Оценка показателей физического развития учащихся младших классов
Секция: Медицина и фармацевтика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Оценка показателей физического развития учащихся младших классов
Актуальность исследования. Физическое развитие, согласно определению ВОЗ, является одним из ключевых критериев комплексной оценки состояния здоровья [2], его мониторинг позволяет определять характеристики роста и развития детей, своевременно выявлять нарушения и разрабатывать профилактические меры [1]. В нашей стране помимо центильного метода оценки физического развития, который долгое время был основным в практическом здравоохранении, в настоящее время стали использоваться компьютерные программы: Z-score «WHO Anthro» –c 2-х до 5 лет, и «WHO AnthroPlus» – с 5 лет до 18, использование этих программ позволяет легко и удобно оценивать физическое развитие, визуализировать полученные результаты [4].
Целью данного исследования явилась оценка показателей физического развития младших школьников центильным методом и методом шкал Z-score и сопоставление результатов.
Материалы и методы. Проведена оценка основных антропометрических показателей (рост и масса тела) 191 учащегося младших классов «Гимназии №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми центильным методом и по шкалам Z-score. Дети разделены на возрастные группы: 35 школьников в возрасте 7 лет, 58 в возрасте 8 лет, 76 детей девятилетнего возраста и 22 - в возрасте 10 лет.
Результаты и их обсуждения. Оценка антропометрических показателей центильным методом показала, что в группе семилетних детей у 27% школьников выявлен высокий рост, что связано с периодом первого вытяжения, детей с низким ростом в этой возрастной группе не выявлено. При оценке роста средний показатель Z-score составил 0,4, при этом у 15% детей отмечается высокий рост (СО > +2), у 6% низкий рост (СО < -2). 19% школьников при оценке массы тела центильным методом имели избыток массы тела первой степени, дефицита массы в этой возрастной группе не наблюдается. При оценке по нормам ВОЗ, средний показатель Z-score равен 0,6, избыток массы выявлен у 15% учащихся, (СО > +2) дефицит у 2%. (СО < -2). При оценке по центильному методу нормальное физическое развитие имеют только 54% детей, при оценке по методу Z-score - 62% (p‹0,05). Достоверные различия показателей получены прежде всего при оценке роста за счёт детей с высоким ростом, что в свою очередь уменьшило число детей с нормальным развитием (Табл.1).
Интересные данные получены при оценке физического развития детей 8,9,10-летнего возраста: по центильному методу 66% детей в каждой из этих возрастных групп имели нормальное физическое развитие. При оценке по нормам ВОЗ данный показатель отличается в зависимости от возраста. Поскольку период первого вытяжения в этих возрастных периодах закончился, стало меньше детей с высоким ростом.
По центильному методу в группе 8-летних не было детей с низким ростом, а у 20% диагностирован высокий рост, по шкалам Z-score высокий рост - у 7% учащихся (СО > +2), низкий - у 3% (СО < -2). При оценке массы тела по центилям как избыток, так и дефицит выявлены у 7% детей. При оценке по шкалам Z-score средний показатель Z-score составил 0,1. У 3% детей выявлен дефицит массы тела, у 8% - избыток. Нормальное физическое развитие по методу шкал Z-score имеют 79% детей.
В группе детей 9-летнего возраста при оценке по центильному методу 11% детей имеют высокий рост, детей с низким ростом в этой возростной группе не выявлено. По стандартам ВОЗ у 5% школьников высокий рост (СО > +2), у такого же количества детей низкий рост (СО < -2), при этом средний показатель Z-score по росту соответствует – 0,02. При оценке массы тела центильным методом 10% учащихся имеют избыток массы первой степени, дефицит диагностирован у 13%. По нормам ВОЗ средний показатель Z-score равен 0,02, при этом избыток массы у 8 % учащихся (СО > +2), дефицит - у 9% (СО < -2). Нормальное физическое развития по нормам стандартам ВОЗ имеют 73% детей.
Среди десятилеток по центильному методу не выявлено детей с отклонением в росте. По шкалам Z-score у 3% учащихся выявлялся высокий рост (СО > +2), у 4% - низкий (СО < -2), средний показатель Z-score – (-0,2). Оценка массы тела по центилям выявила значительный рост числа детей с избытком массы (22%), в основном девочки, что скорее всего связанно с началом пубертатного периода. Дефицит массы тела выявлен у 12 % детей. Согласно оценке по стандартам ВОЗ избыток массы у 7%, дефицит - у 8%, средний показатель Z-score составил 0,01, при этом нормальное физическое развитие у 78% детей.
Таблица 1.
Сопоставление показателей физического развития обследованных детей центильным методом и по шкалам Z-score
Возраст
Показат. |
7 лет n=35 |
8 лет n=58 |
9 лет n=76 |
10 лет n=22 |
Всего n=191 |
|||||
Цент |
Z |
Цент |
Z |
Цент |
Z |
Цен |
Z |
Цен |
Z |
|
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
Абс |
|
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
|
Высокий рост |
9 27% |
5 15%* |
12 20% |
4 7%* |
8 11% |
4 5%* |
0 0% |
1 3% |
28 14.5% |
15 7,5%* |
Низкий рост |
0 0% |
2 6%* |
0 0% |
2 3% |
0 0% |
4 5% |
0 0% |
1 4% |
0 0% |
9 4,5% |
Избыток массы |
7 19% |
5 15% |
4 7% |
5 8% |
8 10% |
6 8% |
5 22% |
2 7% |
29 15% |
18 9,5% |
Дефицит массы |
0 0% |
6 2% |
4 7% |
2 3% |
10 13% |
7 9%* |
3 12% |
2 8% |
15 8% |
11 6% |
Нормальное ФР |
19 54% |
22 62%* |
38 66% |
46 79%* |
50 66% |
55 73% |
15 66% |
17,6 78%* |
119 62,5% |
138 73%* |
*Различия достоверны: p ‹ 0.05
Сопоставление показателей физического развития всех обследованных детей младшего школьного возраста подтвердило общую тенденцию: при оценке по центильному методу получается достоверно больше детей с высоким ростом, за счёт чего уменьшается количество детей с нормальным физическим развитием (Табл.1).
Заключение. Сопоставление результатов оценки физического развития детей центильным методом и методом ВОЗ с использованием шкал Z-score свидетельствует о том, что показатели имеют одинаковую тенденцию. Показатели массы тела достоверно практически не отличаются, при этом при оценке по центельному методу получается достоверно больше детей с высоким ростом, что в свою очередь уменьшает число детей с нормальным физическим развитием. Центильный метод оценки физического развития с использованием отечественных стандартов более строг к включению показателей в средние значения, чем по шкале Z-score, прежде всего это относится к детям с высоким ростом. При этом, учитывая современные тенденции развития, возникает вопрос, у всех ли детей высокий рост следует считать отклонением в физическом развитии?