. В образе этой смерти нет ничего сверхъестественного, она предстает перед читателем как обыденность.

После же настает очередь Грималя, получившего от мадам Гайар в помощники Гренуя. Он быстро оценил сотрудника, но и это ему никак не помешало уступить его за хорошие деньги великому парфюмеру Бальдини. Грималь решил, что провернул наивыгоднейшую сделку того времени, он напился до такой степени, что упал в речку и утонул. «Труп его, никем не замеченный, (что еще раз доказывает повседневность смерти) поплыл под мостом, вдоль того самого дома, где теперь отходил ко сну Гренуй, без единой мысли о своем предыдущем, ныне мертвом хозяине» [Зверев 2001: 259].

После этого погиб и сам Бальдини. Это произошло также в день расчета с учеником. Когда Гренуй ушёл, мост Менял той же ночью обрушился в воду, пропав при этом совершенно бесследно. «Единственное же, что осталось от Джузеппе Бальдини, на тот момент лучшего парфюмера Европы, это был его неповторимый аромат, сочетающий в себе смесь мускуса, корицы, уксуса, лаванды и тысячи соединений, который ещё много недель плыл по течению Сены от Парижа до Гавра» (Зюскинд). Смерть как будто гонится за Гренуем, но успевает уничтожить только его спутников.

От маркиза Тайада-Эспинасса, приютившего Гренуя, когда он, наконец, покинул пещеру и явился в Грасс, в итоге тоже не осталось даже никакой материально-телесной оболочки - просто ушёл человек навстречу своему витальному духу и не вернулся.

Бесследно исчезает еще один персонаж, которому пришлось соприкоснуться с парфюмером: Доминик Дрюо, у которого Гренуй обучался анфлеражу. Беднягу осудили на смерть вместо самого Гренуя, наспех, без свидетелей, казнили и немедленно зарыли труп.

Истории смертей персонажей, жизни которых, так или иначе, пересеклись с жизнью Ж.-Б. Гренуя, соединяются в единую бесследную цепочку, а  перед читателем смерть предстает как безликое, хладнокровное и равнодушное существо, как и сам Гренуй.

Наконец, в финале романа полностью дематериализуется и главный герой.  Гренуй поплатился жизнью за свою безумную идею: нельзя насилием и обманом завоевать любовь у толпы, отнимая метафорически через запахи красоту души у людей страшным методом и превращая ее в неестественные убийственные духи «любви».

Сожранный клошарами в том самом месте, где когда-то появился на свет, «Жан-Батист Гренуй до последней косточки исчез с лица земли» (Зюскинд).

Итак, образ смерти в романе П. Зюскинда «Парфюмер» сопровождает читателя на протяжении всего произведения, предстает как  беспощадное существо, идущее рука об руку рядом с жизнью.

 

Список литературы:
1. Зюскинд, П. «Парфюмер. История одного убийцы» [Электронный ресурс] / П. Зюскинд.-Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=30824&p=1 
2. Зверев, А. Преступления страсти: Вариант Зюскинда [Текст] / А. Зверев // Иностранная литература. -М. - 2001. - №7. - С. 256-262.