РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Что такое риторический вопрос? Риторический вопрос - транспозиция обратного направления, превращающую вопрос в эмфатическое утверждение, которое не предполагает ответа и не побуждает слушателя сообщить нечто неизвестное говорящему [Арнольд И.В., 1990, 225 c.]. Проблема риторического вопроса часто обсуждаема лингвистами и многие годы не теряет свою актуальность. Постоянно появляются новые классификации и мнения о данном феномене. Данная работа посвящена особенностям использования и функционирования риторических вопросов в периодической литературе, точнее - в модном журнале.
Глянцевые журналы всегда были лингвистически ценны для исследования. Особенность глянца в том, что речь в них более неформально чем в другой периодической литературе. Специфика журналов позволяем писателям и редакторам использовать все богатство языка. Риторический вопрос не является исключением. Это распространённый прием, который украшает статью и располагает читателя.
Для нашего исследования мы использовали электронные версии британского журнала Vogue. Данный журнал является ведущим [Ким И. А, 2017,]. Для этого журнала работают лучшие редактора данной сферы
В данной части мы разберем примеры риторический вопросов, которые мы взяли из журнала Vogue. К вопросам будет применена классификация Белоколоцкой С.А., человек посвятивший всю жизнь изучению специфики риторического вопроса. Она выделяла:
- вопросы, содержащие универсальную истину
- вопросы, содержащие авторскую позицию [Белоколоцкая С.А., 2005, c. 20]
Обратимся к примерам из журнала Vogue
- Don't your loved ones deserve something extra special?
Данный вопрос содержит в себе универсальную истину. Каждый из нас хочет дарить любимым что – то особенное, поэтому автор в данном риторическом вопросе не выражает оппозиционное мнение. Данное вопрос умеет один очевидный ответ
- What could be better than Gianni Versace's updated ideas?
Данный вопрос содержит авторскую позицию. Данное мнение необязательно является истинной. Задавая такой вопрос, автор дает возможность читателю вступить с ним в дискурс на эту тему, задуматься о вышесказанном в статье.
- Who will win—the nice guy or the jerk?
Данный вопрос содержит неоспоримую истину. Статья посвящена фильму, в котором девушка выбирает между одним более грубым, холодным парнем и другим более милым, внимательным. Исход очевиден. Героини фильмов и книг всегда отдают предпочтение плохим парням. Поэтому в данном контексте – это истинна
- Because, really, who needs another sweater?
Данный вопрос содержит в себе авторскую позицию. Именно по мненю редактора, имея новый свитер от Баленсиаги, вы не нуждаетесь в любом другом. Но феномен в том, что большая часть читателей согласиться с ним.
- Want better sleep?
В данном вопросе содержится универсальная истина. Каждый человек в какие-то периоды времени сталкивается с проблемами ко сну. В современном мире человеку не хватает времени на сон. Поэтому это насущная проблема нашего мира, что подтверждает неоспоримость посыла автора.
- Who could resist Bottega Veneta’s cassette bag in their signature padded leather and chain strap?
В этом примере автор выражает свою личную позицию. Нельзя сказать, что каждый человек нуждается в сумке от Боттега Венета.
Риторические вопросы в разобранных статьях использовались для привлечения внимание читателя, расставления логически верных акцентов, смыслового разделения текста и аргументации своей позиции
Таким же образом нами было проанализировано всего 250 примеров риторических вопросов. На базе данного анализа мы составили статистику частотности использования разных типов риторических вопросов в модных журналах:
- вопросы, содержащие универсальную истину – 44.8 (112 вопросов)
- вопросы, содержащие авторскую позицию –55.2% (138 вопросов)
Возникает вопрос: почему большая часть приходится на вопросы с авторской позицией и вводят ли читателя такие вопросы в заблуждение? Такой результат обусловлен особенностями модных журналов. Статьи в таких изданиях менее формальны, если сравнивать их с новостной литературой. У данного типа литературы есть своя аудитория, чье мнение почти всегда совпадает с мнение редактора. Такие вопросы не вызывают оппозиции у них в голове. Этим фактором использование такого типа абсолютно нормально, этим модные журналы отличаются, например, от новостных изданий. Так же было выявлено, что 66% (74 примера) вопросов с универсальной истиной были более широкой семантики, они могли быть употреблены в широком контексте, выражали мнение об общих понятиях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что риторический вопрос помогает человеку привлечь внимания слушателя или читателя, заострить внимание на особых пунктах текста. Иными словами, это инструмент, выражающий отношения говорящего и помогающий ему правильно провести диалог с компаньоном. Глянец – прекрасный пример среды, в котором данный вид вопросов отлично функционирует.