ИННОВАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Культурология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ИННОВАЦИОННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
Anastasia Nefedova
Undergraduate, OCHUVO Moscow Innovative University, Russia, Moscow
Elena Meshchangina
Scientific director, Cand. ist. Sciences, Associate Professor, OCHUVO Moscow Innovative University, Russia, Moscow
Аннотация. В научной статье представлены результаты анализа основных направлений применения инновационных управленческих технологий в системе государственного и муниципального управления. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена задачей Правительства РФ обеспечивать эффективность системы государственного и муниципального управления, что возможно при помощи практического применения инновационных управленческих технологий.
Abstract. the scientific article presents the results of the analysis of the main directions of application of innovative management technologies in the system of state and municipal government. The relevance of the study on the selected issue is due to the task of the Government of the Russian Federation to ensure the effectiveness of the system of state and municipal government, which is possible through the practical application of innovative management technologies.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, государственное и муниципальное управление, управленческие технологии, инновации, инновационные технологии, инновационные управленческие технологии.
Keywords: state and municipal services, state and municipal administration, management technologies, innovations, innovative technologies, innovative management technologies.
Под государственным и муниципальным управлением подразумевается практическое, организующее и регулирующее воздействие государства и институтов местного самоуправления (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу [5].
Предоставление государственных и муниципальных услуг и введение делами государственного значения является одна из главных задач органов власти Российской Федерации. Соответственно важно обеспечивать повышение эффективности системы государственного и муниципального управления, что возможно при помощи практического применения инновационных управленческих технологий.
В основе данного решения лежит концепция цифрового государственного и муниципального управления. Под нею необходимо подразумевать цифровую трансформацию системы государственного и муниципального управления, где происходит учет результатов и продуктов перехода с «пятого технологического уклада» на «шестой технологический уклад». Кроме того, данная концепция является логическим продолжением начатой еще в 1980-е года в западных странах масштабной программы реформирования системы государственного управления, в основе которой лежал принципиально новый набор подходов и практик, получивший название New Public Management.
Ключевой характеристикой применения концепции «New Public Management» при реформировании системы государственного и муниципального управления, как у зарубежных стран, так и в России, выступает соблюдение следующим принципам, среди которых [3; 4]:
- децентрализация власти, при которой происходит переход государственного управления от централизованного аппарата до региональных субъектов;
- передача ряда государственных функций, услуг и обязанностей третьим сторонам, которые выступают исполнителями;
- формирование системы бюджетирования сектора общественных финансов, ориентированного на финансовый результат и экономическую эффективность оптимизации структуры доходов и расходов бюджетов;
- демократизация, при которой принятие управленческих решений на уровне государства происходит в открытом режиме и соблюдает интересы большей части общества;
- оптимизация расходов общественного сектора, где происходит не только передача государственных и муниципальных услуг и функций другим сторонним организациям, но и проводится сокращение штата государственных чиновников и муниципальных служащих;
- конкуренция, появление которой способствует замещению человеческих ресурсов в системе государственного и муниципального управления и повышению профессиональной квалификации;
- эффективность, которая заключается в оценке результатов, как деятельности отдельных сотрудников общественного сектора, так и в общем работы отдельных подразделений и органов государственной власти и местного самоуправления.
Стратегическая важность данного решения для Правительства РФ высокая, что привело к разработке и началу реализации федерального проекта «Цифровизация государственного управления», которая должна включать в себя достижение следующих целей [1]:
1. Создание национальной системы управления цифровыми данными.
2. Развитие инфраструктуры цифровой системы государственного и муниципального управления.
3. Предоставление государственным и муниципальных услуг населению при помощи цифровых технологий.
4. Внедрение сквозных платформенных решений в государственное и муниципальное управление.
Благодаря реализации федерального проекта «Цифровизация государственного управления» обеспечивается рост эффективности системы государственного и муниципального управления. Применение инновационных управленческих технологий увеличивает качество предоставления государственных и муниципальных услуг, снижая уровень социальных напряжений в обществе государства. Более того, именно цифровизация системы государственного и муниципального управления стимулирует развитие организаций общественного сектора, повышая экономическую эффективность и финансовое состояние их деятельности, что минимизирует бюджетные расходы при их финансировании государством.
Таким образом, для России важно следующее: это формирование условий, которые позволят простимулировать развитие и практическое применение информационных технологий в рамках функционирования и предоставления государственных и муниципальных услуг. Ведь это главное требование, которое стоит перед Правительством РФ в этап развития цифровой экономики и ее трансформации. Уровень активности применения информационных технологий отвечает за степень развития цифрового правительства, а значит, способствует более высокому уровню готовности системы органов власти нашей страны к процессам, наблюдаемых в рамках цифровой трансформации экономики.
Инновационные технологии в области государственного управления целесообразно понимать как принципиально новые или существенно усовершенствованы направления, способы и технологии реализации функционального императива органов государственной власти как относительно осуществления государственной стратегии и политики, так и по предоставлению конкретных государственных услуг, что обеспечивает рост результативности, эффективности, качества их управленческой деятельности за счет организационной оптимизации, развития кадров, использования технологических новаций и др. [6].
На рисунке 1 изображены основные инновационные управленческие технологии, которые применимы в современной практике государственного и муниципального управления России.
Рисунок 1. Инновационные управленческие технологии в системе государственного и муниципального управления
Таким образом, основными инновационными управленческими технологиями в системе государственного и муниципального управления выступают электронное управление и электронное правительство, система сбалансированных показателей, концепция "бережливого управления", управление по целям и результатам, гибкие технологии проектного управления, аутсорсинг и бенчмаркинг.