Статья:

Геопоэтический анализ Лифляндии времён Северной войны на основе исторического романа И.И. Лажечникова «Последний Новик»

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Кузьмина Э.В. Геопоэтический анализ Лифляндии времён Северной войны на основе исторического романа И.И. Лажечникова «Последний Новик» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Геопоэтический анализ Лифляндии времён Северной войны на основе исторического романа И.И. Лажечникова «Последний Новик»

Кузьмина Эрика Викторовна
студент Варшавского Университета ( Uniwersytet Warszawski), Польша, г. Варшава
dr.hab. Magdalena Dąbrowska

 

Приступая к анализу исторического романа И.И. Лажечникова Последний Новик с точки зрения геопоэтики, для начала необходимо обратиться к истокам самого термина геопоэтики и его понимаю.

Изначально данный термин был рассмотрен шотландским философом Кеннетом Уайтом в 1994 году, который определил геопоэтику как культурную деятельность, направленную на создание и изменение территориальных мифов.

С точки зрения геопоэтики как способа восприятия мира и художественного творчества скрывается поэтика пространства дальних путешествий, глобалитаризм и особые интеллектуальные искания творца, его оценка родной и чужой местности, постижение особенностей природных явлений, как индустриального и постиндустриального города, так и окраины, деревенской местности, сохранившей свою уникальность. Наглядным примером тому является жизнь главного героя романа Последний Новик, которая представляет собой путешествие поневоле и неизменное чувство тоски по своей родине. Почти каждая глава с участием центрального персонажа Вольдемара представляет собой противопоставление чужбины и родины. К примеру, в пятой главе третьей части под названием Повесть последнего Новика персонаж говорит о том, что главным его горем является смерть на чужих землях: Горькая смерть на чужбине, труп, не орошенный слезою друга или соотечественника, не отпетый священником, оспориваемый дикими зверями, - вот очистительная жертва, от меня ожидаемая[6]!

Как правило, в контексте такого понимания геопоэтики часто встречаются противопоставления: запад и восток, природа и постиндустрия, древние времена и действительность, дьявольские и божественные силы, мирное время и война. Оно, как правило, также предполагает явную фиксацию на человеческих отношениях с природой, как мирных, так и конфликтных. К примеру, описание военных действий для творца, который выступает мыслителем и аналитиком, является не просто раскрытие причин происходящих действий и последовательное описание событий, но и проявление чувств, страданий по гибели своего народа, унижение родины. Война воспринимается как осквернение и уничтожение земли. В произведении Последний Новик слепец Конрад из Торнео скучает по своей родине и описывает места чужбины в самых черных красках, в свою очередь как родина ему представляется солнечной и светлой. Этот контраст передается им, в первую очередь, с помощью описания природных явлений и своеобразия природы, а также характеристики черт людей проживающих в данной местности.

В своей работе Эльжбета Рыбицкая задается вопросом, действительно ли геопоэтика обладает особой спецификой научных методов исследования? Ответ на данный вопрос, по мнению автора, является весьма гипотетическим. Причиной тому является то, что все методы исследования в этом контексте на прямую связанны с взаимодействием географических явлений и литературных произведений. Большинство из данных методов, не смотря на то, что они происходят из научной сферы, имеют под собой трансдисциплинарную  основу. Основная проблема заключается в том, что сфера методов в гуманитарных науках выходя за границы теории, как правило, сталкивается  с доминированием индивидуальных, творческих нововведений или же с вмешательствами, которые возникли в конфронтации с исследуемым предметом, по причине чего и не может иметь стабильный и нормативный характер [2]

Говоря о геопоэтике, часто подчеркивается значимость личностных восприятий и пережитого опыта, что также подчеркивает Василий Щукин в своей исследовательской работе Миф дворянского гнезда. В своем труде он говорит о том, что интимный интеллектуальный и эмоциональный опыт тесно связан с переживанием пройденным в конкретном месте. Моменты испытаний и внезапных озарений зачастую появляются в жизни человека в моменты, связанные со встречей, с неожиданно возникшим диалогом во время данной встречи. Ко всему прочему, данная встреча может произойти не только с другими, живыми и одухотворенными, в прямом значении этого слова, существами, но и с предметом, ситуацией, объектом, которые несут в себе какой-либо смысл или идею, подталкивающую человека поменять или расширить свое видение на мир [4].

В научной статье Геопоэтика: в кругу вероятных знаний А.Н. Балдин под геопоэтикой подразумевает особый литературоведческий прием, который в основном фокусируется на том, что пространство раскрывается в словесном описании, что ярко заметно. Примером тому может стать описание Лифляндии в Последнем Новике[3].

Однако, при анализе описания пространства в произведении, необходимо помнить о понятии хронотопа, которое было введено в 1930 году  философом и культурологом М.М. Бахтиным, занимавшимся исследованием эпических форм повествования и жанров европейского романа. Объяснением тому, что вкладывается в понятие художественный хронотоп, может стать его цитата из научного труда Формы времени и хронотопа в романе: В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп [2] Следовательно, только в определенное время и на определенном пространстве может произойти то или иное событие, которое непосредственно зависит как от одного, так и от второго фактора.

О раскрытие пространства также говорит один из основателей гуманитарной географии И-Фу Туан в своей работе Пространство и место, отмечая то, что под пространством в произведении понимается движение и действие, в свою очередь как место играет роль вовлечения и остановки. И-Фу Туан подчеркивает, что место является частью пространства, для которого важна наполненность социальным и территориальным смыслом. Из этого следует, что для каждого персонажа в литературном произведении территория его обитания является не просто географическими координатами, в рамках которых он находится, а особым ментальным образом, несущем определенный культурный аспект. В понятие пространства также входит переплетение социальных, общественных отношений. Определение места происходит за счет личностного контакта персонажа с конкретной территорией. Под контактом персонажа с территорией подразумевается воссоздание социальных связей, уникальных для конкретной местности. Исходя именно из этих характеристик места, стоит отметить, что  это понятие занимает главенствующее положение в географии восприятия. Местом не является реакция персонажа на пространство как некую картину, в его понятие входит  территориальное обоснование общества индивидуумов, самоидентификация  его пространства[1].

Исходя из этого возможна следующая схема геопоэтического анализа для данного произведения, по который проведен разбор исторического романа.

Схема № 1

 

Рисунок 1. План анализа исторического романа И.И. Лажечникова Последний Новик

 

На схеме №1 наглядно продемонстрирован план по которому будет проанализирован исторический роман И.И. Лажечникова Последний Новик.

Из представленной схемы следует, что геопоэтический анализ литературного произведения в своей основе полагается на рассмотрение окружающей среды, представленной в художественном пространстве, и его обитателей, которые взаимодействуя со средой, влияют на нее и видоизменяют. Но, в свою очередь, среда также влияет на обитателей и корректирует их мировоззрение, рефлексии, бытовые особенности, традиции, в том числе и взаимоотношения между друг другом. Таким образом получается некая взаимосвязь между этими двумя положениями и взаимное воздействие среды на обитателей и обитателей на среду.

Немаловажной при геопоэтическом анализе является также оценка личности самого автора. От того, какую жизнь вел автор и к каким выводам в ходе своего жизненного пути приходил зависит общая направленность произведения. Это может получаться как осознанно, так и бессознательно. Поэтому для оценки автора нужно принять во внимание время, в которое он жил, а именно: век, год, какие в это время происходили события.

Автор Последнего Новика участвовал в Отечественной войне, пережитое в военных событиях  отразились в Походных записках русского офицера, вышедших в 1820 году, и ставших первым большим обнародованным произведением автора. Именно во время заграничных походов 1813-1815 годов сложилось его прогрессивное, демократическое и гуманистическое мировоззрение. Его Походным запискам характерны: высокий патриотический пафос, антикрепостническая направленность, взгляд на Отечественную войну как на общенародное дело [5]

Необходимо учесть, что для этого времени характерно, какие темы в литературе популярны, какие течения в искусстве распространены. Вероятнее всего, многое, что связано с описанием определенного художественного пространства и характером его обитателей обуславливается субъективным взглядом автора на происходящую действительность. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что даже роман претендующий на историческую точность показывает реальность происходящих событий только лишь с точки видения одного человека, который основывается на определенных умозаключениях сделанных им в ходе своего личного анализа действительности, на который несомненно повлиял его собственный жизненный опыт и среда, в который данный опыт сформировался.

Возвращаясь к обитателям художественного пространства стоит подчеркнуть, что в данной категории также уместно разделение персонажей на определенные группы. К примеру, деление по гендерному признаку обуславливается тем, что мужчинам и женщинам в произведении приписывается определенная роль, а следовательно и своя особая функция. Примером тому может послужить тот факт, что персонажи женского пола не могут участвовать в боевых сражениях. Как правило, женщины представляют более сентиментальную и эмоциональную сторону общества, демонстрируемую в произведении. Это видно и в анализируемом романе Последний Новик, в котором много примеров того, что героини более сентиментальны чем герои и занимают свою особую нишу. Примером тому может послужить эмоционально тяжелая повесть слепца о его жизни и то, как на это отреагировала Рабе и ее жених Вульф. Он остался смиренным и скептическим к этой истории, в то время как для будущей императрицы данная история показалась душераздирающей. Подтверждением тому служит следующий отрывок диалога между персонажами из  шестой главы под названием Повесть слепца:

  - Старик! - вскричал Вульф, как порох, вспыхнувший от гнева. Он хотел что-то присовокупить, но девица Рабе убедительно посмотрела на него, и слова замерли на его устах.

   -  Оставьте меня слушать занимательную повесть старика, - сказала она, кивая цейгмейстеру, - он для меня ее рассказывает [6].

Такого типа примеров в романе очень много, причиной тому служит также то, что для времени, описываемом в романе, а именно в начале XVIII века существовали особые правила поведения для женщин и для мужчин. Следовательно, разные роли даны героям мужского и женского пола, из чего вытекает их влияние на общее геопоэтическое представление о Лифляндии того времени. На основе этого можно отметить, что для И.И. Лажечникова были характерны мотивы, приемы и образы романтической поэзии и новеллистики, что соответственно не идет в разрез с модой в литературе его времени.

Следующее немаловажное разделение основано на национальном признаке. Именно оно имеет особенно важное значение для произведений, в которых описываются межнациональные конфликты, связанные с войной и борьбой за определенную территорию. Именно в таких произведениях, как правило, чаще всего затрагивается тема патриотизма.

Персонажи представляющие определенную национальность в произведении, как правило, демонстрируют набор определенных характерных черт и стереотипов о данной национальности. Следовательно, этими данными автор их наделяет не случайно. Это связано с тем, что представление о своей стране конкретного персонажа отражает определенную часть особенностей его страны. Примером тому в романе Последний Новик может послужить описание слепцом природы на своей родине в Финляндии, о чем идет речь в шестой главе первой части под названием Повесть слепца, а именно: Я родился там, как вы сказали, где среди лета солнце, не отдыхая, совершает путь свой, где несколько зимних дней - круглая ночь, как для слепца все дни жизни его [6]

На этом примере видно, что герой отождествляет себя с тем местом, в котором родился и прожил долгое время. Для него природные явления, происходящие на его родине, являются для него самоотождествляющими, представляют собой характеристику его самого. Через солнце, которое, совершая свой путь, не одаривает светом землю, в то время, когда все зимние вечера покрываются сумраком и тенью ночи. Такова и его жизнь, без способности видеть, его будни покрыты сумраком, не смотря на то, что жизненные процессы продолжают свой путь и жизнь идет вперед.

Также немаловажным аспектом разделения персонажей является их соотнесение по разным родам деятельности, в том числе, деление по классовому происхождению. Этот аспект является одним из основных в оценке обитателей художественного пространства по причине того, что от рода деятельности и положения зависит восприятие персонажем действительности. Также вид деятельности определяет значимость конкретного персонажа в данном произведении и его возможность повлиять на окружающее его пространство.

К примеру, род деятельности персонажа Адама определяет тип его характера, а в последствии тип его характера является связующим звеном в ситуации, которая соединяет персонажей Луизы и Густава. В связи с этим библиотекаря Адама Бира в главе Домочадцы автор описывает следующим образом: Любя науки и природу как страстный юноша, с чувствами свежими, как жизнь, развернувшаяся в первый день творения, он чуждался большого света, в котором не находил наук, природы и себя, и потому создал для себя свой, особенный, мир, окружил себя своим обществом греков и римлян, которых был страстный поклонник. Он любил людей, как братьев, желал служить обществу своими трудами и дарованиями; но от общества бегал, как от заразы [6]

В противовес ему следует рассмотреть личность Паткуля, исполняющего роль судьи в первой главе второй части под названием Стан: В глазах его с проницательностью ума спорило, однако ж, беспокойство сильных страстей; редко сходило с губ его усмешка осуждения. Одежда его показывала некоторую небрежность; по камзолу, расстегнутому почти до нижней пуговицы, висели длинные концы шейного платка; обшлаг у левого рукова был отворочен. Он не старался скрыть себя; ни одежды б ни движений, ни чувств не подчинял формам; он весь был наружу[6].

Происхождение и социальный статус персонажа важен для геопоэтического анализа по причине того, что данная информация помогает оценить своеобразие жизни, царящее в конкретном художественном пространстве. К примеру, по положению персонажа фрица и по отношению к нему вышестоящих персонажей по чину, можно предположить в каком веке разворачиваются события романа. В одиннадцатой главе первой части под названием Вести данный персонаж, конюх, характеризует свое положение в прислуживании у баронессы как достаточно свободное и независимое: Не бойтесь! Я не дворовая собака, которую она вольна держать на привязи: служу свободно, пока меня кормят и ласкают; не так – при первом толчке ногой могу показать и хвост  [6]

Однако, как видно из примера, персонаж достаточно унижен своим положением и лишь хочет чувствовать себя свободным и независимым.

Категория, выделяющая обитателей художественного пространства напрямую с основной характеристикой окружающей среды, в которую уместно включить факторы влияющие на изменение данной среды и природные являния, обуславливающие особенности данной среды вне воли человека.

Из особенностей природных явлений на определенной территории вытекают характерные черты быта персонажей. Примером тому может послужить описание музыкального инструмента кокле в романе, игра на котором была распростронена только на территории Лифляндии. Инструмент описывается в седьмой главе первой части под названием Видение: Музыкальный инструмент сравнивал он с арфой или с коклей (кокля – музыкальный инструмент, бывший в употреблении у лифляндцев в древние времена), положеной в ящик; полагал, что можно бы употребить его в церквях вместо органов и что играющий на одном из этих инструментов может скоро выучиться и на другом [6].

В одиннадцатой главе первой части наглядно демонстрируется тяжелый быт лифляндских крестьян: Сельские девки, гнавшие скотину в поле, с боязнью глядели на угрюмого шведа и старались подалее обойти его. Крестьянин, ехавший со своею сохою на пашню, распевал в добрый час, что очень редко случается у латышей, веселую песенку[7].

Факторы влияющие на изменения окружающей среды могут быть самыми разнообразными, но они всегда, без исключения, зависят от деятельности обитателей художественного пространства. В историческом романе, как правило, такими факторами выступают: военные действия, связанные с разделением территорий, смена власти. Роман Последний Новик является наглядным примером того, как данные факторы изменяют и формируют окружающую среду.

Роман демонстрирует, что все действия, решаемые на государственном уровне, зависят не только от лиц занимающих управляющие посты, но и в частности от каждого обитателя данного пространства, от его поведения, действий или бездействия в какой-либо ситуации.

Делая вывод, основанный на анализе всех категорий геопоэтического анализа стоит отметить, что все пункты и подпункты данного анализа тесно связаны между собой. Чтобы проанализировать конкретное художественное пространство необходимо учесть все аспекты анализа, чтобы воссоздать полную характеристику данного геопространства.

 

Список литературы:
1. Rybicka E. Geopoetyka. Przestrzeń i miejsce we współczesnych teoriach i praktykach literackich. Kraków, Universitas, 2014. 
2. Tuan Yi-Fu. Przestrzeń i miejsce. Warszawa, Państwowy Instytut Wydawniczy, 2012. 
3. Балдин А. Геопоэтика и географика. / Журнальный зал № 4, 2002.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Москва, Худлит, 1975. 
5. Благой Д.Д. Первый исторический роман Лажечникова. Москва, Правда, 1983.
6. Лажечников И.И. Последний Новик. Москва, ГИХЛ, 1961.
7. Щукин В.Г. Поэтосфера города. Город как единое целое. Москва, Новый филологический вестник, 2014.