Проблема реставрации и сохранение памятников архитектуры
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Культурология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Проблема реставрации и сохранение памятников архитектуры
Последнее столетие встает вопрос перед человечеством о сохранении памятников культурного наследия. При Советской власти формулировались основные принципы бережного отношения к историческим памятникам. Желание сохранить культурное наследие человечества коснулось так же и европейские страны. Урбанизация исторических центров городов, проявлялась в благоустройстве жилых территорий и в изменении привычного для нас ландшафта, что повлияло на восприятие памятников архитектуры, как на комплексы культурного наследия. Монументы прошлого, а именно творения архитектуры, призваны противостоять тенденциям дегуманизации, образующимся иногда как второстепенный результат ускоренного индустриального становления. Это все указывает на значимость сохранения памятников архитектуры и реставрации.
В любом городе присутствует, по меньшей мере 1 объект, который реставрируется, реконструируется и ориентируется на только минимальные, необходимые отличия от первоначального вида. Причины появившейся обстановки известны – катастрофично низкое финансирование реставрационной области, практически полностью потеря существовавшей государственной системы реставрационных предприятий, что и привело к разрушению школы реставраторов профессионального класса.
Работа с памятниками культуры – большая ответственность, как для заказчика, так и для всего населения города. Реставрацией называют возрождение и усиление конструкции исторических памятников, испорченных, деформированных или разрушенных временем, требующие квалифицированного подхода и взаимодействие различных специалистов. В ходе реставрации:
· упрочнение конструкции памятника с применением материалов, идентичным объекту, либо с использованием передовых технологий, не вредя памятнику;
· редрессация частей;
· удаление либо рекультивация элементов, изменившихся под химическим воздействием;
Реставрация, вместе с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение имеющегося вида памятника для наиболее полного выявления его художественных свойств, а также исключение наиболее поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя различается от фрагментарной реставрации не масштабом выполняемых работ, а целью – восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В такой ситуации проблема значения и сохранения наиболее поздних наслоений решается по-другому, нежели при фрагментарной реставрации, и ориентируется, сначала, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Реставрация зданий и архитектурных памятников имеет огромное значение в сохранении исторического наследия старинных российских городов. Эти строительные работы ведутся с целью сбережения и модернизирования технического состояния, архитектурных, функциональных и исторических отличительных особенностей строения. Реставрация нужна в тех случаях, когда сооружения, за значительные сроки службы, постарели, начали разрушаться, а вследствие этого, потеряли собственные неповторимые характеристики. По достоверным сведениям исследовательских центров, изучающих архитектурные объекты федерального значения, немалая часть значимых с исторической и культурной точки, зрения зданий и сооружений в регионах нашей страны имеет необходимость в реконструкции и реставрации. На Кавказских Минеральных Водах находится большое число таких объектов культурного наследия. Хотя в следствие ряда обстоятельств их количество ежегодно уменьшается, поэтому проблема сохранения архитектурного наследия в текущее время очень актуальна и имеет необходимость в решении. За многолетний период своего существования исторические объекты неоднократно подвергаются переделкам и перестройкам. Задача реставрации – возвратить им первоначальный, максимально приближенный к оригиналу вид. Хотя на такие строительные работы потребуются значительные материальные средства, которых часто не хватает. Восстанавливать и реставрировать архитектурные памятники гораздо дороже, чем сносить. Именно по данной причине почти все исторические строения городов КМВ не реставрируются. Эта политика может привести к тому, что через некоторое количество времени, на улицах не останется ни одного строения, которое могло бы что-нибудь рассказать о прошлом нашего города. Русский филолог Дмитрий Лихачев очень точно высказал суть проблемы в своем выражении: «Человек, который не любит смотреть старые фотографии родителей – не ценит их, а если человек равнодушен к памятникам истории – значит, он равнодушен к своей стране». Краеведы рассказывают о двух десятках архитектурных шедевров Кисловодска, которые были навсегда утрачены за прошедшие годы. К примеру, самый старый в городе дом (по архивам, построен еще в 1826 году), принадлежавший кисловодскому первопоселенцу Алексею Федоровичу Реброву, находящийся на улице Коминтерна.
Сейчас дом фактически разрушен – от двухэтажного деревянного строения сохранились лишь стены первого этажа. А все потому, что краевые и городские власти никак не имеют возможности решить, кто будет делать его реконструкцию. В то же время – это единственное здание в стране, где побывали сразу 3 великих русских писателя – Лев Толстой, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, а также цесаревич Александр (будущий император Александр II). Все же в городе Кисловодске проводятся восстановительные работы над многими историческими памятниками. Одно из реконструируемых сейчас зданий – Главные нарзанные ванны. Оно построено в 1901–1903 году по проекту архитектора А.Н. Клепинина в необычном для России мавританском стиле. Данный комплекс успешно вписывается в горный ландшафт города и подчеркивает игривое и свободолюбивое настроение курорта. Уникальное здание из желтоватого кирпича было облицовано майоликой, и декорировано цементной лепниной. Преобладающий мавританский стиль фасада здания комбинируется с мотивами северной Индии: богатая лепнина, обилие рельефов, наличники, характерные ступенчатые башенки. От главной центральной, двухэтажной части здания расходятся полукруглые одноэтажные крылья. Правую часть ансамбля украшает изысканный портик. Однако, общая симметрия здания не нарушена, так как правое крыло комплекса находится ниже, из-за своеобразного рельефа, чем остальные части. Над центральным входом расположен балкончик с многоплановыми арками. Крышу и козырьки строения украшает фигурная черепица, а у северного крыла симметрично сходятся марши лестниц. Но со временем здание начало разрушаться и ветшать, приходя в негодность. Долгое время Главные Нарзанные Ванны находились в аварийном состоянии. В 2010 году было принято решение о полной реставрации здания и обновлении оборудования. Однако, только в конце декабря 2015 года из федерального бюджета в рамках Программы были выделены средства на проведение ремонтно-реставрационные работы. На данном этапе уже очищен от загрязнения, отделан и окрашен декор центральной части здания. Заменены стропила и отремонтирована кровля, проведены другие работы. По итогам реконструкции ванны не только сохранят курортно-лечебное предназначение, но и станут ближе к своему изначальному виду. Как было отмечено, в течение 20 века объект перестраивался с целью максимального увеличения емкости, что не всегда шло ему на пользу. Завершение реконструкции вернет здание к тому виду, каким его спланировали более столетия назад. После ремонта Нарзанные Ванны должны стать не только архитектурной «изюминкой» Кисловодска, но и одним из лучших бальнеологических учреждений России.
Город неизбежно меняется, и каждое отдельное здание – тоже. Хорошо, если эти изменения приводят к усложнению, насыщению смыслами, а не упрощению и стиранию памяти, хорошо, если они дают возможность дальнейших позитивных трансформаций. При правильном подходе приспособление исторических зданий – это не только путь к их сохранению, но и способ сделать их ценными для каждого человека. Реставрацию следует рассматривать, как специфический творческий процесс. При этом вынесение решения о судьбе памятника не может быть доверено суждению одного человека, какой бы высокой квалификацией он ни обладал, а подтверждается авторитетным кругом специалистов. Все это повышает значение реставрации и реконструкции зданий и памятников архитектуры.