Статья:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ УДАРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Корнеева А.А. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ УДАРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(63).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ УДАРЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Корнеева Анна Алексеевна
студент, педагогический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород
Морозова Елена Николавна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент Белгородского государственного национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена в первую очередь тем, что во многих современных языках ударение выполняет целый ряд важных функций. В зависимости от особенностей его постановки можно понять значение слова, задать фразам и предложениям необходимый для восприятия ритм и обеспечить привлечение внимания слушающих к тому или иному предмету или явлению. В статье показана роль ударения в преподавании английского языка, как необходимой составляющей урока, методика изучения особенностей формирования и совершенствования фонетических навыков английского языка и их роль в формировании коммуникативной компетенции у обучающихся.

 

Ключевые слова: ударение, фонетика, словесное, фразовое и логическое ударения, преподавание английского языка.

 

Язык как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме. Фонетика как аспект обучения — это звуковой строй языка, совокупность всех звуковых средств. В преподавании английского языка фонетический аспект играет важную роль: подготавливает учащихся к иноязычному общению, формирует коммуникативную способность.

Существуют языки, в которых ударение фиксированное (в подавляющем большинстве слов оно приходится строго на определенный слог). Подобное явление характерно для французского, где во многих случаях выделяют последние слоги независимо от длины языковых единиц.

Остановимся более подробнее на понятии ударения. Ударение – это выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств [4, С 68].

Как отмечает Шевченко Т.И «…для английского языка характерно свободное ударение (ударным может оказаться любой слог). В английском языке ударные слоги могут иметь три степени ударения: главное ударение, выполняющее свою основную, выделительную функцию; второстепенное ударение, выполняющее вспомогательную функцию; и третьестепенное (слабое второстепенное, или частичное) ударение, часто встречающееся на втором элементе английских сложных существительных. Тем сложнее начинающим дается чтение и произношение, поскольку интуитивно понять, какой слог выделить, получается не всегда» [5, С. 72].

Рассмотрим специфику ударений в английском языке подробнее.

  1. В двусложных существительных и прилагательных ударение обычно падает на первый слог, в двусложных глаголах – на второй, например, a 'present (подарок) – to pre'sent (представлять).
  2. В словах с объемными суффиксами ударение ставится на корень или последний слог сложного корня. Например, аnthro'pology, 'biography, 'library, communi'cation
  3. В сложных существительных ударение принимает на себя первый слог, в глаголах и прилагательных – второй и третий. Например, 'blackberry, 'cupboard, overe'stimate, self-as'sured.
  4. В словах из трех слогов и более ударения два – основное и второстепенное. Последнее обычно ставится в начале слова, основное, более сильное и четкое - на второй и далее слог. Например, 'under'cat, irre'sistable, sig'nificant [2].

Ударение в английском языке является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделение одного слога речевого потока не фоне других. Обычно различают такие типы ударения, как словесное ударение, фразовое и логическое.

Словесное ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Эта объединяющая функция словесного ударения осуществляется за счет выделения одного из слогов в слове (ударного), который «подчиняет» остальные (безударные).

Обращать внимание на словесное ударение в английском языке необходимо. Во-первых, это показатель грамотной речи. Во-вторых, с помощью словесного ударения в английском языке также можно отличить существительное от глагола (a 'progress – to pro'gress) составное слово от словосочетания (a 'bluebottle и a 'blue 'bottle).

Анализ литературы по предмету исследования показывает, что преподаванию фонетического аспекта в школе уделяется недостаточно внимания, поэтому считаем целесообразным рассмотреть упражнения для средней, старшей школы и студентов ВУЗов, направленные на формирование навыка правильной постановки ударения.

Упражнения:

Задание 1: прочитайте предложения и определите часть речи выделенных слов.

  1. He lost in this contest, but he did it with dignity.
  2. Her sister contest the dispute and can win.
  3. They make progress in learning English
  4. He progress into a business
  5. Don't be a blue-nose.
  6. This toy had blue nose.
  7. The brave knight took the princess from the black-hole.
  8. The question of the real existence of black holes is closely related to how true the theory of gravity is.  

Задание 2: заполните таблицу словами: an accent (акцент, ударение), to accent (акцентировать, подчеркивать), an insult (обида), to insult (обижать), a conflict (конфликт), to conflict (бороться, противоречить). Подчеркнутая цифра показывает, на какой слог нужно делать ударение.

1-2

1-2

 

 

 

Задание 3: Составьте свои собственные  предложения со словами: red-book, red book, blue-coat, blue coat, bird's-eye, bird's eye, redbreast, red breast.

Под фразовым ударением понимается выделенность слов в высказывании. Оно формирует высказывание, служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения.

Фразовое ударение позволяет сделать речь достаточно плавной и размеренной – и при этом подчеркнуть наиболее важные элементы в разговоре так, чтобы они были понятны собеседнику [4, С. 72].

Для грамотного построения речевого ритма фразовым ударением выделяют следующие части речи и члены предложения: существительные, прилагательные, числительные, смысловые глаголы в сложном сказуемом, указательные местоимения в начале предложения, вопросительные местоимения.

К частям речи и членам предложения, обычно не выделяемым фразовым ударением, относят: вспомогательные и модальные глаголы (за исключением общих вопросов, кратких ответов на общие вопросы, в кратких отрицательных ответах или постановки после безударных слов), служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли), притяжательные и личные местоимения.

В ряде случаев, когда необходимо привлечь внимание к чему-то особенному, нам приходится делать акцент на слове, не подверженном фразовому ударению. В этом случае ударение носит название логического [5].

Для понимания особенностей фразового ударения учащимся можно предложить выполнить следующие упражнения:

Задание 1: подчеркните слова, которые являются ударными в предложениях:

  1. Make notes, please.
  2. Come to the green hedge.
  3. What day is it today?
  4. I forgot two pounds at her house.
  5. He was reading the magazine.
  6. The article was good.
  7. Give me those fat buns.
  8. There was a new pencil.
  9. Ban take eleven photos.
  10. Where is Mike?

Задание 2: Прочитайте стихотворение обращая внимание на ударение:

If it rains / I’ll wear my raincoat,

If it doesn’t rain / I won’t

When it’s cold / I always wear my gloves,

When it isn’t cold/ I don’t.

If it snows I won’t wear sandals.

If the sun comes out I will.

But if it rains I’ll wear my brand new coat.

If I don’t I’ll get a chill.

Caroline Graham

Логическое ударение может уходить, как и на предлоги, так и на личные местоимения, артикли и вспомогательные глаголы.

Анализируя ударение, овладевая определенными правилами акцентуации слов, нельзя не учитывать взаимоотношения словесного ударения и фразовой интонации. На реализацию слова во фразе влияют несколько факторов: семантический вес слова (его значимость во фразе), позиция во фразе, ритмические тенденции, обеспечивающие оптимальные для данного языка чередования ударных и безударных слогов.

Анализ фонетической структуры предложения показывает, что акцентная структура слова способна в определенной степени предопределять расстановку ударения во фразе. В то же время ритмическая организация фразы в английском языке может изменять степень и место словесного ударения, создать новые варианты акцентных структур.

В научной литературе описано такое явление, как «stress shift» - сдвиг ударения. Например, слово afternoon имеет акцентную структуру '_  _' _ , но если во фразе за ним следует слово tea, то структура ритмической группы будет: ' _ _ _ ' _ , или, например: application /ˌæplɪ'keɪʃ(ə)n / '_ _ ' _, но application rule: ' _ _ _ ' _ .

В словарях обычно фиксируются различия при реализации одного и того же слова в британском и американском вариантах [5].

Например: ballet / 'bæleɪ/ (BE), / bæl'eɪ/ (AE), debris /'deɪbriː/ (BE), /deɪ'briː/ (AE).

Для освоения навыка логического ударения учащимся можно предложить выполнить следующие упреждения:

Задание 1: объяснить как меняется смысл предложения при акценте на разные слова. Предложение: “I think she met the monster”.

Задание 2: отреагировать на слово в предложении, которое находится под ударением, используя разговорные формулы, каждый раз делая акцент на разных словах. Аргументируйте постановку ударения. Предложение: “Ben don’t like his new job”. Например, “Ben don’t like his new job”, “Oh, him? I thought you were talking about Mike”.

Задание 3: прочитать предложения с акцентом на разных словах. Дать объяснения как изменился смысл предложения. Предложение: “We changed the schedule late last night”, “It takes me three hours to go to my granny”.

Задание 4: прочитать текст основываясь на контексте, поставить логическое ударение. Аргументировать что посредством этого ударения добивается оратор. Объяснить результат ударения.

I was angry at Ben. He forgot about George's birthday. He tried to justify himself but it was too late.

Таким образом, рассмотрев все вышесказанное, можно сделать вывод, что в английском языке ударение служит средством различения слов, относящихся к разным частям речи и понимания смысла предложения. В зависимости от роли его постановки в предложении можно понять значение слова, задать фразам и предложениям необходимый для восприятия ритм и обеспечить привлечение внимания слушающих к тому или иному предмету или явлению. Работа педагога с фонетическим играет важную роль в формировании коммуникативной компетенции и повышении мотивации к изучению иностранных языков у учащихся.

 

Список литературы: 
1. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. — Изд.: РГГУ, 2001. – 345 с.
2. Лим инглиш/ [Электронный ресурс] – (Дата обращения 22.04.2023) 
3. Фунтова И.Л. Фонетические типы и степени словесного ударения в английском и русских языках//Вестник №3. –  2000. – С. 164-168. 
4. Фунтова И.Л. Фразовое ударение в английском и русских языках//Филологические науки. – №3, 2012. – С. 67-74. 
5. Шевченко Т.И. Теоретическая фонетика английского языка. — М: Высшая школа,  2006.  – 357 с.