Статья:

Оценка уровня здоровья и адаптационного потенциала студентов вуза физкультурного профиля

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Биология

Выходные данные
Харитонова Е.А. Оценка уровня здоровья и адаптационного потенциала студентов вуза физкультурного профиля // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/10(49).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 63 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка уровня здоровья и адаптационного потенциала студентов вуза физкультурного профиля

Харитонова Екатерина Александровна
студент Волгоградской государственной академии физической культуры, РФ, г. Волгоград
Зубарева Елена Владимировна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент Волгоградской государственной академии физиче-ской культуры, РФ, г. Волгоград

 

Здоровье молодежи является важнейшей составляющей благополучия общества, поскольку молодое поколение должно заложить первоначальный фундамент в состояние здоровья населения в целом [3, 4].      

Так как молодежь наиболее чувствительна к неблагоприятным факторам окружающей среды, то исследования, посвященные изучению состояния их здоровья являются весьма актуальными.

Студенты физкультурного вуза, регулярно не занимающиеся спортом в спортивных секциях, испытывают значительные перегрузки, так как менее подготовлены к одновременной интенсивной умственной и физической нагрузкам [4, 5]. Вместе с тем, в учебных планах вузов спортивного профиля большое количество часов отводится на практические занятия по различным спортивным специализациям. Трудность образования в физкультурном вузе заключается в том, что студентам в процессе обучения необходимо быстро переключаться с одной деятельности на другую, что становится дополнительным фактором напряжения функциональных систем организма тех студентов, которые в настоящее время по разным причинам прекратили заниматься спортом [6].

Цель исследования – определить уровень физического здоровья и адаптационный потенциал у студентов физкультурного вуза, не занимающихся спортом.

Объект исследования – студенты 3 курса Волгоградской государственной академии физической культуры.

Предмет исследования – количественные показатели состояния здоровья обучающихся.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты 3 курса Волгоградской государственной академии физической культуры, не занимающиеся спортом в спортивных секциях, в возрасте от 19 лет  до 21 года. Общее количество - 27 человек (10 юношей и 17 девушек).

В ходе работы для определения оценки уровня здоровья и адаптационного потенциала у студентов использовались методики экспресс-диагностики Г.Л. Апанасенко [1]  и Р.М. Баевского [2].

У каждого исследуемого студента определялись следующие показатели:

- «весо-ростовой индекс Кетле»: Масса тела(г)/рост(см)

- «жизненный индекс»: Жел(мл)/массу тека(кг)

- «силовой индекс»: 100% х (F(кг)/массу тела(кг)

- «двойное произведение» (индекс Робинсона): ЧСС х (АДсист/100)

-  время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30с. 

Определив баллы по каждому указанному показателю и суммировав их, мы получали интегральный показатель уровня соматического здоровья каждого студента, определяемый величиной баллов: 3 и менее баллов - низкий, 4-6 баллов - ниже среднего, 7-11 баллов - средний, 12-15 баллов - выше среднего, 16-18 баллов - высокий.

Адаптационный потенциал (АП) по методу Баевского рассчитывали в баллах по формуле, учитывающей возраст, антропометрические показатели (вес и рост) и показатели системы кровообращения (АД и ЧСС):

АП=0,011(ЧСС)+0,014(САД)+0,008(ДАД)+0,014(возраст,

годы)+0,009(масса тела, кг)-0,009(длина тела, см)-0,27.

Величина АП до 2,10 баллов соответствует удовлетворительной адаптации; от 2,11 до 3,20 баллов - напряжению адаптации; от 3,21 до 4,30 баллов - неудовлетворительной адаптации; от 4,30 и более баллов - срыву адаптации. 

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали (рис. 1), что по уровням здоровья студенты распределились следующим образом: низкий уровень здоровья определен у 40% юношей и 5,9% девушек; ниже среднего - у 50% юношей и 52,9% девушек; средний - у 10% юношей и 35, 3% девушек. Уровень здоровья выше среднего выявлен только у девушек в небольшом проценте случаев (5,9%).

 

Рисунок 1. Показатели уровня физического здоровья у студентов физкультурного вуза (% от обследованных)

 

Как видно на диаграммах, высокий уровень здоровья не определен ни у кого из обследованных юношей и девушек.

Обращает на себя внимание тот факт, что самые низкие показатели уровня здоровья (уровни «низкий» и «ниже среднего») обнаружены у 90% юношей и 58, 9% девушек. Кроме того, интегральный показатель уровня здоровья по Апанасенко у юношей в среднем 3,7 балла, что соответствует уровню здоровья ниже среднего, а у девушек этот показатель составил 6,88 балла, то есть приближается к среднему уровню здоровья (таблица 1). Таким образом, уровень здоровья студенток в среднем выше, чем у их однокурсников - юношей.

                                                                                                Таблица 1

Оценка уровня здоровья по методике Апанасенко у студентов физкультурной академии (в баллах)

Показатель

Юноши

(n=10)

Девушки

 (n=17)

Интегральный показатель уровня здоровья (в баллах)

3,70±0,90

(ниже среднего)

6,88±0,99

(средний)

 

Анализ результатов изучения АП показал, что у 60 % юношей адаптация удовлетворительная, у 40% - напряжение адаптации, что в целом свидетельствует о достаточно высоких показателях адаптационных возможностей организма студентов (рис.2).

У девушек удовлетворительная адаптация определена у  70,58%, напряжение адаптации –  у 11,76%, срыв адаптации -  у 17,64%, что позволяет сделать заключение о более низком уровне функциональных резервов системы кровообращения у девушек, чем у юношей (рис. 2).

 

Рисунок 2. Адаптационный потенциал у студентов физкультурного вуза (% от обследованных)

 

Проанализировав   полученные данные, мы сделали заключение, представленное в виде выводов. 

Выводы

1. Низкие показатели уровня здоровья у студентов

2. Интегральный показатель уровня здоровья по Апанасенко у физкультурного вуза обнаружены у 90% обследованных юношей и 58, 9% девушек. юношей соответствует уровню здоровья ниже среднего, а у девушек - среднему уровню здоровья, что свидетельствует о более низком уровне здоровья у юношей-студентов.

3. Анализ результатов изучения адаптационного потенциала по Баевскому показал, что у студентов - юношей достаточно высокие показатели адаптационных возможностей организма и они превосходят эти показатели у девушек,  что позволяет сделать заключение о более низком уровне функциональных резервов системы кровообращения у девушек, чем у юношей.

4. Более высокие показатели адаптационного потенциала у юношей, чем у девушек, вероятно, позволяют им сохранять соматическое здоровье, несмотря на очень низкие показатели его уровня, выявленные нами в ходе исследования.

 

Список литературы:
1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология.- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 243 с. 
2. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Вакулин В.К. и др. Оценка эффективно-сти профилактических мероприятий на основе измерения адаптацион-ного потенциа ла // Здравоохранение Российский Федерации. – 1987. - №8. – С. 6 – 10.
3. Голубева Г.Н., Голубев А.И. Внешние и внутренние факторы риска здоровья студентов // Фундаментальные исследования. – 2013. - № 8 - 4. – С. 909-912.
4. Готовцев Е.В., Германов Г.Н., Романова Ю.В., Машошина И.В.  Мони-торинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физиче-ского воспитания // Ученые записки университета им.  П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №1 (83). - С. 40-45.
5. Кияева Е.В., Алиджанова И. Э., Акимов С.С.  Оценка функционального состояния и адаптационного потенциала студентов различных соци-альных групп // Современные проблемы науки и образования. – 2014. - № 6. - С. 984. 
6. Осипов А.Ю. Методы объективной оценки уровня здоровья и функци-ональной готовности студентов // В мире научных открытий. -2012. - № 5.1. – С. 126-137.