Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Камалтдинов И.Г. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/11(65).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Камалтдинов Ильдар Гумарович
магистрант, кафедра химии, экологии и методики обучения химии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск
Агапов Алексей Иванович
научный руководитель, биолог-эколог, канд. пед. наук, доцент, кафедра химии, экологии и методики обучения химии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

 

Ildar Kamaltdinov

master student, Department of Chemistry, Ecology and Chemistry Teaching Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

Alexey Agapov

Scientific supervisor, Environmental biologist, candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Department of Chemistry, Ecology and Chemistry Teaching

Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье приведено описание содержательных компонентов экологического воспитания: урочной и внеурочной деятельности. Была охарактеризована цель экологического воспитания, основные задачи, на которые ориентируется педагог при планировании направления экологического воспитания в школе.  Статья содержит также описание основных направлений экологического воспитания школьников.

Abstract. The article describes the content components of environmental education: regular and extracurricular activities. The purpose of environmental education, the main tasks that the teacher focuses on when planning the direction of environmental education at school were described. The article also contains a description of the main directions of ecological education of schoolchildren.

 

Ключевые слова: экологическое воспитание, урочная деятельность, внеурочная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, экологическая культура, экологическое поведение, экологическое мышление.

Keywords: environmental education, scheduled activities, extracurricular activities, design and research activities, environmental culture, environmental behavior, environmental thinking.

 

Одной из проблем современного образования является необходимость изменения отношения к окружающей среде  ввиду распространения все большего количества глобальных экологических проблем. Поэтому особое внимание в школе должно уделяться вопросам экологического воспитания школьников. Именно экологическое воспитание является источником формирования экологической культуры, которая влияет на  состояние здоровья будущего поколения и уровень качества окружающей среды.

ФГОС рассматривает экологическое воспитание как совокупность двух компонентов: урочной и внеурочной деятельности [1]. Именно работа педагога в данных направлениях поможет построить ключевые принципы правильного экологического поведения школьников и сформировать у них необходимый уровень правовой культуры.

Экологическое воспитание является структурным компонентом нравственного воспитания. Поэтому экологическое воспитание определяется как совокупность экологического сознания и поведения, целью которого является гармоничное взаимодействие с природой.  Целью экологического воспитания является получение воспитательного результата, связанного с формированием готовности выпускников школы к грамотному экологическому поведению.

Согласно содержанию ФГОС и Концепции экологического образования в системе общего образования выделяются следующие компоненты:

− правильное экологическое мышление;

− умение управлять экологическим поведением;

− умение совершать правильные экологические действия [2].

Осуществление экологического воспитания школьников целесообразно проводить по следующим направлениям:

1. Реализация курсов внеурочной деятельности. К примеру, реализация курса внеурочной деятельности «Экология человека и культура здоровья» позволит достигнуть планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования. Целью занятий внеурочной деятельности, проводимых в рамках курса,  является формирование экологического мировоззрения и воспитание экологической культуры школьников [3, с. 92]. Школьники приобретают новые знания, необходимые им в их практической жизни, учатся решать экологические проблемы, формируют правильное экологическое поведение, улучшают состояние своего здоровья и окружающей среды.

2. Реализация других форм внеурочной деятельности по экологическому воспитанию. Для осуществления экологического воспитания школьников педагог может применять следующие формы внеурочной деятельности: организация экологического объединения, проведение Дней здоровья, проведение экскурсий, организация научных конференций на экологическую тематику. Реализация данных форм внеурочной деятельности позволит применить экологические знания в практической деятельности, что позволит сформировать грамотное экологическое поведение [5, с. 32].

3. Проведение мероприятий практической направленности по экологическому воспитанию. Экологическое сознание школьника и экологическая культура должны постоянно применяться в практической деятельности [4, с. 290]. Поэтому при планировании и организации мероприятий практической направленности по экологическому воспитанию. Такими мероприятиями могут выступать: экологическая операция «Накорми птиц», экологическая акция «Очистим школьный двор», олимпиада по экологии «Мы и окружающая среда» и ряд других.

4. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников.  По направлению экологического воспитания следует заниматься со школьниками организацией исследовательских проектов, которые позволят  практически применить полученные знания. Проекты могут иметь следующую тематику: «Школа – наш экодом», ««Наше здоровье – наш выбор», «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор», Источники энергии в доме» и др.

Организация проектно-исследовательской деятельности помогает использовать в процессе экологического воспитания и региональный компонент, поскольку возможно выполнение проектов по экологическим проблемам отдельного региона или населенного пункта.

Таким образом, экологическое воспитание школьников является необходимым компонентом нравственного воспитания. Экологическое воспитание школьников следует осуществлять по следующим направлениям:  реализация курсов внеурочной деятельности, реализация других форм внеурочной деятельности по экологическому воспитанию,  проведение мероприятий практической направленности по экологическому воспитанию, организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Организация экологического воспитания школьников позволит повысить уровень экологической культуры будущего поколения.

 

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс].− Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ 
2. Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/  
3. Авторская программа «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс» из сборника программ авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова, И.Н. Пономарёвой и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы / М.З. Фёдорова, В.С. Кучменко, Г А Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2020. - С. 90-112.  
4. Ландык В.М., Ломова В.В., Кольцова Л.А.. Экологическое воспитание школьников  // Образование и право. – 2022. − № 8. – С. 287-291.
5. Мазурчук Н. И., Халезова О. С. Организационно-педагогические условия экологического воспитания школьников // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. −  2021. − № 2. – С. 30-38.