Статья:

Оценка показателей физического развития учащихся младших классов

Конференция: XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Асланова А.В., Полухинских А.Э. Оценка показателей физического развития учащихся младших классов // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(26). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/3(26).pdf (дата обращения: 22.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка показателей физического развития учащихся младших классов

Асланова Айтан Вугар кызы
студент, Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь
Полухинских Анастасия Эдуардовна
студент, Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь
Аверьянова Наталья Ивановна
научный руководитель, д-р. мед. наук, профессор, Пермский государственный медицинский университет им. академика Е.А. Вагнера, РФ, г. Пермь

 

Актуальность исследования. Физическое развитие, согласно определению ВОЗ, является одним из ключевых критериев комплексной оценки состояния здоровья [2], его мониторинг позволяет определять характеристики роста и развития детей, своевременно выявлять нарушения и разрабатывать профилактические меры [1].  В нашей стране помимо центильного метода оценки физического развития, который долгое время был основным в практическом здравоохранении, в настоящее время стали использоваться компьютерные программы:  Z-score «WHO Anthro» –c 2-х до 5 лет, и «WHO AnthroPlus» – с 5 лет до 18, использование этих программ позволяет легко и удобно оценивать физическое развитие, визуализировать полученные результаты [4].

Целью данного исследования явилась оценка показателей физического развития младших школьников  центильным методом и методом шкал Z-score и  сопоставление результатов.

Материалы и методы. Проведена оценка основных антропометрических показателей (рост и масса тела) 191 учащегося младших  классов «Гимназии №11 им. С.П. Дягилева» г. Перми  центильным  методом и по шкалам Z-score.  Дети  разделены на возрастные группы: 35 школьников в возрасте 7 лет, 58  в возрасте 8 лет, 76 детей девятилетнего возраста и 22 -  в возрасте 10 лет.

Результаты и их обсуждения. Оценка антропометрических показателей центильным методом показала, что в группе семилетних детей у 27% школьников выявлен высокий рост, что связано с периодом первого вытяжения, детей с низким ростом в этой возрастной группе не выявлено.  При  оценке роста средний показатель Z-score составил 0,4, при этом у 15% детей отмечается высокий рост (СО > +2), у  6% низкий рост (СО < -2). 19% школьников при оценке массы тела центильным методом имели избыток массы тела первой степени, дефицита массы в этой возрастной группе  не наблюдается. При  оценке  по нормам ВОЗ, средний показатель Z-score  равен 0,6,  избыток массы выявлен  у 15% учащихся, (СО > +2) дефицит у  2%. (СО < -2). При оценке по центильному  методу нормальное физическое развитие имеют только 54% ​​детей, при оценке по методу Z-score  - 62% (p‹0,05). Достоверные различия показателей  получены  прежде всего  при оценке роста  за счёт  детей с высоким ростом, что в свою очередь уменьшило число детей с нормальным развитием (Табл.1).

Интересные данные получены при оценке физического развития  детей 8,9,10-летнего возраста:  по  центильному методу 66% детей в каждой из этих возрастных групп имели нормальное физическое развитие. При оценке по нормам ВОЗ данный показатель  отличается в зависимости от возраста. Поскольку период первого вытяжения в этих возрастных периодах закончился, стало меньше детей с высоким ростом.

По центильному методу в группе 8-летних не было детей с низким ростом,  а  у 20% диагностирован высокий рост, по шкалам Z-score высокий рост -   у 7% учащихся (СО > +2), низкий -  у 3% (СО < -2). При оценке массы тела по центилям как избыток, так и дефицит выявлены у 7% детей. При оценке по шкалам Z-score средний показатель  Z-score составил   0,1. У 3% детей  выявлен дефицит массы тела,  у 8% - избыток. Нормальное физическое развитие по методу шкал Z-score имеют 79% детей.

В группе детей 9-летнего возраста  при оценке по центильному методу 11% детей имеют высокий рост, детей с низким ростом в этой возростной  группе не  выявлено. По стандартам ВОЗ у  5% школьников  высокий рост (СО > +2),  у такого же количества детей низкий рост (СО < -2), при этом средний показатель Z-score по росту соответствует – 0,02. При оценке массы тела центильным методом 10% учащихся имеют избыток массы  первой степени, дефицит диагностирован у 13%. По нормам  ВОЗ средний показатель Z-score  равен 0,02, при этом избыток массы у 8 % учащихся (СО > +2), дефицит  -  у  9% (СО < -2). Нормальное физическое развития по нормам стандартам ВОЗ  имеют 73% детей.

Среди десятилеток по центильному методу не выявлено детей с отклонением в росте. По шкалам Z-score у 3% учащихся выявлялся высокий рост (СО > +2), у 4% -  низкий   (СО < -2),  средний показатель Z-score – (-0,2).    Оценка массы тела по  центилям  выявила значительный рост числа детей с избытком массы (22%),  в основном девочки, что скорее всего связанно с началом пубертатного периода. Дефицит массы тела  выявлен у 12 % детей.  Согласно оценке  по стандартам ВОЗ избыток массы  у 7%, дефицит - у 8%, средний показатель Z-score составил 0,01,  при этом нормальное физическое развитие  у  78% детей.

Таблица 1.

Сопоставление показателей физического развития обследованных детей  центильным  методом и по шкалам Z-score

        Возраст       

                

         

 

 

 

 

 

 

Показат.

7 лет

n=35

8 лет

n=58

9 лет

n=76

10 лет

n=22

Всего

n=191

Цент

Z

Цент

Z

Цент

Z

Цен

Z

Цен

Z

Абс

Абс

Абс

Абс

Абс

Абс

Абс

Абс

Абс

Абс

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Высокий рост

9

27%

5

15%*

12

20%

4

7%*

8

11%

4

5%*

0

0%

1

3%

28

14.5%

15

7,5%*

Низкий рост

0

0%

2

6%*

0

0%

2

3%

0

0%

4

5%

0

0%

1

4%

0

0%

9

4,5%

Избыток массы

7

19%

5

15%

4

7%

5

8%

8

10%

6

8%

5

22%

2

7%

29

15%

18

9,5%

Дефицит массы

0

0%

6

2%

4

7%

2

3%

10

13%

7

9%*

3

12%

2

8%

15

8%

11

6%

Нормальное ФР

19

54%

22

62%*

38

66%

46

79%*

50

66%

55

73%

15

66%

17,6

78%*

119

62,5%

138

73%*

*Различия достоверны: p ‹ 0.05

 

Сопоставление показателей физического развития всех обследованных детей младшего школьного возраста подтвердило общую тенденцию: при оценке по центильному методу получается достоверно больше детей с высоким ростом, за счёт чего уменьшается количество детей с нормальным физическим развитием (Табл.1).

Заключение. Сопоставление  результатов  оценки физического развития   детей  центильным  методом и методом ВОЗ с использованием  шкал Z-score свидетельствует о том, что   показатели  имеют  одинаковую тенденцию. Показатели массы тела достоверно практически не отличаются, при этом при оценке по центельному методу получается достоверно больше детей с высоким ростом, что в свою очередь уменьшает число детей с нормальным физическим развитием. Центильный метод оценки физического развития  с использованием отечественных стандартов более строг к включению показателей в средние значения, чем по шкале Z-score, прежде всего это относится к  детям с высоким ростом. При этом, учитывая современные тенденции развития, возникает вопрос, у всех ли детей  высокий рост следует считать отклонением в физическом развитии?

 

Список литературы:
1. Антонова А.А. Сравнительная характеристика физического развития детей / А.А. Антонова, С.Н. Ченцова, В.Г. Сердюков // Астрахан.мед. журнал. –2012. – № 4. – С. 26-29. 
2. Методика объективного обследования ребенка/ Н.И. Аверьянова [и др.]; ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава РФ. – Пермь, 2014. – 220 с. 
3. Методы оценки развития детей/ Н.И. Аверьянова [и др.]; ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава РФ. – Пермь,2018-315 с. 
4. Порецкова Г.Ю. Апробация рекомендаций ВОЗ по оценке физического развития при обследовании школьников г. Самары. Аспирантский вестник Поволжья 2012.