Статья:

Факторы, влияющие на формирование личностных качеств подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Криминогенная составляющая неблагополучных семей

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Струкова А.А. Факторы, влияющие на формирование личностных качеств подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Криминогенная составляющая неблагополучных семей // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(10).pdf (дата обращения: 23.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Факторы, влияющие на формирование личностных качеств подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Криминогенная составляющая неблагополучных семей

Струкова Анжелика Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов
Варыгин Александр Николаевич
научный руководитель, д-р. юрид. наук, профессор, ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов

 

Семья является самой важной социальной средой, в которой человек рождается, вырастает, развивается, обучается, перенимает навыки общения, социализируется и формируется как личность.

Нередко случается, что ребенок лишается родителей и семьи в целом, или растет в неблагоприятных условиях.

Согласно определению, которое дает Цейлуко В.М. в своей книге «Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей», под неблагополучной семьей, понимается семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

С учетом детерминирующих факторов неблагополучные семьи разделяются на две группы. 

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов  (неполные). Вторую группу составляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что непременно сказывается на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

На мой взгляд, наиболее опасна ситуация со второй группой семей, так как внешне влияние, оказываемое родителями на ребенка, вполне допустимо, и для окружения нет причин для тревоги за здоровое развитие личности несовершеннолетнего.

Однако отношения внутри семьи оказывают неблагоприятное влияние на подростка, воспитывая в нем аморальные качества и искаженное представление о нравственности. В случае же с первой группой семей, ребенок скорее обратит на себя внимание социальных служб, педагогов, учителей, врачей, которые способны помочь ему справиться с жизненными трудностями, а также, более вероятно, что быстрее получат помощь родители в воспитании детей и обеспечении их всем необходимым.

Криминогенным фактором семейной среды являются противоречия института семьи, обстоятельства семейной жизни, способствующие совершению преступлений и воспроизводству преступности. А. И. Миллер считал, что неблагополучные семьи являются социально неполноценными, деструктивным институтом социализации личности, который является, во-первых, источником трудностей воспитания у детей  и подростков, во-вторых, малой группой непосредственно формирующей личность несовершеннолетнего преступника, в-третьих, микросредой, оказывающей криминогенное воздействие на других детей и подростков, которые находятся с данной семьей в тесном контакте.

С этим мнением нельзя не согласиться, в целом.

Однако, неблагополучие семьи до конца не является определяющим фактором неблагополучия детей, если ребенок, находящийся уже более в осознанном возрасте, выберет жизненный путь «от обратного»,  и его в этом поддержат небезразличные люди, в том числе педагоги, работники социальных служб, психологи, близкие родственники, то судьба этого подростка может сложиться вполне благополучно.

Не менее важен вопрос психофизиологических аномалий у детей. Причинами данных аномалий являются: нарушение гигиены в период беременности и в послеродовой период (употребление спиртного и наркотических веществ, избиение мужчиной беременной женщины, употребление противопоказанных лекарств и препаратов); недостаток общения ребенка с родителями; плохое питание матери и ребенка; патологическая наследственность. В данном случае, такие явления как наркомания и алкоголизм, приводящие к насилию в семье, оказывают огромное негативное влияние на еще не родившегося ребенка.

Ученые Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили следующие факторы социального риска, отрицательно влияющие на репродуктивные функции семьи: социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи, особенно матери); социально- демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентирами); криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный  и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира). Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социальных отклонений в поведении детей, но лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений.

В таких случаях проведение диагностических и профилактических мероприятий является жизненной необходимостью.

Работа с семьями должна проводиться в регулярном режиме, должны вырабатываться программы социальной направленности для поддержания семей, находящихся в социально опасном положении на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, и конечно в частном порядке должна проводиться индивидуальная работа и с родителями и детьми, поскольку от того каким будет молодое поколение, зависит будущее России в целом.

Исходя их статистических данных, ситуация на 2016 год с несовершеннолетними детьми из семей находящихся в социально опасном положении, улучшилась. За 2016 год, сотрудниками полиции было изъято около 7,5 тысяч детей из российских семей. Начальник участковых и подразделений по делам несовершеннолетних МВД Елена Новосильцева сообщила, что большая часть изъятых из семей детей доставленная в полицию за правонарушения, это уже подростки от 15 до 17 лет. За три года статистика упала с 10 тысяч до 7,5 тысяч детей, изъятых из российских семей. Всего в 2016 году без попечения родителей оказалось более 58 тысяч детей.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что   тенденция к улучшению положения  и защите несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, имеет место быть, но тем не менее объем работы большой в данном направлении, и требуется участие каждого сознательного гражданина для сохранения и развития традиционных семейных ценностей.

 

Список литературы:
1. В.М. Целуйко «Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docplayer.ru/33172974-Psihologiya-neblagopoluchnoy-semi.html
2. П.В. Кузьмин «Причины и условия формирования корыстной криминогенной мотивации несовершеннолетних» [Электронный ресурс] – Режим доступа: 
 https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3166
3. Методические рекомендации «Риски семейного неблагополучия и жестокого обращения в семье: факторы, оценка, диагностика» Кемерово 2014 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn----7sbpggoqbfai0a.xn--p1ai/doc/infbank/6 riski_semejnogo_neblagopoluchija_i_zhestokogo_ob.pd
4. Статья «МВД изъяло 7,5 тысяч детей из неблагополучных семей за 2016 год» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rline.tv/news/2017-04-28-mvd-izyalo-7-5-tys-detey-iz-neblagopoluchnykh-semey-za-2016-god/