НОВЫЕ МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕЙ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
Секция: Медицина и фармацевтика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
НОВЫЕ МЕТОДЫ ДЕТСКОЙ ОБЩЕЙ ОПЕРАТИВНОЙ ХИРУРГИИ
В последние годы наблюдается динамика развития детской оперативной хирургии. Специалисты находят решение многих проблем, и в большинстве своем этому способствует введение новых методов. Этот новый этап способствует увеличению спектра высокотехнологических диагностических манипуляций и расширению спектра оперативных вмешательств. Раннее распознавание многих хирургических болезней, особенно у новорожденных и детей раннего возраста, уровень развития анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии определили возможность выполнения ряда оперативных вмешательств в неонатальном и раннем детском возрасте, таким образом происходит изменение принципов диагностики и лечения, что требует от врача постоянного совершенствования своих знаний и освоения новых областей медицины. Целью настоящей работы является выявление новых методов детской общей оперативной хирургии за последние 10 лет. Новые методы в детской общей оперативной хирургии являются отражением развития науки не только в России, но и в мире в целом. Именно поэтому данная тема напрямую связана с научными открытиями в практической медицине, например, использование микрохирургической техники при проведении операций в хирургии новорождённых или внедрение новых технологий в лечении ортопедических и травматологических заболеваний у детей. Новые методы способствуют упрощению работы хирургов, сокращению времени операции, а также предоставляют возможность обойтись минимальным хирургическим вмешательством. Если рассматривать историю зарождения и развития хирургии на конкретных примерах, то можно начать с истории хирургии в Саратове, а именно с появления самого курса детской хирургии. Курс детской хирургии в Саратовском государственном медицинском университете имени В.И. Разумовского был основан в 1933 году. В этом же году началась преподавание детской хирургии. Инициатором этой идей стал профессор Сергей Романович Миротворцев, он являлся академиком АМН СССР. А сам курс детской хирургии в СГМУ им. В.И. Разумовского возглавил доцент кафедры факультетской хирургии Н.В. Захаров. С момента основания главы кафедры менялись достаточно много раз, сам курс пережил пятилетку, Великую Отечественную войну и распад Союз Советских Социалистических Республик. В настоящее время клиника оказывает помощь детям города, Саратовской области и смежных областей по всем разделам детской хирургии, в том числе хирургии новорожденных, урологии, острой нейротравме, челюстно-лицевой хирургии, травме опорно-двигательного аппарата, травме и болезнях органов грудной и брюшной полостей, ортопедии, онкологии, ожогах детей раннего возраста, ургентной хирургии, гнойно-септической патологии, эндокринной хирургии.
Специалисты этой кафедры занимаются активной научной деятельностью, посещают различные симпозиумы и конференции по детской хирургии как внутри страны, так и за рубежом. Также они помогают студентам узнавать современные методы детской оперативной хирургии, но, что немаловажно не забывают о прошлом и освещают не только новые, но и старые методы. Благодаря этому значительно расширяется кругозор молодых врачей.[1, c. 110]
Также стоит упомянуть историю кафедры детской хирургии КрасГМА. Появление кафедры детской хирургии в КрасГМА уходят корнями в начало начало 60-х годов ХХ века. Основателем кафедры детской хирургии был профессор В.Ф. Гливенко. Сама кафедра была создана в 1963 году. У истоков кафедры стояли В.П. Красовская и З.В. Васильева. Благодаря этим людям в Красноярском крае начала развиваться хирургия. Спустя много лет их дело продолжается, и появляются новые методы в детской хирургии, которые также освещаются в КрасГМА.
Что касается новых направлений, с учетом мировых тенденций можно проследить перспективные направления такие как:
– более широкое внедрение в клиническую практику эндоскопических операций, как в абдоминальной, торакальной хирургии, так и в урологии и травматологии;
– использование микрохирургической техники при проведении операций в хирургии новорождённых;
– разработку, применение интраоперационных экспресс-методов в диагностике опухолей и выработку рациональной тактики лечения детей с различными онкологическими процессами;
– внедрение новых технологий в лечении ортопедических и травматологических заболеваний у детей.
Прежде чем говорить о перспективах в детской оперативной хирургии следует разъяснить, что такое детская хирургия в целом. Самое точное и распространенное определение звучит следующим образом: «Областью деятельности детской хирургии является оказание хирургической помощи растущему организму, которое включает оперативное пособие и периоперационное ведение, начиная с беременности и до перехода ребёнка во взрослую возрастную группу» [4, c. 148].
Одной из составляющих частей способствующих развитию детской хирургии является подготовка хирургов общего профиля для оказания рутинной хирургической помощи детям (при грыжах, неопущении яичек, аппендиците). С них начинается хирургия в целом. Первичный осмотр, как правило, проводят именно хирурги общего профиля, а это является основой для правильной постановки диагноза и дальнейшего лечения у узконаправленного хирурга. Именно поэтому подготовка хирургов общего профиля очень важна. Как известно в зарубежных странах медицина развита больше, нежели в России. Причина этому более высокие требования, как к выпускникам, так и к уже состоявшимся хирургам. Вот некоторые требования, которыми должен обладать Российский хирург, если захочет работать в странах Европы: свободное владение английским языком; 6-12-месячную стажировка в сертифицированном UEMS центре подготовки детских хирургов за рубежом; чтение лекций и написание статей во время своего обучения; участие в исследовательской работе; участие в международных конференциях.[5]
Направления развития детской хирургии определяет научный совет, его основные задачи заключаются в следующем: координация и планирование научной деятельности всех коллективов страны; разработка наиболее актуальных проблем, решаемых несколькими коллективами одновременно; формирование и публикация совместных монографий, рекомендаций и технологий; обязательное онлайн-планирование и апробации диссертаций.
В рамках статьи мы осветим лишь малую часть новых методов в детской общей оперативной хирургии. Это связано с огромным количеством открытий и исследований появившихся за последние 10 лет. Первое, о чем хотелось бы рассказать – это новый способ грыжесечения при пупочной грыже у детей. Ход действий хирурга при выполнении грыжесечения именно этим способом:
-для начала проводится ультразвуковое исследование пупочной грыжи, это выполняется с целью уточнения отсутствия содержимого в грыжевом мешке;
-натяжение грыжевого мешка;
-проведение направляющей иглы с нитью;
-проведение нити вокруг грыжевого мешка;
-проведение направляющей иглы без нити;
-проведение нити в направляющую иглу;
- Завязывание лигатуры;
- Полное смыкание грыжевого мешка.
Данный способ грыжесечения у детей уменьшает риск и время операции, а также упрощает сам ход операции.[4, с. 148]
Следующий метод – это введение новых технологий в лечении деформации грудной клетки у детей. Эта технология оперативного лечения включает в себя использование индивидуального изготовления пластины из титанового сплава, которая обеспечивает стабилизацию грудино-реберного комплекса в течение 1,5-2 лет. Если сложить результаты исследования, касающиеся эффективности и значимости данного метода, можно сказать, что он однозначно относится к эффективным способам торакопластики при килевидной и воронкообразной деформации грудной клетки, а также уменьшает риски и время операции.[4, с. 147]
Новые методы делают операции безопасней и эффективнее. Прогресс не стоит на месте, и в дальнейшем можно ожидать новых открытий в области детской общей оперативной хирургии, что несомненно является огромным плюсом для развития медицины.