Пандемия и цифровое общество
Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Пандемия и цифровое общество
Актуальность данной статьи состоит в том, что в данный момент эпидемиологическая ситуация с коронавирусом очень остро стоит во всем мире. Экономические, политические и социальные потрясения в период пандемии очень сильно изменили окружающий мир вокруг нас.
Негативный эффект, вызванный мировой пандемией и вынужденным карантином, имеет долгосрочный характер, и Россия ещё долго будет восстанавливаться после потерь.
По оценкам экспертов, восстановление может занять от 1 до 4 лет, в зависимости от эффективности антикризисных мер, принятых правительством, и цен на рынке нефти.
Потери национальной экономики составили 18%, а доходы населения на 17%. В денежном эквиваленте, основываясь на статистике Росстата по работающему населению и средней зарплате, оборот экономики снизился от 3 до 4 триллионов рублей.
ВВП в 2020 году, снизился на 3,5-4%. При оптимистичном прогнозе в 2021 году Россия сможет отыграть потери, показав рост до 5%. Это станет возможным, если правительство, в том числе, реализует пакет мер для полноценной поддержки и вывода из кризиса предприятий малого и среднего бизнеса.
Пандемия коронавируса оказывает на развитие мира противоречивое воздействие. Усугубление негативных процессов (обострение соперничества США и КНР, борьба за лидерство) сопровождается возникновением позитивных (повышение спроса на совместную борьбу с глобальными вызовами), которые в перспективе повлияют на международную обстановку.
Во внешнеполитической риторике России чувствуется недостаток ярких и ориентированных в будущее идей, отвечающих магистральным тенденциям развития мира и способных вести за собой. Так, идея многополярности, которая по сей день лежит в основе российской внешнеполитической риторики, уже не привлекает большинство стран мира и представляет собой повестку дня 1990-х – 2000-х годов.
В связи с COVID-19 мигрантофобия, расизм и ксенофобия, особенно в отношении иностранцев и выходцев из Азии, нарастают во всём мире, главы международных организаций и межстрановых объединений, общественные деятели и правозащитные организации заявляют о недопустимости дальнейшей эскалации ненависти и о необходимости противодействия ей. Усиление противодействия мигрантофобии на солидарной и комплексной основе идёт медленно и вряд ли входит в число приоритетных задач для мирового сообщества.
Численность зарегистрированных безработных в России выросла на 1,3 млн в сравнении с данными на март — до 4,8 млн человек, из-за этого уровень безработицы в период пандемии достиг 6,4%. В тройке худших регионов по Дальнему Востоку оказалась Республика Саха (Якутия) – 64 место и 7,% безработных. Уровень безработицы в Якутии оказался одним из самых высоких в стране и на Дальнем Востоке. Численность зарегистрированных безработных в республике на 31 августа 2020 г. составила 32,2 тысяч человек, что в 3,7 раза больше аналогичного показателя 2019 года. Уровень общей безработицы достиг 7,7% от численности рабочей силы.
Статистика заболевания COVID-19 в мире составляет 147 млн. человек из них 125 млн. выздоровело, 3 млн скончалось. В Якутии официально зафиксировано 34 834 подтвержденных случаев заражения коронавирусом COVID-19. Количество подтвержденных случаев излечения от коронавируса COVID-19 в Якутии на сегодня составляет 33 087 человек. Это 94.98% от общего количества зараженных. Актуальное количество инфицированных на данный момент 1140 человек. Общее количество смертей от коронавируса в Якутии на данный момент составляет 598 человек. Летальность коронавируса COVID-19 на сегодня составляет 1.72%.
Одним из последствий текущей пандемии можно назвать ускоренное внедрение цифровых технологий. В рамках вводимых правительствами ограничений на передвижение и мер социального дистанцирования бизнес и потребители активно осваивают цифровые решения для продолжения деятельности в удаленном формате. Цифровизация способствует переходу в онлайн-среду медицины, трудовой деятельности, образования.
Технологии цифровизации успешно внедряются в России на протяжении последних лет. Один из показателей успешной глобальной цифровизации – это открытая информация, которая меняет социальные, политические и бизнес-процессы и приводит к улучшению качества жизни. В 2021-2025 годах эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации госорганов, активный перевод всех госуслуг в электронный вид, рост спроса на CDTO.
Значительное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий уделяется в Республике Саха (Якутия). Необходимость активного развития цифровых технологий в регионе обусловлены, в том числе, территориальными, климатическими, логистическими особенностями республики.
Согласно данным федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2019 году в Якутии 87,6% семей имеют доступ к сети интернет, что существенно выше, чем по стране в целом (76,9%) и в Дальневосточном федеральном округе (77,5%). По этому показателю республика занимает 6-е место среди всех субъектов РФ.
Дистанционное обучение в России развивалось преимущественно как средства дополнительного образования. Но с началом пандемии они стали активно внедряться и как инструменты преподавания основной школьной программы. Чтобы систематизировать их применение в учебном процессе, Минпросвещения России изучил представленные на рынке решения и предложил список рекомендованных сервисов, из которых учителя могли выбрать наиболее удобные для себя. Среди них «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», платформа для учителей Яндекс.Учебник и другие ресурсы. Чтобы помочь старшеклассникам быстро подготовиться к экзаменам Минпросвещения совместно с партнерами также запустило спутниковый телеканал «Моя школа в online» с уроками по основным предметам. А на телеканале ОТР каждое утро стали проходить телеуроки «Моё просвещение».
Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ: Доступность и креативность. К сожалению, пока нет единой платформы для государственных школ и вузов: большинство занятий проходят в Zoom или других видеочатах, а задания рассылают по почте или в мессенджерах.
Плюсы и минусы дистанционного обучения: Плюсы: Экономия времени на дорогу, Возможность проводить время с семьей, мобильность, перезимовка дома. На карантине есть время, чтобы научиться планировать день Минусы: Неготовность образовательных учреждений, нехватка очного общения со сверстниками.
Во время пандемии было зафиксировано падение спроса на работников гостиничного и ресторанного бизнеса: официантов, администраторов, охранников и уборщиков. По сведениям HeadHunter, среди самых невостребованных в марте профессий также стали event-менеджеры, офис-менеджеры, горничные, секретари и фитнес-тренеры.
Появились также новые профессии: Онлайн-логопеды, организаторы виртуальных бизнес-туров, измерители температуры, онлайн-терапевты.
Исходя из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что пандемия коронавируса внесла корректировки в обычную жизнь всех людей на планете. Смерти людей, экономические потери, кризис дипломатических отношений и ксенофобия несомненно негативные стороны пандемии, но развитие информационных технологий, цифровизация и развитие дистанционных технологий можно выделить как положительные сторон