Мода как элемент культуры
Секция: Филология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Мода как элемент культуры
На протяжении всей истории человеческой цивилизации мода оказывает влияние на предпочтения общества в искусстве и культуре, начиная с архитектуры и живописи и заканчивая танцами, кулинарией и манерой одеваться. Но что же такое мода и как она возникла?
В широком смысле слова, мода – это понятие, определяющее господство какого-либо стиля и вида одежды, поведения, литературы, кухни,
образа жизни в целом, т.е. того, что относят к внешним формам культуры. В более узком понимании, под модой обычно подразумевается одежда и внешний облик человека, что неудивительно, если принять во внимание, что перемены в одежде человека исторически неразрывно связаны с переменами в моде.
Современная индустрия моды, построенная на фирмах и именитых модных домах, управляемых отдельными дизайнерами, берет свое начало в XIX веке, когда французский модельер Чарльз Фредерик Уорт основал свое предприятие по пошиву одежды и первым начал отмечать ярлыками свои изделия.
Тем не менее, сама мода, в узком значении этого слова, появилась гораздо ранее; возможно даже, на самой заре человеческой цивилизации, когда люди начали украшать себя клыками и костями добытых ими животных, янтарем и другими камнями и прикрывать наготу своего тела шкурами тех же животных.
Одежда приобрела социальную, а вместе с тем и культурную, значимость, как только человек вышел из пещеры и общество начало дифференцироваться на слои. Одежда, как и сейчас, была способом либо отнести себя к определенной группе людей (например, племени), либо, наоборот, выделить себя в ней, подчеркнуть свой социальный статус и показать свои достижения.
Однако в первобытных общинах, раннеклассовых обществах и даже в наиболее развитых государствах Древнего мира, таких как Древний Египет, Древний Рим или Греция, мода могла оставаться неизменной на протяжении веков.
Концепция моды в современном ее понимании начала складываться в Западной Европе только в XII–XIII вв. с началом активного роста городов, развитием цехового производства и появлением новых технологий [4, с. 6]. Именно города стали центром промышленного производства, политической и культурной жизни общества, именно в городах зарождались новые культурные и модные веяния.
С этого времени фасоны одежды стали играть не меньшую роль, чем престижность и стоимость используемых для их пошива тканей и украшений, так как должны были отвечать требованиям быстро сменяющейся моды.
Тем не менее, долгое время мода продолжала оставаться привилегией правящих сословий, тогда как одежда низших сословий была, по большей части, традиционной и часто не менялась веками [3, с.6]. С появлением же в XV в. мануфактур и угасанием цехового производства мода начала свое движение в массы – сначала в активно растущее и богатеющее буржуазное сословие, а позже, после технической революции XVIII в., и к массовому потребителю [4, с.10].
В XIX веке потребность одеваться и украшать себя стала одним из наиболее влиятельных феноменов в западной цивилизации. Возникло понятие «высокой моды», появление и развитие которого тесно связано с именем уже упомянутого Чарльза Фредерика Уорта.
В 1858 году англичанин Чарльз Фредерик Уорт открыл в Париже свою собственную мастерскую по пошиву одежды. Во многом благодаря усилиям его жены в числе его клиенток оказались самые известные представительницы аристократии Западной Европы того времени [4, с.12].
В 1868 г. Чарльз Уорт создает Синдикат высокой моды, организацию, благодаря которой, во-первых, стала возможной защита авторских прав других кутюрье на свои модели. Во-вторых, изменения в моде стали еще более динамичными и непредсказуемыми. Салоны, вошедшие в Синдикат, создавали модели одежды для представителей высших сословий общества. Низшие сословия неизменно им подражали, стремясь приблизиться к высшему обществу хотя бы посредством создания похожего внешнего облика. Чтобы обособиться и подчеркнуть свой статус, высшие сословия прибегали к использованию новых эксклюзивных элементов, которые вскоре снова перенимались массовым потребителем.
Именно потребность в обеспечении эксклюзивности для своих клиентов побудила Уорта ставить свое имя на ярлыках создаваемых им моделей одежды в качестве своеобразного знака качества. С этого времени лавры законодателей моды постепенно стали переходить от тех, кто носил костюм, к его творцам – кутюрье.
Чарльзу Уорту также принадлежат идея использования манекенщиц («дублеров», как он их называл) для демонстрации одежды клиенткам и пошива одежды тем, кто не мог присутствовать на примерке лично, и идея создания коллекций одежды «по сезону», что дало мощный толчок развитию моды как бизнес-индустрии [4, с.13].
XX век внес кардинальные изменения не только в жизнь общества в целом, но и в сложившиеся в нем представления о моде – она, вслед за обществом и культурой, стала более демократичной, разнообразной и индивидуализированной, хотя все еще оставалась одним из основных маркеров социального статуса. Представители высшего общества одевались у известных парижских модельеров, средний класс предпочитал пошив одежды на заказ, а низшие слои покупали уже готовую одежду.
Сегодня же мода – явление массовое и общедоступное, что стало возможным во многом благодаря процессу глобализации и появлению сети интернет. В современном мире мода оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, включая искусство, науку и даже политику, ведь все люди использую одежду, будь то деловой костюм, набедренная повязка или, как признавалась легендарная Мерилин Монро в рекламе Шанель №5, лишь капелька духов.
Бесспорно, что костюмы играют важную роль в балете, кино и в театральных постановках, где они отражают характер и образ персонажей; в музыке, где они служат для исполнителя определенным маркером пропагандируемого им музыкального стиля и способом обратить на себя дополнительное внимание публики.
Но манера одеваться не менее важна и, к примеру, для политиков. Если политик не надел галстук, а выбрал, к примеру, джинсы и футболку, то это никогда не бывает случайно. Такой образ он может использовать, чтобы попытаться приблизиться к простым людям, к избирателям из рабочего класса.
Сегодняшняя мода, с одной стороны, является своеобразным маркером современной потребительской культуры, для которой характерно слепое следование модным, даже самым нелепым, трендам. С другой стороны, положительная сторона моды в том, что она сама стала представлять собой своеобразный вид искусства, через который люди выражают свои чувства и свою индивидуальность.
Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга моды и культуры несомненны. На протяжении веков мода шла и менялась синхронно с переменами в культуре, отражая и, в тоже время, формируя их. Мы можем наблюдать это взаимодействие, например, в изобразительном искусстве и литературе, образы которых менялись в зависимости от того, какой образ жизни и какие каноны красоты были в моде в тот или иной период истории человечества.
Для каждой исторической эпохи характерна мода на определенные, порой диаметрально противоположные, эстетические идеалы. Так, образы пышнотелых красавиц в картинах Рубенса и Боттичелли отражают идеалы эпохи Ренессанса, тогда как в Средние века модными были болезненно бледные худые дамы со слегка выступающим животом. И одежда, создававшаяся в те времена, соответственно была такой, чтобы как можно более приблизить силуэт человеческого тела к общепринятому в ту или иную эпоху идеалу.
Таким образом, мода, влияя на моральные, эстетические, политические и другие аспекты человеческого общества, способна оказывать влияние и на культуру в целом.
На протяжении веков мода формировала и продолжает формировать предпочтения общества в искусстве и культурной жизни в целом, начиная с архитектуры и живописи и заканчивая танцами, кулинарией и манерой одеваться. Одновременно, современные модельеры часто ищут вдохновения в изобразительном искусстве и музыке, балете и кино.
С другой стороны, появление тех или иных веяний в искусстве само по себе обусловлено возникновением моды на них, что очевидно делает моду не только мощным фактором влияния на общество и своеобразным зеркалом культуры, но и неотъемлемой частью самой этой культуры.