Статья:

Исследование книжной культуры поколения Z

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Горячев В.В. Исследование книжной культуры поколения Z // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(41).pdf (дата обращения: 12.12.2023)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование книжной культуры поколения Z

Горячев Владислав Владимирович
студент, Институт нефти и газа, ФГБОУ ВО Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань
Немчинова Анна Леонидовна
научный руководитель, доцент, канд. филос. наук, доцент кафедры Гуманитарные науки и психология, ФГБОУ ВО Астраханский государственный технический университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. Неоднократно поднимается вопрос о снижении уровня книжной культуры среди молодежи. По общему мнению, в современном мире вследствие существования электронных устройств, интернета и развития других возможностей получения информации люди стали меньше уделять внимания прочтению литературы.

Целью работы является выяснение литературных предпочтений молодежи, оценка уровня книжной культуры людей в возрасте 19-22 лет.

В процессе исследования использовались методы логического, статистического анализа.

В статье будут рассмотрены теоретические знания о книжной культуре, а также данные, полученные в ходе опроса, проводимого среди студентов Института нефти и газа АГТУ. На основе сопоставления теоретических знаний и результатов опроса будет сформировано представление об уровне книжной культуры молодежи.

Abstract. The question of the decline in the level of book culture among young people has been repeatedly raised. It is generally agreed that in the modern world, due to the existence of electronic devices, the Internet and the development of other opportunities for obtaining information, people have begun to pay less attention to reading literature.

The aim of the work is to clarify the literary preferences of young people, to assess the level of book culture of people aged 19-22.

The research used the methods of logical, statistical analysis.

The article will consider theoretical knowledge about book culture, as well as data obtained during a survey conducted among students of the Institute of Oil and Gas of ASTU. Based on the comparison of theoretical knowledge and the results of the survey, an idea of ​​the level of the book culture of young people will be formed.

 

Ключевые слова: чтение, книжная культура, начитанность, литература

Keywords: reading, book culture, erudition, literature

 

Ставя задачей осмыслить проблемы и перспективы развития книжной культуры в информационном обществе, невозможно ограничиваться интуитивным пониманием данного явления.

Подход к определению книжной культуры предложил В.И. Васильев.

Суть предложенного подхода в определении книжной культуры через раскрытия её структуры.

Таким образом, в настоящей работе она понимается как совокупность материальных и духовных достижений общества на определенном этапе развития, что включает в себя «три комплексных системообразующих составляющих: культура книги, культура распространения книги в обществе, культура чтения».

При определении книжной культуры реализуется антропологический подход, в качестве приоритета выводятся именно понятия «культура», «человек».

Книга рассматривается в системе отношений между человеком и другим человеком, между человеком и обществом, между обществами прошлого и настоящего.  Книга, как продукт материального и духовного творчества, всегда несёт на себе отпечаток этих отношений – и на семантическом, и на синтаксическом, и на прагматическом уровне. 

С другой стороны, именно книга строит эти отношения, регулирует систему ценностей, типовые модели поведения, роли, которые играют люди. 

При рассмотрении книжной культуры с этой стороны можно увидеть, что книжная культура демонстрирует черты социального института как исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающих выполнение социальных функций, включающих совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения. 

В библиотековедении в качестве одного из методов исследований используется неоинституциональный подход.

Этот подход предполагает, что воспроизводство социального института в современных условиях – это результат квалифицированной деятельности активных деятелей (акторов) книжной культуры. 

Книжная культура как социальный институт не только ограничивает своими структурными рамками действия основного актора, но и одновременно стимулирует его участие в дальнейшем институциональном строительстве, вплоть до изменения самой структуры социального института в новых условиях.

Анализируя книжную культуру в русле этого подхода, мы без труда видим её основных игроков, или акторов, книжной культуры, от качеств которых, от способности к воспроизводству социальных отношений, обладающих актуальными характеристиками, и зависит специфика книжной культуры определённой эпохи.

Особенности рассмотрения книжной культуры в рамках неоинституционального подхода заключаются в полиакторности данного института: в основной круг акторов могут быть включены: автор, издатель, книготорговец, библиотекарь, библиограф, читатель, учёный-книговед. Устойчивая и организованная форма взаимодействия между этими акторами и есть основа книжной культуры как социального института.

Эти взаимодействия – фундаментальны, они неизменны по сути своей и варьируются только в ситуативном воплощении.

Фундаментом книжной культуры как социального института выступает жажда познания, которая воплощается в наших информационных потребностях, которые никогда не удовлетворяются в полной мере и потому не приводят к «чувству насыщения».

Наличие информационных потребностей и желаний не зависит от эпохи, от типа культуры, от уровня грамотности, и даже от умения или неумения читать.  Удовлетворение информационных потребностей личности с помощью книги и выступает социальной потребностью, позволяющей институализировать книжную культуру.

В этой связи очень важным является сформулированный Наталией Андриановной Слядневой принцип соблюдения соразмерности любых информационных явлений антропометрическим параметрам человека.

Данный принцип оказывает мощное воздействие на законы развития общества, на направленность прогресса в информационной сфере.

Личность человека, индивидуальное человеческое сознание (ёмкость памяти, каналов восприятия информации, коммуникативные возможности) являются критерием и мерилом информационных процессов социума.

В этом принципе воплощена гуманистическая природа взаимосвязи информационных параметров личности и общества, человека и ноосферы.

И это позволяет нам говорить о существовании фундаментального закона развития информационной среды и информационных коммуникаций - закона сохранения всех форм и средств информационной деятельности, методов и приёмов оперирования информацией, когда-либо изобретенных человеком.

Мною было проведено анкетирование среди студентов второго курса ИНиГ АГТУ. Ниже представлена анкета, которую заполняли респонденты и  результаты.

Таблица 1.

Анкета

Вопросы

Варианты ответов

Любите ли вы читать?

-да

-нет

Как часто вы читаете книги?

-достаточно часто

-иногда

-редко

Хотели бы вы уделять больше времени чтению?

-да

-нет

Какую литературу вы преимущественно читаете?

-учебные пособия

-художественная

-публицистика

-научная (не связанная с образовательным процессом)

Имеется ли у вас «домашняя библиотека»?

-да

-нет

Какой формат книги вы предпочитаете?

-бумажные

-электронные

Чем вы руководствуетесь при выборе книги?

-внешний вид/обложка

-рекомендации

-рецензии критиков

-интуиция

        

Около двух третей опрошенных (63%) заявили, что любят читать. При этом менее половины из них (30% от общего числа) посвящают своё время частому прочтению книг, большая же часть опрошенных (57%) занимается чтением литературы лишь иногда, и только 13%  респондентов заявили, что не интересуются прочтением литературы и делают это очень редко.

На вопрос "хотели бы вы уделять больше времени чтению?" 73% студентов ответили "да". Остальные 27% заявили, что не нуждаются в наличии времени на чтение.

Прочтению преимущественно учебных пособий уделяет время 47% учащихся. Остальные интересуются, почти в равной мере, литературой, не связанной с учебным процессом: 13% любят читать газеты, журналы, различные буклеты; 23% отдаёт предпочтение художественной литературе (романы, повести); остальные 13% увлекаются изучением научной литературы, не связанной напрямую с образовательным процессом.

83% опрошенных заявили, что предпочитают электронный формат книг, остальные 17% выбирают только бумажный вариант литературы.

При выборе книги значительная часть респондентов (43%) прислушиваются к рекомендациям друзей, 30% обращают внимание на её внешний вид, обложку, СМИ. Лишь 7% надеются на свою интуицию в выборе книги, а 17% доверяются мнениям критиков, представленных в рецензиях.

Исходя из проведенного опроса, можно сделать несколько выводов. В первую очередь, уровень начитанности среди молодежи остаётся достаточно высоким. Почти две трети опрошенных, по их заявлениям, любят читать, а 87% читают книги с определенным постоянством. При этом большая часть респондентов хотела бы уделять чтению больше времени.

Негативным показателем являются данные о типе литературы. Почти половина студентов читает преимущественно учебную литературу. Это может говорить о незаинтересованности в чтении как роде деятельности: читать приходится для образования, однако как только эта потребность исчезнет, скорее всего, люди перестанут читать.

Неожиданные результаты дал вопрос о предпочитаемом формате книг. Абсолютное большинство предпочитает электронный формат. Вероятно, это связано с компактностью и доступностью информации: электронные устройства способны не только хранить огромные объемы данных, для которых при печати пришлось бы использовать большие, тяжелые книги.

Однако это также подтверждает второй пункт.

Если у человека есть любимая книга, он, вероятно, найдет время и место для ее прочтения в бумажном виде. Зато в случае с учебной литературой, которой студент может пользоваться раз в неделю, или даже реже, такой формат неудобен - конспекты, учебники, методические пособия гораздо удобнее хранить и читать на электронном носителе.

В основном при выборе литературы люди руководствуются рекомендациям знакомых и своими собственными предположениями о книге. Лишь небольшая доля опрошенных прислушиваются к мнению критиков, что может говорить о достаточно низком уровне книжной культуры.

Если человек в не интересуется чтением книг, у него, с одной стороны, нет опыта в выборе критиков с похожими вкусами, с другой – не формируется сама культура использования рецензий других, незнакомых и неавторитетных в глазах читателя людей.

Для подтверждения сделанных выводов я сравнил результаты опроса, проведенного мною, с результатами аналогичных опросов, проводимых в других городах России. Для сравнения были использованы ответы студентов Оренбургского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова, Омского государственного университета путей сообщения, Рязанского государственного радиотехнического университета им. В. Ф. Уткина.

Исследование показало, что уровень заинтересованности в чтении находится на относительно высоком уровне.

Показатель для ОмГУПС составил несколько меньше – 58%, результаты РГРТУ оказались аналогичны результатам проведенного мною исследования.

Таблица 2.

Показатели

Вопрос

АГТУ

ОмГУПС

РГРТУ

Любите ли вы читать?

63% - да

58% - да

63% - да

           

Частота прочтения книг в разных городах имеет значительные отличия. Среди студентов Оренбургского филиала РЭУ 45% опрошенных заявили, что читают очень редко, в то время, как в АГТУ этот показатель составил лишь 13%.

Студенты ОмГУПС показали схожую со студентами АГТУ частоту чтения.

Таблица 3.

Показатели

Вопрос

АГТУ

ОФ РЭУ

ОмГУПС

Как часто вы читаете книги?

30%-часто

57%-иногда

13%-редко

23%-часто

31%-иногда

45%-редко

21%-часто

37%-иногда

16%-редко

26%-нет ответа

 

Важным показателем является доля учебной и профессиональной литературы в общем количестве используемой литературы. Согласно исследованию, 40% литературы, используемой студентами Оренбургского филиала РЭУ, является учебной. Для АГТУ этот показатель составляет 47%.

Таблица 3.

Показатели

Вопрос

АГТУ

ОФ РЭУ

Какую литературу вы преимущественно читаете?

 

47%-учебная

13%-журналы

23%-художественная

13%-научная

40%-учебная

13%-журналы

23%-художественная

13%-научная

 

Исходя из полученных данных, можно говорить о схожем уровне книжной культуры в различных городах России.

Это позволяет сделать выводы, актуальные не только для АГТУ и Астраханской области, но и для других регионов страны.

Таким образом, вопрос об уровне книжной культуры стоит достаточно остро. Как показало исследование, значительная доля молодежи с определенной периодичностью занимается чтением литературы.

В то же время значительную долю литературы составляют учебные пособия, необходимые в образовательном процессе, что ставит под сомнение заинтересованность студентов в самом процессе чтения.

В свою очередь, отсутствие заинтересованности может привести к прекращению чтения литературы после прекращения образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Васильев В.И. Книжная культура в отечественной истории: теоретические и историко-книговедческие аспекты: Дис…д-ра ист.наук. – М., 2006.
2. Лопатина Н.В. Теоретико-социологические новации в библиотековедении: подходы институциональный vs неоинституциональный// Культура: теория и практика. – 2014. - №1.
3. Сляднева Н.А. Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: Опыт системно - деятельностного анализа: Монография.- М.: Издательство МГИК, 1993 .- 226 с.
4. Сазонова Н. Е.  Отношение молодежи к чтению книг// Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы. Петрозаводск, 26 января 2020 года
5. Гостева Д. Н. Круг чтения современной молодежи (на примере студентов омского государственного университета путей сообщения)// Вестник омской православной духовной семинарии
6. Вэтра А.В. Чтение как часть духовно-нравственного развития учащейся молодежи// Курсантские исследования