Статья:

Особенности развития когнитивной сферы ребенка с ДЦП дошкольного возраста

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кудрина К.С. Особенности развития когнитивной сферы ребенка с ДЦП дошкольного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития когнитивной сферы ребенка с ДЦП дошкольного возраста

Кудрина Карина Сергеевна
студент, Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет, РФ, г. Пермь
Аюпова Елена Евгеньевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Детям с детским церебральным параличом (далее-ДЦП) характерно замедленное развитие психомоторных функций, к таким выводам пришли зарубежные и отечественные клиницисты [4].

В своих исследованиях авторы говорят о том, что при ДЦП происходит нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентировки, недостаточно развита долговременная память, нарушено восприятия, отмечается тугоподвижность мышления. Также при данном нарушении страдает и речевая функция: чаще всего это бульбарная дизартрия или анартрия, все эти проблемы при ДЦП обусловлены органическим поражением центральной нервной системы.

Двигательные нарушения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата играют существенную роль в организации обучения. Иногда у таких детей отмечаются нарушения интеллекта: от легкой до глубокой умственной отсталости.   Также у детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности про­странственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудно­сти словесного отражения пространственных отношений.  Самостоятельно, без специального обучения дети не могу усвоить отдельные признаки формы, величины предметов.   При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает двигательную, сенсорную, когнитивную недостаточность, социальную депривацию и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно-развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие двигательную, познавательную и личностную недостаточность.

Психический дизонтогенез по дефицитарному типу и составляет основу аномалии психического развития у детей с ДЦП, определяет характерную возрастную динамику и неравномерность психического, двигательного и речевого развития. Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.

У 25- 35 % детей с ДЦП сохранный интеллект, но развитие проходит в дефицитарных условиях, что влияет на психическое развитие [3].

Основные виды психических нарушений при ДЦП — это примерно у 50 % задержка психического развития и у 25 % олигофрения, что свидетельствует о сочетании психического дизонтогенеза дефицитарного типа с дизонтогенезом по типу задержанного развития или недоразвития. Прямой зависимости между тяжестью двигательной патологии и степенью интеллектуальной недостаточности при ДЦП нет. При различных формах ДЦП может встречаться и нормальное, и задержанное психическое развитие, умственная отсталость [1].

Олигофрения при ДЦП является одним из компонентов сложного дефекта, включающего нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально – волевого и интеллектуального развития. У детей выраженная недостаточность познавательной деятельности, особенно абстрактного мышления и других высших психических функций.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с данной патологией отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными. Нарушение внимания связано не только с отклонениями в функционировании зрительного анализатора, но и с цереброастеническими явлениями.

Фонематическое восприятие нарушено ввиду недоразвитости или снижения моторных функций. Также это может быть следствием дефектов звукопроизношения: неправильно формируется фонематическая сторона речи, следовательно, страдает и фонематическое восприятие.

Зрительное восприятие нарушается за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения, ребенку трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и про­слеживать его перемещение.

Все недостатки восприятия у детей с ДЦП определяют недостатки образной памяти. Из-за нарушения зрительного восприятия образ предмета носит фрагментарный и искаженный характер. Невозможность последовательного зрительно-осязательного восприятия игрушки приводит к тому, что образ памяти отличается фрагментарностью, нечеткостью, ребенку не удается оценить контуры предмета, его форму, детали, пропорции, его фактуру, другие особенности.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ДЦП, как правило, формируются с опозданием и с нарушениями, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении.

Детям с ДЦП характерно специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации (мнемические процессы) [1].

Двигательные нарушения у ребенка с ДЦП не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые решает малыш, без двигательных нарушений. Наглядно – действенное мышление формируется не только с большим опозданием, но и своеобразно.

По данным Е. М. Мастюковой, при некоторых клинических формах ДЦП процесс становления речи и мышления имеет свои особенности. Так, при гиперкинетической форме чувственное обобщение достигает своего наибольшего развития. Для многих детей с ДЦП даже до становления активной речи характерен обобщенный тип восприятия [2].

У этих детей речь остается отражением конкретной связи слова с предметом, обобщенный тип восприятия не развивается. Речь не становится средством связи и познания окружающего мира, что отражается в мышлении и поведении таких детей. Эти дети остаются часто вне ситуации, вне коллектива, не устанавливают связей с окружающими. Внимание их крайне неустойчиво, деятельность не организована, мышление сугубо конкретное.

У детей с ДЦП наблюдается задержка в развитии эмоциональных реакций. Комплекс оживления при появлении мамы не выражен, ребенок не отличает маму от другого взрослого. Детям свойствен частый плачи или смех без внешней стимуляции. Нарушение эмоциональных реакций особенно на близкие и знакомые предметы является важным про­гностическим показателем наличия у ребенка особенностей в психи­ческом развитии.

Таким образом, все когнитивные процессы у детей с ДЦП формируются и протекают с определенным своеобразием, зависят от многих факторов: интеллектуальных, социальных, педагогических, медицинских, генетических и пр.

 

Список литературы:
1. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990. – 272 с. 16. Козявкин В.И., Шестопалова, Л.Ф., Подкорытов, B.C. Детские церебральные параличи // Медико-психологические проблемы – Львов: Медицина, 2009. – 143 с. 17.
2. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
3. Наумов А.А. Педагогические условия формирования социально – бытовых навыков у детей со спастическими формами детского церебрального паралича: моногр. – Пермь, 2008. – 234 с.
4. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие. Книга для родителей / Н. Р. Финни — «Теревинф», — (Особый ребенок (Теревинф)) ISBN 978-5-4212-0242-4