Статья:

НОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Янчева М.А. НОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(49).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НОВОЕ СОВРЕМЕННОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Янчева Марина Алексеевна
студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Сегодня во всем мире достаточно активно развивается театральное искусство: создаются спектакли как на основе профессионального театра, так и на основе любительского. И каждый из них хочет донести до зрителя свою мысль, которая заставит задуматься не только о собственных проблемах, но и о том, что происходит каждый день во всем мире. Многие современные молодые режиссеры хотят идти в ногу со временем, не отставать от так называемой «молодежной политики». Чаще всего получается так, что создается театр сегодняшнего дня, где царит бескультурье, разного вида пошлость, ненормативная лексика и потеря человеческого достоинства. Подобные спектакли, как правило, посещает молодое поколение, впитывающее и в дальнейшем распространяющее в массы всю новую культуру.

Однако наши профессиональные и современные режиссеры с богатым опытом доказывают совершенно обратное значение театра сегодня. Одним из них является Римас Туминас, который не ломает театральное искусство ниже фундамента, а достраивает к тому, что создавалось столетиями.  Он известен как гениальный режиссер не только в России, но и во всем мире. Поставленные им в театре имени Евгения Вахтангова спектакли объездили десятки стран, и были приняты настолько высоко, что на следующий день в книжных магазинах стали пропадать произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова. И, безусловно, его спектакли удостоены самых высших театральных премий и наград. Многие противоречиво отзываются о спектаклях Римаса Туминаса, в особенности о тех, что много лет идут на сцене театра Вахтангова, который недавно отметил 100-летний юбилей. Но большинство людей совершенно разных поколений абсолютно уверены, что идеи Туминаса очень близки по духу. Недаром он руководит театром имени Евгения Вахтангова, который имеет очень богатую и интересную историю. Вахтангов – любимый ученик К.С. Станиславского, который с юных лет творил, мечтал о прикосновении к великому театральному искусству. Также Вахтангов не раз признавал, что сознание того, что актер должен стать чище, лучше, как человек, если хочет творить свободно и вдохновенно, он унаследовал от Л.А. Сулержицкого. Именно Вахтангов ввел такое понятие как «фантастический реализм», где слово «фантастический» подразумевает перед собой не фантастику, а фантазию, ведь он был убежден, что в театре должен быть именно театр. Для каждой пьесы необходимо искать специальную и единственную сценическую форму, следовательно, не нужно путать жизнь и театр. Римас Туминас продолжает воплощать идеи Вахтангова, гармонично синтезируя их со своими убеждениями.

Одним из самых известных спектаклей является «Евгений Онегин» в театре имени Евгения Вахтангова. Данный спектакль – это огромное пространство, которое вместило игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение. Пушкин — «наше всё», но что это означает? Римас Туминас разрушает стереотипы, строя спектакль полифонично, музыкально и эмоционально [3]. Эта работа сложна не только с драматургической и актерской точки зрения, но и со стороны технического оснащения спектакля, к которому готовятся за 10 часов до начала. Герои спектакля Туминаса как бы оторваны от реальности, ведь появляются два Онегина и два Ленских – противопоставление молодости, наивности и зрелости, опыта. Мистическую атмосферу спектакля дополняет музыка композитора Фаустаса Латенаса, которая попадает в сердце зрителей. В «Онегине» режиссер не показывает эпоху Пушкина, он обращается к современности, но сохраняет человеческие отношения, дух того времени, идеи произведения, с помощью которых человек имеет возможность с разных точек зрения анализировать тот или иной поступок героя.

 

Рисунок 1. «Евгений Онегин» в театре им. Е. Вахтангова

 

Рисунок 2. «Евгений Онегин» в театре им. Е. Вахтангова

 

Великим открытием современного театрального искусства стал спектакль «Война и мир» в театре Вахтангова. Римас Туминас: «Мир красивый, эстетичный, театральный, очень хрупкий и как будто бы лёгкий – всё это поглощается кометой. Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Нужно и можно нарушать представление о том, как надо. Не бояться. Всё пробуждают воспоминания. Память – это «родина души». И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Всё идёт из детства» [1]. Эта работа отличается своей сценической простотой и огромной душевной глубиной. При прочтении у Толстого о «простоте» от Туминаса неожиданно увидеть буквально пустую величественную сцену Вахтанговского театра и при этом завораживающе детальную и наполненную смыслами работу. Режиссер вглядывается в бесконечность, просит актеров «обращаться к небесам», трактует вечные, а не сиюминутные темы [2].

«Война и мир» — это глоток чистой родниковой воды, которой практически не существует в современной реальности. За последние десятилетия это один из немногих спектаклей, когда зритель в зале перестает дышать, он живет в эту секунду Толстым, его великим произведением, Вахтанговым, Туминасом, театром. Находясь в зрительном зале, каждый старается не упустить ни одного слова со сцены, ни одного звука, а музыка Фаустаса Латенаса и Гедрюса Пускунигиса является отдельным персонажем, которой сочувствуют, ей сопереживают. Каждый спектакль – это обращение к Всевышнему, это очищение души, ведь в спектакле поднимаются высшие духовные ценности.

 

Рисунок 3. «Война и мир» в театре им. Е. Вахтангова

 

Рисунок 4. «Война и мир» в театре им. Е. Вахтангова

 

Рисунок 5. «Война и мир» в театре им. Е. Вахтангова

 

Таким образом, с помощью театрального искусства необходимо стремиться к очищению души, чтобы спектакль не проходил мимо зрителя, а жил в нем не только несколько дней, но и много лет. Добиться этого, безусловно, очень сложно, однако Римас Туминас доказал, что нет ничего невозможного. Если каждый современный режиссер будет воплощать на сцене не только свои идеи, но и мысли великих авторов, то тогда, возможно, намного больше молодых людей будут любить литературу, поэзию, театр, ведь Толстой завещал: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

 

Список литературы: 
1. «Война и мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vakhtangov.ru/  (Дата обращения 25.03.2022).
2. «Война и мир» в Вахтанговском: пять часов театрального счастья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal-kultura.ru/  (Дата обращения 25.03.2022).
3. «Евгений Онегин» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vakhtangov.ru/  (Дата обращения 25.03.2022).