Статья:

Мода как элемент культуры

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Махмудова Х.Б., Костюнина М.В. Мода как элемент культуры // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 19.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мода как элемент культуры

Махмудова Хусниолам Баходуровна
студент 4-го курса «Сургутского Государственного Университета», РФ, г. Сургут
Костюнина Марина Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры иностранных языков, «Сургутского Государственного Университета», РФ, г. Сургут

 

На протяжении всей истории человеческой цивилизации мода оказывает влияние на предпочтения общества в искусстве и культуре, начиная с архитектуры и живописи и заканчивая танцами, кулинарией и манерой одеваться. Но что же такое мода и как она возникла?

В широком смысле слова, мода – это понятие, определяющее господство какого-либо стиля и вида одежды, поведения, литературы, кухни,
образа жизни в целом, т.е. того, что относят к внешним формам культуры. В более узком понимании, под модой обычно подразумевается одежда и внешний облик человека, что неудивительно, если принять во внимание, что перемены в одежде человека исторически неразрывно связаны с переменами в моде.

Современная индустрия моды, построенная на фирмах и именитых модных домах, управляемых отдельными дизайнерами, берет свое начало в XIX веке, когда французский модельер Чарльз Фредерик Уорт основал свое предприятие по пошиву одежды и первым начал отмечать ярлыками свои изделия.

Тем не менее, сама мода, в узком значении этого слова, появилась гораздо ранее; возможно даже, на самой заре человеческой цивилизации, когда люди начали украшать себя клыками и костями добытых ими животных, янтарем и другими камнями и прикрывать наготу своего тела шкурами тех же животных.

Одежда приобрела социальную, а вместе с тем и культурную, значимость, как только человек вышел из пещеры и общество начало дифференцироваться на слои. Одежда, как и сейчас, была способом либо отнести себя к определенной группе людей (например, племени), либо, наоборот, выделить себя в ней, подчеркнуть свой социальный статус и показать свои достижения.

Однако в первобытных общинах, раннеклассовых обществах и даже в наиболее развитых государствах Древнего мира, таких как Древний Египет, Древний Рим или Греция, мода могла оставаться неизменной на протяжении веков.

Концепция моды в современном ее понимании начала складываться в Западной Европе только в XII–XIII вв. с началом активного роста городов, развитием цехового производства и появлением новых технологий [4, с. 6]. Именно города стали центром промышленного производства, политической и культурной жизни общества, именно в городах зарождались новые культурные и модные веяния.

С этого времени фасоны одежды стали играть не меньшую роль, чем престижность и стоимость используемых для их пошива тканей и украшений, так как должны были отвечать требованиям быстро сменяющейся моды.

Тем не менее, долгое время мода продолжала оставаться привилегией правящих сословий, тогда как одежда низших сословий была, по большей части, традиционной и часто не менялась веками [3, с.6]. С появлением же в XV в. мануфактур и угасанием цехового производства мода начала свое движение в массы – сначала в активно растущее и богатеющее буржуазное сословие, а позже, после технической революции XVIII в., и к массовому потребителю [4, с.10].

В XIX веке потребность одеваться и украшать себя стала одним из наиболее влиятельных феноменов в западной цивилизации. Возникло понятие «высокой моды», появление и развитие которого тесно связано с именем уже упомянутого Чарльза Фредерика Уорта.

В 1858 году англичанин Чарльз Фредерик Уорт открыл в Париже свою собственную мастерскую по пошиву одежды. Во многом благодаря усилиям его жены в числе его клиенток оказались самые известные представительницы аристократии Западной Европы того времени [4, с.12].

В 1868 г. Чарльз Уорт создает Синдикат высокой моды, организацию, благодаря которой, во-первых, стала возможной защита авторских прав других кутюрье на свои модели. Во-вторых, изменения в моде стали еще более динамичными и непредсказуемыми. Салоны, вошедшие в Синдикат, создавали модели одежды для представителей высших сословий общества. Низшие сословия неизменно им подражали, стремясь приблизиться к высшему обществу хотя бы посредством создания похожего внешнего облика. Чтобы обособиться и подчеркнуть свой статус, высшие сословия прибегали к использованию новых эксклюзивных элементов, которые вскоре снова перенимались массовым потребителем.

Именно потребность в обеспечении эксклюзивности для своих клиентов побудила Уорта ставить свое имя на ярлыках создаваемых им моделей одежды в качестве своеобразного знака качества. С этого времени лавры законодателей моды постепенно стали переходить от тех, кто носил костюм, к его творцам – кутюрье.

Чарльзу Уорту также принадлежат идея использования манекенщиц («дублеров», как он их называл) для демонстрации одежды клиенткам и пошива одежды тем, кто не мог присутствовать на примерке лично, и идея создания коллекций одежды «по сезону», что дало мощный толчок развитию моды как бизнес-индустрии [4, с.13].

XX век внес кардинальные изменения не только в жизнь общества в целом, но и в сложившиеся в нем представления о моде – она, вслед за обществом и культурой, стала более демократичной, разнообразной и индивидуализированной, хотя все еще оставалась одним из основных маркеров социального статуса. Представители высшего общества одевались у известных парижских модельеров, средний класс предпочитал пошив одежды на заказ, а низшие слои покупали уже готовую одежду.

Сегодня же мода – явление массовое и общедоступное, что стало возможным во многом благодаря процессу глобализации и появлению сети интернет. В современном мире мода оказывает огромное влияние на все сферы общественной жизни, включая искусство, науку и даже политику, ведь все люди использую одежду, будь то деловой костюм, набедренная повязка или, как признавалась легендарная Мерилин Монро в рекламе Шанель №5, лишь капелька духов.

Бесспорно, что костюмы играют важную роль в балете, кино и в театральных постановках, где они отражают характер и образ персонажей; в музыке, где они служат для исполнителя определенным маркером пропагандируемого им музыкального стиля и способом обратить на себя дополнительное внимание публики.

Но манера одеваться не менее важна и, к примеру, для политиков. Если политик не надел галстук, а выбрал, к примеру, джинсы и футболку, то это никогда не бывает случайно. Такой образ он может использовать, чтобы попытаться приблизиться к простым людям, к избирателям из рабочего класса.

Сегодняшняя мода, с одной стороны, является своеобразным маркером современной потребительской культуры, для которой характерно слепое следование модным, даже самым нелепым, трендам. С другой стороны, положительная сторона моды в том, что она сама стала представлять собой своеобразный вид искусства, через который люди выражают свои чувства и свою индивидуальность.

Взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга моды и культуры несомненны. На протяжении веков мода шла и менялась синхронно с переменами в культуре, отражая и, в тоже время, формируя их. Мы можем наблюдать это взаимодействие, например, в изобразительном искусстве и литературе, образы которых менялись в зависимости от того, какой образ жизни и какие каноны красоты были в моде в тот или иной период истории человечества.

Для каждой исторической эпохи характерна мода на определенные, порой диаметрально противоположные, эстетические идеалы. Так, образы пышнотелых красавиц в картинах Рубенса и Боттичелли отражают идеалы эпохи Ренессанса, тогда как в Средние века модными были болезненно бледные худые дамы со слегка выступающим животом. И одежда, создававшаяся в те времена, соответственно была такой, чтобы как можно более приблизить силуэт человеческого тела к общепринятому в ту или иную эпоху идеалу.

Таким образом, мода, влияя на моральные, эстетические, политические и другие аспекты человеческого общества, способна оказывать влияние и на культуру в целом.

На протяжении веков мода формировала и продолжает формировать предпочтения общества в искусстве и культурной жизни в целом, начиная с архитектуры и живописи и заканчивая танцами, кулинарией и манерой одеваться. Одновременно, современные модельеры часто ищут вдохновения в изобразительном искусстве и музыке, балете и кино.

С другой стороны, появление тех или иных веяний в искусстве само по себе обусловлено возникновением моды на них, что очевидно делает моду не только мощным фактором влияния на общество и своеобразным зеркалом культуры, но и неотъемлемой частью самой этой культуры.

 

Список литературы:
1. Васильев А.А. Европейская мода. 3 Века. Из коллекции Александра Васильева. – М.: Слово, 2006. – 420 с. 
2. Васильев А.А. Судьбы моды. – М: Альпина нон-фикшн, 2010. – 464 с.
3. Демшина А.Ю. Мода в контексте визуальной культуры: вторая половина XX – начало XXI вв. – Спб.: Астерион, 2009 г. – 181 с.
4. Ермилова Д.Ю. История домов моды. – М.: Академия, 2004. – 288 с. 
5. Ильин А.Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность // Вестник Омского университета. – 2009. – № 2. – С. 25–35.
6. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, 1987. – 1007 с.
7. Кошелева Д.С. Мода как феномен современной европейской культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 1 (18). – С. 32–35.
8. Фогг М. История моды. 100 платьев, изменивших мир. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. – 256 с.
9. Шубин Г.Г. Мода и эстетическая культура. – М.: Знание, 1987 – 64 с.