Статья:

Гумманность и миролюбие в современном обществе

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Вторник В.В. Гумманность и миролюбие в современном обществе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гумманность и миролюбие в современном обществе

Вторник Владислав Валерьевич
студент, Московский Государственный Строительный Университет, РФ, г. Москва

 

«Гуманизм – это то единственное, что,

наверное, осталось от ушедших в небытие

народов и цивилизаций, – книги,

народные сказания, мрамор изваяний,

 архитектурные пропорции».

Толстой Л.Н.

 

О гуманизме изначально зашла речь в период Возрождения, когда после внедрения в обществе идей религиозного воздержания и доминирования заинтересованности церкви в каждой из структур общественной жизни, внимание общества повернулось в направлении человека, его прав, нужд, земных потребностей.

Далее гуманистические идеи перешагнули в утопический социализм, где концепция возвышенного духовного воспитания персоны и ее благополучия сочеталась с ликвидацией социального неравенства.

Понятия «гуманность», «миролюбие», фразы «гуманитарная помощь», «миролюбивая политика» на слуху каждого современника. Средства массовой информации и региональные, и федеральные просто нафаршированы этими выражениями.

Каждый из нас уверен, что он, несомненно, гуманен по отношению к окружающим. Гуманность и миролюбие, в первую очередь, означают – не совершать и не желать зла никому, даже в мыслях.

Не малое влияние на формирование мировоззрения оказывает религия. Христианство в своих заповедях говорит об уважении, терпимости, сочувствии. Призывает верующих прийти на помощь ближнему человеку в случае необходимости, поддержать его, быть рядом и вместе переживать все горести и неприятности.

Буддист Далай-лама вопреки кастовому строю Индии, где человек занимает свою, определённую свыше, нишу в обществе, призывает всех к состраданию и человечности.

Действительность, случается, жестока и не справедлива к нам. Как известно, «мы воспринимаем мир, как данность». Это философское понятие. Человечество воспринимает мир таким, каким он дан природой. Мы не в силах поменять планеты Солнечной системы местами. Не можем заставить Землю вращаться в другую сторону. Нам не дано уговорить подснежник расцвести в лесу к Новому году.

Но, человечеству под силу сделать нынешнее существование самым гуманным и миролюбивым, в сравнении с предыдущими историческими эпохами.

Самое большое уважение заслуживает идеология Российской Федерации, категорически отрицающая насилие, национализм, нетерпимое отношение одной народности по отношению к другой. Россия выступает за мирное сосуществование всех бывших союзных республик и их соседей. За урегулирование обстановки в Донбассе, прекращение военных действий в Сирии.

В свою очередь, западные эксперты утверждают, что страна не может назвать себя миролюбивой и гуманной, пока её дети играют в войну. Да, Россия не стоит на первом месте в мире по гуманности и миролюбию. Дети играют в войну, побеждая немцев в своих детских битвах. Как может быть иначе, если живы свидетели и участники страшных событий 1941–1945 годов? Если всё наше подрастающее поколение знакомо с историей Второй мировой войны не только из программ школьных уроков, рассказов педагога и просмотра кинофильмов. Но, в первую очередь, из воспоминаний очевидцев этого жестокого времени, которых осталось совсем немного, но каждый из них есть глубокоуважаемый и почётный гражданин нашего государства.

Россию обвиняют в том, что она наращивает своё вооружение. Страну окружают такие «друзья», что проводить иную политику, просто не представляется возможным. Иначе, все эти средства с большим удовольствием были бы направлены на устранение социальных проблем и удовлетворение нужд населения. Обвинение в том, что в России, согласно Конституции, существует всеобщая обязательная военная служба, также не является правомерным. Служение Отчизне – не только почетная обязанность, но и школа мужества, практика, которая даёт обязательные знания и умения, необходимые в случае непредвиденной угрозы извне своей семье или обществу в целом. Срочная военная служба ни в коей мере не характеризует миролюбивую Россию, как сугубо милитаристское государство. Все эти мероприятия лишь укрепляют обороноспособность нашей страны. В отличие от других мировых держав, политика нашего правительства направлена на сохранность и преумножение тех благ, которые мы имеем.

За последние два столетия Россия перенесла столько потрясений, разрушений и людских трагедий, что не думать о своей обороноспособности – просто преступление. Амбиции Наполеона в 1812 году, Первая мировая война, революция 1917 года. НЭП, диктатура пролетариата, Сталинские репрессии, Гитлеровский фашизм и Вторая мировая война – везде миллионные человеческие жертвы и глобальные разрушения. Как не думать о защите, о современной обороне страны?

В отличие от России, земли Соединённых Штатов не знают разрушений и бедствий вследствие военных действий с XVIII века. События последних войн между промышленным Севером и рабовладельческим Югом давно ушли в прошлое, не оставив никаких разрушительных последствий нынешним современникам. Удивительно, но исходя из социологических опросов, этот этап истории Америки наши ученики зачастую знают лучше своих американских сверстников.

В современном мире действительно наблюдается дефицит и гуманизма и миролюбия, хотя эти понятия тождественны. В своём Толковом Словаре живого великорусского языка Владимир Даль разъясняет понятие «гуманный», как «человеческий, человечный, людский; свойственный человеку истинно просвещённому». «Гуманность – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему».

Следовательно, гуманизм представляет собой наличие в обществе мировоззрения, представляющего необходимость духовного, нравственного и физического развития особы, организация ей необходимых возможностей для достижения благополучия и счастья, определяющего необходимость корректного отношения к ее правам и собственному достоинству.

В нынешнее время гуманизм толкуется, как признание ценностного образа личности индивида и его прав на беспрепятственное формирование и самовыражение. Это есть общечеловеческий фундамент формирования развитого общества.

Гуманизм предполагает добросердечное, заботливое и благожелательное отношение к любому человеку. Но теперь это понятие дополнено еще сферы обитания. Идеи гуманизма предусматривают, чтобы человек жил и развивался в среде, которая не причиняет вреда его самочувствию. Поэтому с гуманизмом соединены идеи осторожного отношения к окружающему миру, душевное и рачительное отношение ко всякому живому существу.

Но гуманизм – это не есть исключительно философское мировоззрение, но и конкретные нормы бытия. Хотя в обществе жительствуют различные по моральным принципам лица, в мире существует жестокость, войны и катаклизмы, человечество все же формируется на началах гуманности. На государственном уровне – в большинстве стран акцентируются убеждения гуманизма, а также права и свободы человека.

Обязательными условиями являются: осознанное восприятие принципов гуманизма каждым человеком, осмысление их положений и определение индивидуальных, действительно конкретных личных обязательств. Сюда можно отнести: установление смысла жизни, моральные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.

В соответствии со взглядами гуманизма, всякая личность обязана воспитываться, приобретать комплект подобающих познаний и умений, которые она будет отдавать окружению через профессиональную и социальную деятельность, следовать правовым и моральным нормам общества, с почтением относится к важнейшим общественным ценностям, беречь экологию и рачительно относится к природным богатствам.

Гуманизм из миропонимания понемногу трансформируется в систему познаний, основывающуюся на антропологии, социологии, истории, этике, психологии, юриспруденции, педагогике.

Человечное, миролюбивое отношение к ближнему воспитывается в малыше с раннего детства. Изначально – в собственной семье, затем в общеобразовательном дошкольном учреждении. Функция восприятия действительности у деток в возрасте до шести-семи лет наиболее благоприятна для формирования у ребенка различных чувств и ощущений, в том числе гуманных. Гуманные чувства – это эмоциональное отношение человека, направленное на других людей, животных, естество. Оно выражается в сострадании, сопереживании, сочувствии, жалости, милосердии. О выработанной позиции у человека гуманных чувств можно судить по его доброте, отзывчивости, устремлению прийти на помощь иному человеку, способности чем-то поступиться ради благополучия другого.

Задача формирования у ребят человечных ощущений разрешается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее их отношение к детям. Значимо, чтобы взрослые проявляли одобрение по поводу неплохого поведения ребенка, его благожелательного отношения к ровеснику, поощряли дружные коллективные игры, устремление выручить товарища, проявить помощь; важно, чтобы они чистосердечно разделяли радость малыша при успешном окончании трудного для него дела, поощряли застенчивого ребенка, который боится невезений.

При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо, прежде всего, вырабатывать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о воспитании общей эмоциональности ребенка. Взрослый должен учитывать, что рождение сострадания у маленьких детей начинается с незначительного. С простых, на первый взгляд, вопросов детей: «Тебе больно?», «Тигрёнок, а тебе не холодно зимой без валенок?», «Почему ты унылый?» Дети тонко реагируют на проявления благожелательности по отношению к ним, непритворно тянутся к людям добрым, отзывчивым.

Похвала взрослых помогает ребенку убедиться в верности своих действий, порождает желание повторять их, у ребенка пробуждается устремление быть хорошим, стать еще лучше. Воспитание у детей доброты возникает с вырабатывания у них чувства любви к родителям. Педагог, воспитывая у детей чувство любви и уважения к родителям, только на конкретных примерах может объяснить им, в чем должны выражаться их забота и сердечное отношение к взрослым.

Воспитание человечных чувств у дошкольников происходит понемногу. Маленькие дети рвутся к добрым поступкам вначале ради похвалы, одобрения взрослых. Со временем привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их натуральной надобностью. А сочувствие, выражающееся в деятельной, бескорыстной помощи иному человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, является одним из первых гуманных чувств, рождающихся у дошкольников.

Никакие войны, бедствия и агрессия со стороны других государств не повлияли на развитые чувства гуманности и милосердия у гражданина России. Только системой нашего государства могла быть воспитана доктор Лиза, которая до последних своих дней спасала больных и раненых детей Донбасса. Только нашим пяти, восьми, десяти летним мальчишкам вручают правительственные награды за их поистине героические поступки по спасению своих родственников или знакомых из пожара или ледяной воды.

При мировом возрастающем дефиците миролюбия и гуманности, благодаря древнейшим традициям русской культуры, наш народ остаётся традиционно милосердным и человечным. В этом большая заслуга относится к сформировавшимся общественным отношениям, воспитанию в семье и профессиональному дошкольному и школьному образованию.

 

Список литературы:
1. Андрушко В.А. Этические модальности у Лоренцо Валлы / Рациональность, рассуждения, коммуникация. – Киев, 1987.
2. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М.: Изд-во Москва, 1991.
3. Кудрявцев О.Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». – Москва, 1991.
4. Кудрявцев О.Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм / Эразм Роттердамский и его время. – Москва, 1989.