Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Психология
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Особенности конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Исследование особенностей конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является актуальным на сегодняшний день, так как в настоящее время поиску резервов формирования конструктивной деятельности отводится много значения и времени в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблема изучения особенностей конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста привлекает внимание педагогов и психологов в связи с тем, что, по общему мнению, этот вид детской активности оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности. Об этом свидетельствуют исследования А.Р. Лурия, 3.М. Мирошник, В.Г. Нечаева и др.
Конструктивная деятельность старших дошкольников больше, чем другие виды деятельности, подготавливает необходимую основу для развития творческих, познавательных, сенсорных способностей детей.
Различные авторы рассматривают конструктивную деятельность с разных точек зрения. Так В. Г. Нечаева определяет конструирование как создание построек из деталей строительного материала, конструктора, изготовление игрушек и поделок из бумаги, картона, дерева, деталей различных конструкторов и другого материала [7, с. 21].
Исследования В.Г. Нечаевой, З.В. Лиштван показали, что благодаря конструктивной деятельности дети наиболее полно и точно начинают воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и так далее) [7, с. 61].
Особенностью конструктивной деятельности старших дошкольников является её большое воспитательное значение. Коллективное конструирование способствует формированию таких качеств личности, как самостоятельность, стремления достичь поставленные цели, умение работать в паре. Согласно социальной ситуации развития старшего дошкольного возраста, все большую роль начинают играть сверстники. Именно в процессе взаимодействия с равным партнёром ребёнок приобретает взаимное доверие, готовность к сотрудничеству, что следует учитывать при организации группового конструирования специалистами дошкольного образовательного учреждения [3, с.27].
Большое значение отводится совместной организованной деятельности по конструированию родителей и ребёнка. Тесное сотрудничество специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей способствует передачи знаний и умений в обучении детей конструктивным навыкам, что снимает трудности, которые могут возникнуть у родителей из-за низкой специальной, педагогической подготовки [6,с 98].
Конструируя из природного материала (из снега, песка, камешек, ракушек, дощечек), старшие дошкольники с удовольствием проявляют фантазию и воображение. Данный вид конструирования содержит в себе больше возможностей для развития ребёнка, но, как отмечают, многие педагоги, без специального руководства взрослого могут быть однообразными и мало содержательными.
Конструирование не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно продумывать и находить различные способы решения конструктивных задач, тем самым способствуя развитию воображения, а также совершенствованию коммуникативных навыков [1, с. 34].
Особенность конструирования из игровых строительных материалов – доступность и легкий вид конструирования для старших дошкольников. Конструктивная деятельность, способствуя практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, развивает у детей математические представления [2, с. 11].
В процессе конструктивных игр старшие дошкольники постоянно прибегают к сравнению величины деталей, их цвета, формы, это дает им возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел, а также способствует сенсорному развитию.
Большой популярностью в организации детского конструирования пользуется «Конструктор Лего». Данный конструктор позволяет старшим дошкольникам решать не только простые, но и сложные конструктивные задачи. Дошкольники знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы, как правило, предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Занятие по конструированию влияют на:
1. физическое воспитание – действуя с материалами в процессе конструирования, развиваются тонкие движения пальцев, координация движений, пространственная ориентация.
2. нравственное воспитание (в процессе конструктивной деятельности формируется трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность).
3. трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, организованность [4, с. 12].
Конструктивная деятельность играет огромную роль в развитии ребенка, так как:
· развивает технические способности детей;
· формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания;
· развивает пространственное воображение;
· гибкость мышления;
· формирует эмоционально-волевые качества личности: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели;
· готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству;
· способствует формированию обобщенных представлений о предметах, умения обследовать предметы, планировать свою конструкцию и работу, самостоятельно находить и исправлять ошибки; формируется повышенный самоконтроль, повышается способность управлять своими психическими процессами;
· способствует развитию речи;
· помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы [6, с. 51].
Все, задуманные замыслом детей постройки и сооружения, следует выстраивать, и предельно конкретными, и предельно абстрактными, так как они должны обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные вариации общей схемой постройки, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно [8, с. 34].
Таким образом, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность старших дошкольников способствует развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, наблюдательности и воли.