Статья:

Экологическая подготовка работников Кич-Городецкого лесхоза

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Сельскохозяйственные науки

Выходные данные
Дурягина В.В. Экологическая подготовка работников Кич-Городецкого лесхоза // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Экологическая подготовка работников Кич-Городецкого лесхоза

Дурягина Виктория Васильевна
магистрант Вологодского государственного университета, РФ, г. Вологда

 

Профессионализм и активность персонала в решающей степени определяют эффективность и безопасность производства, играют ключевую роль в охране окружающей среды. Несоответствие квалификации работников требуемому уровню отрицательно сказывается на результатах деятельности. Профессиональная подготовка актуальна для лесной отрасли, где ошибки в техническом обслуживании, ремонте и управлении техники могут привести к несчастным случаям, выходу из строя дорогостоящего оборудования, перерасходу ресурсов, масштабному загрязнению окружающей среды. Важнейшей частью профессиональной подготовки должно стать экологическое обучение.

Основной целью экологической подготовки персонала является рациональное сочетание задач, непосредственно связанных с выполнением основной миссии, с задачами обеспечения экологической безопасности. Экологический аспект должен служить важной составляющей этого процесса, поскольку он связан с выполнением таких задач, как предупреждение загрязнения охраны окружающей среды и ее восстановление.

Реализация экологической политики лесного комплекса, сведение к минимуму его воздействия на окружающую природную среду возможно лишь за счет привлечения к решению экологических проблем персонала на всех уровнях - руководителей, специалистов, рабочих. Для этого необходима экологическая грамотность работников, ответственность и личная заинтересованность.

Экологическая подготовка кадров управления и производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. На основании статьи 73 руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

В соответствии с требованиями законов каждый сотрудник обязан беречь природу и охранять ее богатства в ходе повседневной деятельности. Для этого он должен не только знать основные источники загрязнения, нормативно-правовые основы, свои обязанности и ответственность за загрязнение водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель, но и строго выполнять природоохранные требования [1].

Основные задачи экологической подготовки направлены на:

  • исключение неблагоприятных воздействий природы и процессов ее освоения на все виды деятельности, на условия эксплуатации;
  • подготовку персонала к действиям в экологических ЧС;
  • изучение мирового опыта в области создания систем менеджмента качества и систем менеджмента окружающей среды;
  • ознакомление с экологической паспортизацией;
  • разработку и обоснование требований по экологической безопасности деятельности, технологий обслуживания средств лесного хозяйства;

Процесс подготовки персонала и поддержания его компетентности в области охраны окружающей среды должен состоять из следующих этапов:

  • идентификация потребности в компетентности;
  • планирование удовлетворения потребности в компетентности;
  • обучение персонала;
  • повышение квалификации персонала;
  • внутреннее информирование персонала;
  • аттестация персонала;
  • анализ состояния подготовки персонала и поддержания его компетентности, по результатам которого принимается решение о необходимости совершенствования плана и содержания обучения.

Для каждой категории работников должен быть определен перечень тем, подлежащих обязательному изучению, таких как:

  • общие понятия об экологии, экосистемах, экологических факторах и загрязнении окружающей среды;
  • основах экологической безопасности;
  • перечень тем с учетом специфики деятельности различных категорий работников и их должностных обязанностей.

Программа обучения в общем виде должна включать:

  • экологическое законодательство, основные законодательные акты и нормативные документы в области экологии, действующие в государстве и регионе, ответственность за их выполнение;
  • характеристику экологических проблем в межгосударственном, государственном, региональном и местном масштабах;
  • особенности природных и экологических условий района, экологические ограничения и другое.

Основное внимание уделяется изучению требований по охране окружающей среды, принципов экологического мониторинга в районе, правилам предотвращения возникновения ЧС с экологическими последствиями, организации ликвидации экологических последствий ЧС.

В результате обучения работники получают:

  • прикладные экологические знания и умения;
  • сведения об экологической ситуации в регионе, о законодательной и нормативной базе природоохранной деятельности, о влиянии предприятия на состояние окружающей среды, здоровье населения;
  • результаты анализа серьезных экологических нарушений, допущенных персоналом;
  • о природоохранных планах филиала, ходе их реализации.

После обучения каждый работник сможет:

  • четко представлять последствия своих реальных и потенциальных действий на экологические характеристики филиала, свои обязанности и полномочия в реализации его экологических программ, ответственность за несоблюдение экологических требований;
  • быть готовым к предотвращению аварийных ситуаций и принятию мер по их ликвидации;
  • осознать выгоды от рационального природопользования - снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, переработки отходов, снижения платежей за штрафы;
  • улучшения имиджа филиала и т.д.

Общие вопросы, рассматриваемые при экологическом аудите на рассматриваемом объекте:

  • перечень районов на территории производственной деятельности (план-карта) филиала лесхоза;
  • перечень предприятий лесной отрасли в составе районов, структура районов и филиала;
  • перечень (формы) журналов и таблиц по вопросам природоохранной деятельности, ведущейся в филиале;
  • мероприятия по модернизации, реконструкции филиала и другое.

Руководитель филиала предпринимает меры по совершенствованию экологической подготовки персонала путем организации лекций, регулярно проводимых бесед, собраний, выпуска бюллетеней, наглядной агитации и иными способами.

Экологическая подготовка должна стать неотъемлемой составной частью профессионального развития, подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Формирование экологической культуры работников способствует укреплению их технологической дисциплины за счет осознания необходимости решения экологических проблем, связанных с работой объекта.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).
2. "ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (вместе с "Программами обучения безопасности труда") (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст).