Статья:

Социально-экономические аспекты формирования экологической культуры

Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Аманбаева Э.М. Социально-экономические аспекты формирования экологической культуры // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/7(30).pdf (дата обращения: 15.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-экономические аспекты формирования экологической культуры

Аманбаева Энеш Магсадовна
студент, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Окружающая действительность требует от человека в первую очередь формирования комфортной экономической обстановки, которая определит его уровень жизни. В связи с этим создана система производства благ, поставляющая на рынки материальные и нематериальные носители определяющие ценности современного общества. [1].

Такая система характерна для индустриального общества. Однако в постиндустриальном мире, с его инновационным подходом к развитию технологий, касающихся всех сфер жизни, происходит переориентация на другие ценности, на формирование понятия «качество жизни». Они прежде всего касаются здоровья человека.

Здоровье, здоровый образ жизни невозможны без переосмысления представления об окружающем мире.

К сожалению, экологическое мышление отдельных, прогрессивно настроенных членов общества, перекрывается мнением большинства граждан о том, что экологические требования – это не приоритетный фактор современности. Большинство считает, что сейчас, в условиях кризиса, главный фактор – выживание, обеспечение себя питанием и прочими предметами первой необходимости. И производство вынуждено их поддерживать, снижая затраты на выпуск продукции, оставляя за рамками экологическую составляющую продукции. [2].

Удовлетворяя конъюнктурные потребности населения и в погоне за максимальной прибылью, предприятия забывают о работе на перспективу. Да, в современной ситуации, это приводит не только к росту благосостояния собственников производства, но и повышает доходы тех, кто, производит продукцию. На короткий отрезок времени фирма становится более конкурентоспособной. [3]. Однако, как показывают исследования, население всё больше предпочитает пищу и одежду, произведённые с соблюдением экологических норм. Примером динамичной перестройки производства такого рода можно считать предприятия Китая. Они, продолжая выпускать низкокачественный продукт, параллельно запускают линии производства, продукция, которых востребована в странах с постиндустриальным мышлением.

Сложившаяся экологическая обстановка требует прежде всего вмешательства государственных структур. Правительства многих стран активно запускают проекты, касающиеся охраны окружающей среды и рационального природопользования. С 2012 году Германия полностью отказалась от использования полигонов для захоронения мусора – отходы стали перерабатываться для производства энергии. Около 50% всего муниципального мусора перерабатывается во вторичные материалы. В Австрии раздельный сбор мусора осуществляется с 1992 года. В 2011 году объемы захоронений мусора на полигонах составили менее 3%. Технологии сжигания мусора без получения энергии больше не используются. В Калифорнии, США выплата дотаций компаниям, производящим энергосберегающие технологии, до 5 млрд долл. США в год. Ожидаемый эффект ― 10 млрд долл. США в год.

В России каждый год среднестатистический россиянин производит около 220 кг ТБО, более 40% выбросов приходится на автотранспорт, а точнее на 35 млн машин, 19 млн из которых отечественного производства, более 60% от сбросов в воду приходится на ЖКХ.

Наша страна, являясь частью мирового сообщества, также принимает разнообразные нормативно-правовые акты экологической направленности. На период до 2024 г. утверждён национальный проект «Экология», который предусматривает оптимизацию таких направлений как повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов, сохранение биологического разнообразия, обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов, рекультивация земель под несанкционированными свалками и пр. Общий объём финансирования всех подпроектов, заявленных в данном документе составит порядка 4 млрд. руб. Кроме того в 2020 году бала принята Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды», в 2019 году государственная программа РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов».

Идеи экологизации экономики с целью усиления эффективности социально-экономического развития государства и повышения уровня и качества жизни населения являются не только благими намерениями. Они могут принести государству и населению такие «бонусы» как, экономия ресурсов в производственной и непроизводственной сферах деятельности, снижение затрат на оздоровление населения, создание инновационных технологий функционирования общества.

Формирование экологически направленного самосознания граждан – это тоже, прежде всего, сфера деятельности государства. Показательным фактом является объявление 2017 года как года Экологии в России. Разнообразные мероприятия на всех уровнях федеральных и региональных структур позволили ущё активнее внедрить в сознание населения нашей втраны мысль о важности соблюдения норм экологии и природопользования. Конечно, экологическое воспитание – это долговременный и достаточно сложный процесс, в котором задействованы все слои общества – и семья, и учебно-воспитательные учреждения, и некоммерческие организации. В данном контексте, даже коммерческие структуры не могут оставаться в стороне.

Наиболее продуктивным направлением такого воспитания является обучение основам экологии и рационального природопользования в образовательных учреждениях с привлечением с привлечением таких стимулирующих вариантов как практикумы, экологические экспертизы, творческие конференции, олимпиады различных уровней. [4]. И, конечно, привлечение учащихся к экологическим мероприятиям с демонстрацией инновационных технологий повышения эффективности природоохранной деятельности.

Современное социально-экономическое развитие общества диктует свои правила формирования общественного мышления. Только общими усилиями всех структур, определяющих это развитие, можно добиться положительного результата экологического воспитания, которое станет залогом успешной жизни следующих поколений.

 

Список литературы:
1. Бондаренко, Н.В. Формирование механизма социальной защиты населения Российской Федерации / Н.В. Бондаренко, О.Н. Викторов // В сборнике: Социально-экономические преобразования в Чувашской Республике материалы итоговой конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и соискателей. 2004. с. 44-47. 
2. Савина, С.В. Сущностные и методические основы формирования механизма организации конкурентной системы оплаты труда // С.В. Савина / Кадровик. 2018. № 3. С. 73-83.
3. Бондаренко, Н.В. Политика доходов и заработной платы. Тексты лекций // Н.В. Бондаренко / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Чувашский гос. ун-т им. И. Н. Ульянова». Чебоксары, 2010.
4. Куприянова, М.Ю. Опыт проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в Чувашской Республике и подготовки школьников к заключительному этапу: проблемы и перспективы // М.Ю.Куприянова В сборнике: ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России и 80-летию со дня рождения А. П. Айдака. 2017. С. 80-87.