Профессиональная ориентации медицинской направленности
Секция: Медицина и фармацевтика
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
Профессиональная ориентации медицинской направленности
Введение. Профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность по подготовке школьников к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися [1 с. 131].
К сожалению, на сегодняшний момент сложилась тенденция принятия школьниками решения относительно своей будущей профессии в самый последний момент — непосредственно перед поступлением. Это во многом связано с отсутствием у подростков должной информации о своих шансах на овладение той или иной профессией. [1.1]
Кадровые проблемы возникают как в отношении высокотехнологичных рабочих мест, требующих привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, так и в отношении рабочих профессий, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи. [2 с. 4]
Целью данной работы является изучение осведомленности и информирование учащихся среднеобразовательного учреждения о медицинской профессии.
Материалы и методы. В анкете, содержащей в себе 17 вопросов, приняли участие 120 школьников 8–11 класса общеобразовательного учреждения. Вопросы в анкете сформированы по блокам: информированность о медицинском деле, проблема выбора профессии, факторы, влияющие на выбор медицинской профессии.
Результаты. О том, определились ли школьники с будущей профессией, было задано два вопроса с разной формулировкой. Большая часть детей в 8 (61%) и в 9 (78%) классе ответили, что знают, в какой специальности они хотели бы себя видеть. Иная картина наблюдалась в 10 – 11 классах, где большая часть аудитории не ответила на этот вопрос положительно.
Было задано еще два вопроса: «Интересна ли вам медицина?» и «Хотели бы Вы быть врачом?». Ответы получились различные, но выявлено, что интерес к медицине есть более чем у половины школьников, но при этом, те же респонденты дали отрицательный ответ на второй вопрос. В ходе данной работы мы выяснили, что по мнению респондентов существуют причины, такие как дефицит информации об обучении в медицинском вузе, и неосведомленность в направлениях медицинской профессии.
36% опрошенных не хотят поступать в медицинский вуз по причине длительного обучения, а также сложности самой профессии. 12% также ответили, что никогда не задумывались о специальности лечебное дело. После проведения лекции об обучении в медицинском вузе 17% респондентов задумались об этой профессии.
Старшие классы также отвечали, что профессия врача по их мнению, самая сложная из предложенных вариантов (инженерное, техническое, нефтяное дело, юриспруденция).
Был также задан вопрос «Какая профессия Вас интересует?». Ответы среди 10 –11 классов распределены следующим образом: 34% инженерия, технология, 27% врачи, 18% программирование, 10% история, философия, психология, 7% юриспруденция, 3% нефтяное дело, 1% другое (рис.)
Рисунок. Распределение ответов на вопрос «Какая профессия Вас интересует?»
Подростки не информированы о мире профессий, практически не имеют представления об условиях и характере различных видов деятельности.
Опрошенные школьники не информированы обо всех предлагаемых специальностях медицинского вуза. Например, школьники не знают о существовании медико-профилактического, фармацевтического факультета и факультета клинической психологии на базе медицинского вуза. Также, опрошенные ошибочно обобщают лечебное дело и педиатрию. Распространено мнение, что большая часть выпускников медицинских вузов работают терапевтами широкого профиля.
Дефицит информации распространяется на существующие врачебные специальности, так, при опросе, школьники упоминали в основном только общие направления, такие как хирургия, офтальмология, патологоанатомия, стоматология и гинекология.
Все респонденты считают, что необходимо осведомлять их о различных видах профессий, о возможных перспективах в тех или иных областях, реализуя данную задачу посредством лекций на классных часах. В ходе проведения лекции и показа презентации о врачебном деле 21% опрошенных сочли важным открытие медико-биологических и химико-медицинских кружков в школе, возможно также формирование методической и научно-практической базы для изучения медицинского дела.
98% опрошенных ставили на первое место проблему дефицита информации обо всех существующих профессиях, в частности медицины.
Таким образом, можно сказать о целесообразности профессиональной ориентации медицинской направленности. Начинать профессиональную ориентационную деятельность, по нашему мнению, стоит уже с начальной школы. Ребенок должен понимать не только то, чем он хочет заниматься в будущем, но и представлять в каких условиях, что будет требоваться от той или иной профессии, оценивать свои силы.
Необходимо разъяснить суть всех медицинских специальностей посредством проведения лекций, классных часов, онлайн-тестирования, показа презентаций для четкого представления школьников о том, какие существуют специальности в медицинском деле. Также, возможно приглашать на дни открытых дверей в вузах, организовать профессиональное консультирование обучающихся, формируя профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребности в кадрах.