Проблемы правовой стороны охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в России
Секция: Науки о Земле
XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
Проблемы правовой стороны охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в России
Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животного и растительного мира в настоящее время является одним из важнейших направлений политической деятельности во многих странах, в том числе и в России. Повышенный интерес к этой проблеме объясняется необходимостью регулирования ее именно на государственном уровне, посредством выстроенной нормативно-правовой базы, определяющей ключевые моменты в области сохранения биоразнообразия.
Несмотря на официальный характер нормативно-правовых документов в этой области, они не лишены недостатков, что существенным образом отражается на качестве реализации природоохранной программы. Рассмотрим некоторые из них.
Так, в нашей стране, согласно Распоряжению Правительства РФ «О Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г.», важнейшим механизмом охраны таксонов флоры и фауны, подверженных различной степени угрозы вымирания, являются Красная книга РФ и красные книги субъектов России [5]. Последние начали издаваться с середины 80-х годов прошлого столетия [2]. После принятия в 1995 г. Федерального закона «О животном мире», прописывающего необходимость занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов в Красную книгу России и (или) в красные книги субъектов РФ, этот процесс стал обязательным и начал проходить еще более интенсивно [7]. Однако здесь нужно обратить особое внимание на тот факт, что если регулирование использование объектов животного мира регламентируется на законодательном уровне, то для растительного мира аналогичного правового механизма не существует, т.к. закон «О растительном мире» до сих пор не принят. К тому же отсутствие в свое время специально разработанной нормативной законодательной базы, регулирующей подготовку и издание региональных красных книг, придало процессу их создания стихийный, неконтролируемый характер. Отголоски данного обстоятельства дают о себе знать: многие книги не только существенно различаются между собой, но более того, превращаются в нелегитимные, научно-популярные издания, не соответствующие изначально поставленной цели и требованиям законодательства, не оправдывающие свой статус правового документа. Следовательно, такие красные книги подрывают саму идею создания Красной книги как инструмента охраны редких и исчезающих видов [2].
В целях обеспечения единства юридических и методологических подходов в ведении красных книг субъектов России Министерством природных ресурсов и экологии РФ в 2006 г. были разработаны «Методические рекомендации по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации». Однако проблемы это не решило. Рекомендации не эффективны для унификации по той простой причине, что не носят обязательный характер. Во-первых, это касается структуры Красной книги субъекта, которая «в целом» должна соответствовать структуре Красной книги России, но не полностью следовать таковой [3]. Во-вторых, в региональных красных книгах «в основном» должны использоваться те же критерии и категории редкости, что и в Красной книге РФ, но вариации допускаются [3]. Т.е. органам исполнительной власти субъектов предоставляется возможность показать индивидуальность, проявив свои творческие способности и фантазию в составлении официального документа. Потому неудивительно наблюдать в некоторых региональных красных книгах излишнюю оригинальность, не идущую на пользу делу.
Рекомендациями предусмотрены некие правила относительно структуры перечней видов и использования таксономических систем в их описании. Однако этим правилам лишь следует придерживаться, а не строго выполнять все их предписания [3]. Поэтому не удивительно, что многие положения данных рекомендаций органами власти субъектов игнорируются. К примеру, при составлении списков охраняемых видов советуется первым указывать русское название, а затем дублировать его латинским. В перечне же животных, рекомендуемых к занесению в Красную книгу Ленинградской области, наблюдается обратная ситуация [4].
Стоит отметить, что системы категорий уязвимости видов в красных книгах различного уровня существенно отличаются друг от друга, в связи с чем значимость имеющейся информации о редкости видов в глобальной оценке их состояния уменьшается. Отличия эти касаются как самих обозначений (используются аббревиатуры, цифры или их сочетания), так и количества категорий (например, в Красной книге России их 6, в Красной книге Санкт-Петербурга – 8, Красной книге Ленинградской области для растений – 5 разновидностей категорий). Поэтому невозможно свести все данные в единую базу, содержащей полные сведения о степени подверженности риску исчезновения не отдельных популяций, а всего вида в целом.
Таксономические системы, которые предлагаются к использованию методическими рекомендациями, основываются на различных источниках, что уже не предусматривает унификацию. К тому же некоторые из них не совсем актуальны, поскольку датируются годами прошлого века: 1986, 1977 и даже 1967 г. [3]. Но ведь наука не стоит на месте, и даже за одно десятилетие классификация и систематика организмов может претерпеть существенные изменения. Следовательно, сведения красных книг, основанные на вышеприведенных изданиях, могут не соответствовать действительности.
Зачастую не соблюдаются и сроки переиздания красных книг – не реже одного раза в 10 лет [6]. Например, последняя редакция Красной книги природы Санкт-Петербурга относится к 2004 г., Ленинградской области – к 2002 , а Красной книги РФ – к 2001, что явно не соответствует заявленным требованиям.
Одним из ключевых нормативно-правовых актов в области охраны редких видов является упомянутая «Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в РФ на период до 2030 года», где также говорится о важности красных книг как механизма охраны [5]. Здесь снова идет речь о необходимости унификации красных книг различного уровня и о согласованности действий региональных властей, об усилении борьбы с браконьерством и повышении уровня экологической ответственности граждан, но конкретные механизмы решения названных проблем не предлагаются. Что же касается непосредственно охраны редких видов, то строиться она должна по приоритетным направлениям, исходя из категорий статусов редкости. Но каким из них отдавать предпочтение, региональным или федеральным категориям, которые, как уже было сказано, существенно отличаются для одного и того же вида в разных красных книгах, в Стратегии не указывается.
Наконец, нигде не дается конкретное определение наиболее часто упоминаемому понятию «редкие и находящиеся на гране исчезновения виды», что является причиной его неоднозначной трактовки в различных нормативно-правовых актах, где понимание этого термина включает в себя виды с различным уровнем риска исчезновения: региональным, национальным и глобальным [1].
Вместе с этим существуют сложности и в определении единицы охраняемого объекта. Нет четких представлений о том, что именно подлежит охране, отдельно взятая особь, группа организмов, их популяция или же вид в целом.
Таким образом, нынешнее состояние нормативно-правовой базы в нашей стране, касающейся охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, далеко от идеального и открывает широкое поле для деятельности. Следовательно, государственная деятельность в области сохранения биоразнообразия недостаточно эффективна в рамках этой важнейшей экологической задачи.