Статья:

Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Психология

Выходные данные
Стругаева В.В. Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Стругаева Виктория Вячеславовна
студент ФГБОУ ВО «ТГПУ им.Л.Н Толстого», РФ, г. Тула
Лях Татьяна Ильинична
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», РФ, г. Тула

 

Исследование особенностей конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является актуальным на сегодняшний день, так как в настоящее время поиску резервов формирования конструктивной деятельности отводится много значения и времени в дошкольных образовательных учреждениях.

Проблема изучения особенностей конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста привлекает внимание педагогов и психологов в связи с тем, что, по общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности. Об этом свидетельствуют исследования А.Р. Лурия, 3.М. Мирошник, В.Г. Нечаева и др.

Конструктивная деятельность старших дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей.

Различные авторы рассматривают конструктивную деятельность с разных точек зрения. Так В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [7, с. 21].

Исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [7, с. 61].

Особенностью конструктивной деятельности старших дошкольников является её большое воспитательное значение. Коллективное конструирование способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, стремления достичь поставленные цели, умение работать в паре. Согласно социальной ситуации развития старшего дошкольного возраста, все большую роль начинают играть сверстники. Именно в процессе взаимодействия с равным партнёром ребёнок приобретает взаимное доверие, готовность к сотрудничеству, что следует учитывать при организации группового конструирования специалистами дошкольного образовательного учреждения [3, с.27].

Большое значение отводится совместной организованной деятельности по конструированию родителей и ребёнка. Тесное сотрудничество специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей способствует передачи знаний и умений в обучении детей конструктивным навыкам, что снимает трудности, которые могут возникнуть у родителей из-за низкой специальной, педагогической подготовки [6,с 98].

Конструируя из природного материала (из снега, песка, камешек, ракушек, дощечек), старшие дошкольники с удовольствием проявляют фантазию и воображение. Данный вид конструирования содержит в себе больше возможностей для развития ребёнка, но, как отмечают, многие педагоги, без специального руководства взрослого могут быть однообразными и мало содержательными.

Конструирование не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно продумывать и находить различные способы решения конструктивных задач, тем самым способствуя развитию воображения, а также совершенствованию коммуникативных навыков [1, с. 34].

Особенность конструирования из игровых строительных материалов – доступность и легкий вид конструирования для старших дошкольников. Конструктивная деятельность, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, развивает у детей математические представления [2, с. 11].

В процессе конструктивных игр старшие дошкольники постоянно прибегают к сравнению величины деталей, их цвета, формы, это дает им возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел, а также способствует сенсорному развитию.

Большой популярностью в организации детского конструирования пользуется «Конструктор Лего». Данный конструктор позволяет старшим дошкольникам решать не только простые, но и сложные конструктивные задачи. Дошкольники знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы, как правило, предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.

Занятие по конструированию влияют на:

1.  физическое воспитание – действуя с материалами в процессе конструирования, развиваются тонкие движения пальцев, координация движений, пространственная ориентация.

2.  нравственное воспитание (в процессе конструктивной деятельности формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность).

3.  трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, организованность [4, с. 12].

Конструктивная деятельность играет огромную роль в развитии ребенка, так как:

·     развивает технические способности детей;

·     формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания;

·     развивает пространственное воображение;

·     гибкость мышления;

·     формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели;

·     готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству;

·     способствует формированию обобщенных представлений о предметах, умения обследовать предметы, планировать свою конструкцию и работу, самостоятельно находить и исправлять ошибки; формируется повышенный самоконтроль, повышается способность управлять своими психическими процессами;

·     способствует развитию речи;

·     помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы [6, с. 51].

Все, задуманные замыслом детей постройки и сооружения, следует выстраивать, и предельно конкретными, и предельно абстрактными, так как они должны обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные вариации общей схемой постройки, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно [8, с. 34].

Таким образом, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность старших дошкольников способствует развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, наблюдательности и воли.

 

Список литературы:
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы / Б.Б. Айсмонтас. – М.: ВЛАДОС, 2013. 
2. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009.
3. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2009. 
4. Гречко Г. Библиотечный проект "Растишка". сенсорное и креативное развитие детей от 4-х до 7 лет на 2006-2009 учебные годы // Школьная библиотека. – 2012. – № 4. 
5. Лишван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада/ З.В. Лиштван, – М., Просвещение, 2011.
6. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение,2011. 
7. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М.: Уч.пед.гиз, 2014. 
8. Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала как средства умственного воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2011. 
9. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011.