Статья:

Обучение младших школьников иноязычной речевой компетенции

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Курбанова П.А. Обучение младших школьников иноязычной речевой компетенции // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(61).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение младших школьников иноязычной речевой компетенции

Курбанова Перихан Арабхановна
студент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала
Халимбекова Маиса Казиахмедовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, РФ, г. Махачкала

 

Teaching younger students to a foreign language speech competence

 

Perikhan Kurbanova

student, Dagestan State University, Russia, Makhachkala

Maisa Halimbekova

supervisor, Cand. filol. sciences, associate professor, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В данной статье речевая компетенция рассматривается как один из важнейших компонентов коммуникативной компетенции. Выделяются виды речевой компетенции: аудирование, говорение, чтение, письмо. Коммуникативно-деятельностный подход рассматривается как один из основных подходов на начальном этапе обучения иностранного языка.

Abstract. The article deals with speech competence, which is considered as one of the most important components of communicative competence. All types of speech competence are pointed out: listening, speaking, reading, writing. The communicative-activity approach is regarded as one of the main approaches at the initial stage of teaching a foreign language to younger students.

 

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, речевая компетенция, речевая деятельность, коммуникативно-деятельностный подход.

Keywords: communicative competence, speech competence, speech activity, communicative-activity approach.

 

В настоящее время основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции иными словами умение человека правильно организовывать речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения. Несомненно, только учитель сможет помочь ребенку овладеть навыками и умениями, необходимые для межкультурного общения. В государственных стандартах основного общего образования по иностранному языку указывается что формирование иноязычной коммуникативной компетенции происходит в процессе развития ее составляющих- речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Тем не менее, на начальном этапе обучения становление коммуникативной компетенции, начинается с формирования у учащихся речевой компетенции.

Так, Н. А. Горлова определяет речевую компетенцию как «процесс овладения учащимися речевыми умениями в видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме).  [Н.А. Горлова 2017:174]. Следовательно, обучение иностранному языку будет эффективным только в том случае, если учащийся развивает все виды речевой деятельности в их неразрывной связи друг с другом на протяжении всего обучения. Поддерживая эту мысль, Щукин А. Н. и Фролова Г. М. утверждают, что «занятия иностранным языкам направлены на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности с использованием языковых и речевых упражнений». [А.Н. Щукин, Г.М Фролова 2015: 99]

Тем не менее, существует определенная последовательность в процессе овладения видов речевой деятельности в зависимости этапов обучения. Прежде всего, наиболее эффективным является комплексное обучение всем видам речевой деятельности с преимущественным формированием устных форм речи (аудирование и говорение) на начальном этапе и письменных чтение и письмо) на продвинутом. Следует отметить, что ни один из вышеуказанных видов речевой деятельности не существует изолированно в процессе коммуникации.

Рассмотрим каждый вид речевой деятельности по отдельности.

Итак, аудирование является сложной рецептивной рецептивно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной переработки информации, содержащейся в устном речевом общении. [Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез 2005: 161] Многие авторы считают аудирование одной из самых сложных видов речевой деятельности. Сложность по мнению Е. Н. Солововой заключается в том, что «оно характеризуется одноразовостью предъявления» [Е. Н. Соловова 2005: 125]

Следовательно, учащимся необходимо научиться понимать текст с первого раза, так как зачастую можно попасть в ситуацию, где повторы просто исключены. Слушание, как вид речевой деятельности, неразрывно связан с говорением-это форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливается контакт и оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего. [Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез 2005: 190] Каждый человек, начиная изучать иностранный язык, прежде всего хочет научиться говорить на этом языке. Люди, желающие оценить результаты обучения, в первую очередь обращают внимание на способность человека к речевому общению на изучаемом языке. Так, по окончанию школы учащиеся должны уметь рассказывать о себе, о прочитанном и услышанном, уметь выражать свое отношение к предмету высказывания или полученной информации. Учащиеся также должны уметь понимать и реагировать на устные высказывания участников речевого общения.

Не менее важным является чтение-это рецептивный вид речевой деятельности, целью которого является извлечение и осмысление информации, содержащейся в печатном тексте. Именно благодаря данному процессу, возможны передача и присвоение опыта, приобретенного человеком в самых разнообразных сферах деятельности.

Главной целью обучения чтению является то, что учащийся должен научиться извлекать нужную информацию из текста для решения конкретной речевой задачи. Тексты для чтения подразделяются на четыре функциональных стиля: художественную, научно-популярную, научную и газетно-публицистическую. Согласно Н. Д. Гальсковой и Н. И. Гез «наиболее предпочтительными для школьных условий для общеобразовательной школы и школ с углубленным изучением иностранного языка являются рассказы или относительно законченные отрывки из художественной литературы.» [Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез 2005: 238]

Благодаря данному стилю учащиеся могут получить большое количество знаний по литературе, географии, истории, изучаемого языка.

Что касается письма-это вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли с помощью принятой в языке системы письма (графических знаков).  По мнению Роговой Г. В. письмо является очень важным компонентом речевой деятельности, так как письмо рассматривается как «письмо помогает прочному усвоению языкового материала и формированию навыков в чтении и устной речи»

В образовательных стандартах и программах по иностранному языку зафиксированы требования, которым должны отвечать учащиеся начальных классов, а именно: делать выписки из текста, писать короткие поздравления на различные праздники, описывать события, факты, явления.

А. Н. Щукин и Г. М. Фролова отмечают, что не менее важным является «овладение технической стороной письма т.е. усвоение учащимися иноязычной графики, каллиграфии, орфографии и пунктуации.» [А.Н. Щукин и Г.М Фролова 2017: 264]

Необходимо отметить, что в процессе общения ни один из вышеперечисленных видов речевой деятельности не существует по отдельности. Для того чтобы свободно владеть иностранным языком, человеку необходимо овладеть как рецептивными умениями (аудирование, чтение), так и продуктивными (говорение, письмо).

Согласно, Н.А. Горловой, речевая компетенция формируется в ходе овладения учащимися видами речевой деятельности в их единстве. [ Н.А. Горлова 2017: 176] Это означает, что при обучении иностранному языку в учет должны быть взяты все четыре компонента речевой деятельности. Отсутствие координированного обучения иностранному языку может препятствовать формированию элементов речевой компетенции. Учеными разработаны множество различных подходов в изучении иностранных языков, в соответствие с имеющимися знаниями. Но прежде чем назвать главный подход в обучении иностранного языка на начальном этапе, необходимо отметить психологический портрет младшего школьника.

Что касается общего портрета учащегося, Подласый И. П. дает следующую характеристику. В первую очередь, младший школьный возраст включает в себя возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет. К шести годам ребенок готов к системному школьному обучению. Познавательная деятельность младшего школьника проходит преимущественно в процессе обучения. Главная установка этого возраста- постижение окружающего мира, природы человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все социальные, интеллектуальные и нравственные качества. [И.П Подласый 2005:71] Таким образом, на начальном этапе обучения по мнению А.Н. Щукина и Г.М Фроловой, одним из методов преподавания иностранного языка является коммуникативно-деятельностный подход, обоснование которого было предложено И.А. Зимней и получило развитие в работах И.Л. Бим.

«Суть данного подхода состоит в том, что обучение языку носит деятельностный характер», так как настоящее общение на занятиях осуществляется при помощи речевой деятельности, с помощью которой участники стремятся решить реальные и воображаемые задачи. [А.Н. Щукин и Г.М Фролова 2017: 32]

Данный подход предполагает также, что в центре обучения находится учащийся как субъект учебной деятельности, а система обучения принимает во внимание индивидуально-психологические, возрастные и национальные особенности личности обучаемого, а также его интересов.

С точки зрения коммуникативно-деятельностного подхода объектом обучения является речевая деятельность, включая все ее виды: слушание, говорение, чтение, письмо.

Этот подход нацеливает занятия по иностранному языку на обучение общению и использование языка с целью обмена мыслями.  Таким образом, основное внимание на уроке уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоению в процессе коммуникации ценной и важной информации.

Следовательно, средствами осуществления речевой деятельности являются задания трех видов:

  1. Ролевые игры, с помощью которых организуется учебное общение в соответствие с сюжетом и распределенными между учащимися ролями
  2. Проблемные ситуации с использованием речемыслительных заданий, предусматривающих выполнение действий, основанных на критическом рассуждении, интерпретации фактов, догадке, умозаключении.
  3. Спонтанное (свободное) общение, которое имеет несколько особенностей: его содержание не всегда предсказуемо, используются разнообразные коммуникативные стратегии, позволяющие передать содержание высказывания при недостаточно сформировавшейся языковой базы.

Итак, можно резюмировать, что обучение иностранного языка в средней школе нацелено на развитие коммуникативной компетенции, в частности речевой. Процесс формирования речевой компетенции начинается в младших классах средней школы и направлен на формирование таких видов речевой деятельности как аудирование, чтение, говорение и письмо. Одним из подходов, который способствует развитию всех видов речевой деятельности в методике является коммуникативно-деятельностный подход в изучении иностранного языка, предлагающий различные средства реализации данного подхода.

 

Список литературы:
1. Гальскова Н. Д, Гез Н. И.  Теория обучения иностранным языкам: учебное пособие –2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 336с. 
2. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2ч. Ч.1: учебное пособие- 2-е изд.,- М.:Академия, 2017.-272с.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник – М.: Владос, 2008. – 474с.
4. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник – М.: Просвещение, 1991.–287 с.
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 239 с.
6. Щукин А. Н. Методика преподавания языков: учебник– 2-е изд. Н.А. Щукин, Г.М. Фролова. – М.: Академия, 2017. – 288с.