Статья:

Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в европейских странах и России

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Сельскохозяйственные науки

Выходные данные
Петрусёв А.А. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в европейских странах и России // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/1(12).pdf (дата обращения: 18.01.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в европейских странах и России

Петрусёв Алексей Андреевич
студент ТГУ, Россия, г. Томск
Катаев Михаил Юрьевич
научный руководитель, д-р техн. наук, профессор ТУСУРа, Россия, г. Томск

 

Аннотация. В данной работе, проведен мониторинг положительного опыта зарубежных стран, в области управления земельными ресурсами. Установлено, какие законодательные, финансовые и иные меры применяются европейскими государствами, для развития сельского хозяйства и населения, непосредственно вовлеченного в производство. С целью рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в России.

Ключевые слова: управление земельными ресурсами, сельское хозяйство, аграрное производство.

 

В экономическом плане, земля — это основное средство производства. Под рациональным использованием земель, понимается - использование земель в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивающие сохранение экологических систем и полное обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией .

В качестве первого примера, рассмотрим опыт государственного управления земельными ресурсами и сельским хозяйством в Дании. В этой стране отсутствуют государственные предприятия в аграрном секторе, а вся сельскохозяйственная индустрия базируется на частной собственности.

Принятый закон «О сельском хозяйстве» установил правила для фермеров, кооперативов, органов местного самоуправления и министерства сельского хозяйства[1].

Перерабатывающие кооперативы получают приоритет и государственную поддержку на продовольственном рынке, а также в кредитовании и налогообложении. Государство финансирует всю необходимую в производстве инфраструктуру: подъездные дороги, электричество, интернет. Все фермеры проходят обучение в сельскохозяйственных школах. Для управления фермерских кооперативов нанимают исполнительного директора и квалифицированных менеджеров, к ним предъявляют высокие требования, которые в свою очередь отчитываются о производственно — финансовой деятельности кооператива, распределением прибыли и погашении убытков.

Основные направления стратегии развития сельского хозяйства в Германии - это повышение инвестиционной привлекательности, внедрение инноваций, создание рабочих мест и обеспечение достойной заработной платы рабочих. Сельское хозяйство представлено, преимущественно, семейными фермами.

Государство предоставляет льготное кредитование под 1% годовых, на период погашения до 28 лет, а для молодых фермеров предусматриваются особо льготные условия кредитования[2].

Молочное производство одно из низко рентабельных, поэтому государство премирует фермеров для поддержания эффективности производства. Хозяйствам, которые находятся в районах с неблагоприятными природными условиями, государство оказывает помощь в виде дополнительного финансирования.

Ирландия - крупнейший экспортёр молочной и мясной продукции в Европе. Здесь превалируют небольшие семейные фермы с площадью от 5 до 10 га, которые специализируются на мясомолочном животноводстве. Растениеводство развито в южных и центральных районах, с избытком обеспечивает страну овсом и ячменём, но есть недостаток в пшенице, который приходится покрывать импортом.

В Ирландии создано надзорное ведомство «По вопросам села и сельского населения», главная цель которого создание конкурентоспособного аграрного сектора и развития сельской местности. На поддержку сельского хозяйства государство направляет до 20% бюджета. Средства идут, в основном, на модернизацию, подготовку кадров и проведение консультаций. Так же фермеров поощряют к созданию новых продуктов, поиску новых рынков сбыта и объединению хозяйств в партнёрства. Благодаря таким партнёрствам, местное население участвует в определении важнейших задач и путях их решения.

Развитие аграрной политики России определено в федеральном законе РФ от 29 декабря 2006г. №263-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020гг.» принятая в июле 2012г [3],[4].

Заявленные основные цели:

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения и повышения уровня жизни.

  • Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции
  • Сохранение и воспроизводство используемых природных ресурсов.
  • Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции.
  • Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиций в сельское хозяйством
  • Наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и индексом цен на промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями , и поддержание паритета индексов цен.

Сельское хозяйство России представлено как крупными агро холдингами,  так и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее КФХ). По данным последней сельскохозяйственной переписи (2016), за последние 10 лет количество КФХ сократилось в 1.8 раз, с 253,1 тыс. до 136,5 тыс. [5]. Данное сокращение идет за счет укрупнения хозяйств, а так же ухода некоторых предпринимателей с рынка в виду низкой рентабельности производства, банкротства или иных причин.

Страна является крупным экспортером зерна в страны ЕАЭС, около 54 млн. тонн. (2017-2018 гг) Но существует дефицит в самообеспечении молоком и мясом птицы, говядины и свинины, который покрывается за счет импорта, в основном из Бразилии, США и Германии.

В заключении стоит отметить такой положительный опыт зарубежных стран как:

  • Постоянное повышение квалификации фермеров и внедрение инноваций.
  • Льготное или вовсе беспроцентное кредитование сельского хозяйства.
  • Развитие сельской местности и повышения уровня жизни фермерских рабочих.

В таблице 1 приведены данные урожайности основных сельскохозяйственных культур, как результат эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Превышение урожайности европейских стран, по сравнению с Россией, в разы, даёт понять о недостаточных мерах предпринятых государством, в области развития сельского хозяйства.

Таблица 1.

Урожайность сельскохозяйственных культур в центнерах на гектар[5],[6],[7],[8].

Страна

Культура

2016 год

2015 год

2014 год

 

Россия

Масличные

5

4,6

4,5

Зерновые

26,5

23,9

24,4

Пшеница

26.8

23.8

24.9

 

Германия

Масличные

12,9

14,5

17

Зерновые

71,8

75

80,5

Пшеница

76.4

80.8

86.3

 

Ирландия

Масличные

19,1

17,3

13,8

Зерновые

82,2

90,1

85

Пшеница

95,4

106,7

100,1

 

Дания

Масличные

11,7

16,2

16,1

Зерновые

62,2

68,8

68,5

Пшеница

72

79,5

77,8

 

Список литературы:
1. Макаренко Д.Ю. Государственное регулирование АПК в Дании // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского ГАУ. 2006. №17. С. 153 — 157.
2. Стадник А.Т., Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В. Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства // Вестник КрасГАУ. 2014. №10. С. 45 — 51.
3. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 13.12.2018)
4. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 13.12.2018)
5. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.12.2018)
6. URL: http://mcx.ru (дата обращения 19.10.2018)
7. URL: https://www.bmel.de (дата обращения 19.10.2018)
8. URL: https://www.agriculture.gov.ie (дата обращения 22.10.2018)