Статья:

"Большой Алтай" как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шилина Г.И. "Большой Алтай" как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 20.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

"Большой Алтай" как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории

Шилина Галина Ивановна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ан Светлана Андреевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

Алтай граничит с такими странами, как Казахстан, Монголия и Китай. Эти четыре государства в современной научной литературе получили название «Большой Алтай». Сегодня  важно изучение стран «Большого Алтая», так как становится актуальным сотрудничество между этносами, а благодаря знанию истории, культуры, языка и тесному партнерству, государства поднимутся на более высокий уровень развития. Стоит отметить, что в условиях современного развития российского общества возрастает роль образования и науки в рамках межэтнической интеграции, а для Алтая с многообразным этническим составом это явление становится особенно важным. Ведь он вобрал в себя элементы многих культур.

Что же такое «Большой Алтай»? «Большой Алтай» ̶ это проект сотрудничества приграничных регионов России, Казахстана, Монголии и Китая и международный туристический фестиваль в рамках реализации проекта. Эти этносы объединяют общие границы, экономическое партнерство, история и культурное наследие [4, стр. 42]. Также «Большой Алтай» является трансграничной территорией. Рассмотрим более детально понятие «трансграничность», которое отличается от приграничного сотрудничества. В этих терминах идет речь о территориях, которые связаны с государственной границей. Определяющую роль играет приставка. В первом случае приставка «при-» имеет в виду прилегание к границе, а во втором «транс-» ̶ это пересечение государственной границы в отношении единого территориального, либо природного комплекса. Трансграничные территории имеют устойчивое развитие и обеспечиваются: с экономических позиций ̶ соблюдением принципа взаимной дополняемости; с экологических ̶ общностью территорий и ареалов распространения биоразнообразия; с социальных̶ исходя из ментальности и идентичности проживающих народов на данной территории. Стоит отметить, что трансграничное сотрудничество это не просто согласованные действия, но и создание международных институтов управления, сетей мониторинга, различных фондов [ 1, стр. 20-21].

На базе Алтайского государственного педагогического университета (АлтГПУ) создан Центр казахского языка и культуры, он является ярким примером взаимодействия народов «Большого Алтая». В центре проходят мероприятия, которые позволяют учащимся, студентам, жителям края знакомиться с культурным наследием Казахстана. Центр оказывает методическую поддержку и консультирование образовательных учреждений и педагогов в сфере культуры казахского народа и казахского языка. В Центре представлено культурное наследие Казахстана. Существует этнографический фонд, богатый выставочными экспонатами – портреты национальных мыслителей, музыкальные инструменты, казахские национальные костюмы, предметы быта, искусства и народного промысла.  На данный момент в АлтГПУ создается китайский центр языка и культуры. Он также станет частью «Большого Алтая». Педагогический университет сотрудничает с Китаем: 10 студентов из Китая обучаются русскому языку [3, стр. 32]. В настоящее время в вузах Алтайского края обучаются десятки студентов из Монголии, Китая и Казахстана. Преподаватели вуза обучают русскому языку студентов в названных государствах «Большого Алтая». Также в рамках сотрудничества стран  Большого Алтая год назад прошла выставка на тему: «Петроглифы Большого Алтая» известного алтайского ученого, Елены Назаренко. «Петроглифы»  - это наскальные изображения, выполненные в технике эстампаж. Эстампаж – это уникальная техника копирования наскальных рисунков, которая проводится с использованием редчайшего материала,  такого как микалентная бумага. На выставке было представлено большое количество экспонатов. Данное мероприятие длилось месяц. На нём побывали сотни школьников и студентов. Оно проходило во всех странах «Большого Алтая» [6].

Трансграничная территория Алтая богата культурно – историческим наследием, в которое входит свыше 8000 памятников истории и культуры, 230 из них имеют статус федерального значения [5, стр. 32]. В связи с этим большую известность получил трансграничный проект АлтГПУ и ряда вузов России, Монголии, Китая и Казахстана по теме «Актуализация  культурного наследия в странах Азии». В рамках проекта состоялись следующие мероприятия: музеологические школы, полевые исследования и международные конференции. Результатом стала консолидация сил по сохранению историко-культурного наследия в порубежье Большого Алтая. Создается каталог памятников культуры и истории, которые находятся на грани исчезновения [2, стр. 205].

Трансграничная территория Алтая исследовалась и исследуется учеными из разных областей науки: этнографии, биологии, археологии, истории, геологии, культурологии, географии и др. Накоплено большое количество материала, который способствовал бы развитию разных направлений деятельности. Стоит отметить, что на протяжении веков Горный Алтай является «коридором» между степями Монголии, таежной Сибири и Центральной Азии. Его территория была своеобразной ареной для исторических, культурных , лингвистических контактов тюркских и нетюрских этногрупп. Упоминания об Алтае как о древней родине сохранились ещё в легендах монголов и тюрок. Горы и долины Алтая хранят в себе следы пребывания человека в виде наскальных рисунков, скифских курганов, древнетюркских каменных изваяний и рунического письма. Здесь сохранились элементы национальных традиций и культур, важнейшей из которых стала сакрализация природы (главные природные объекты являются сакральными, к примеру, плато Укок или река Катунь), эко-ориентированные принципы природопользования. Они имеют как практическое значение, так и воспитательное. Таким образом, трансграничная область Алтая имеет значимые ресурсы - природные, геолого-геоморфологические, рекреационные, имеющие большую роль в социально-экономическом развитии территории [5, стр. 16, 32].

Рассматривая «Большой Алтай» как культурно - исторический комплекс на трансграничной территории, стоит отметить, что Алтай является важным культурно - историческим центром, вобравшим в себя элементы множества культур, исторические ценности, а также культурное наследие. Важным на современном этапе развития является взаимодействие между государствами «Большого Алтая». А начинается это взаимодействие со сферы образования, которая помогает преодолеть языковой барьер и формирует толерантность.

 

Список литературы:
1. Винокуров Ю.И., Красноярова Б. А., Трансграничное сотрудничество в интересах устойчивого развития / Ю.И. Винокуров, Б. А. Красноярова //Трансграничное сотрудничество: экономические и социально-гуманитарные аспекты развития Большого Алтая: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28-31 августа 2010 г., Барнаул-Белокуриха/ Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова; [под общ. ред. проф. Н. М. Никонова]. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. С. 20-21
2. Лазаренко И.Р., Особенности организации межкультурной коммуникации в педагогическом вузе/ И. Р. Лазаренко, С. П. Волохов //Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3. -  С. 202-206
3. Ларин Б. В., Евразийское мировоззрение и перспективы развития международного сотрудничества в Алтайском регионе/ Б. В. Ларин //Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. - Барнаул, 2004. -  С. 30-33
4. Обзор Международной конференции "Наш общий дом Алтай" по правовым актам сотрудничества сопредельных территорий Алтайского региона (Казахстан, Китай, Монголия, Россия) в решении социально-экономических и научно-образовательных проблем, состоявшейся 3-6 сентября 2002 г. в Белокурихе//Алтайский вестник=The Altai Messenger. - 2003. - № 1 (3). -  С. 31-43
5. Поморов  С. Б.,  Трансграничный Большой Алтай: оценка природного и историко-культурного потенциала для архитектурно-градостроительного проектирования: монография/ С. Б. Поморов [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО "Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова". - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2015. С. 16-32
6. «Петроглифы Большого Алтая» Елены Назаренко.̶̶ [Электронный ресурс] .̶̶  Режим доступа. .̶̶ URL.: http://gorno-altaisk.ru/photogallery/vernisazh/vernisazh-dlya-pervobytnyh-hudozhnikov-altaya