Факторы, влияющие на формирование личностных качеств подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Криминогенная составляющая неблагополучных семей
Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Факторы, влияющие на формирование личностных качеств подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Криминогенная составляющая неблагополучных семей
Семья является самой важной социальной средой, в которой человек рождается, вырастает, развивается, обучается, перенимает навыки общения, социализируется и формируется как личность.
Нередко случается, что ребенок лишается родителей и семьи в целом, или растет в неблагоприятных условиях.
Согласно определению, которое дает Цейлуко В.М. в своей книге «Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей», под неблагополучной семьей, понимается семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
С учетом детерминирующих факторов неблагополучные семьи разделяются на две группы.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные). Вторую группу составляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что непременно сказывается на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.
На мой взгляд, наиболее опасна ситуация со второй группой семей, так как внешне влияние, оказываемое родителями на ребенка, вполне допустимо, и для окружения нет причин для тревоги за здоровое развитие личности несовершеннолетнего.
Однако отношения внутри семьи оказывают неблагоприятное влияние на подростка, воспитывая в нем аморальные качества и искаженное представление о нравственности. В случае же с первой группой семей, ребенок скорее обратит на себя внимание социальных служб, педагогов, учителей, врачей, которые способны помочь ему справиться с жизненными трудностями, а также, более вероятно, что быстрее получат помощь родители в воспитании детей и обеспечении их всем необходимым.
Криминогенным фактором семейной среды являются противоречия института семьи, обстоятельства семейной жизни, способствующие совершению преступлений и воспроизводству преступности. А. И. Миллер считал, что неблагополучные семьи являются социально неполноценными, деструктивным институтом социализации личности, который является, во-первых, источником трудностей воспитания у детей и подростков, во-вторых, малой группой непосредственно формирующей личность несовершеннолетнего преступника, в-третьих, микросредой, оказывающей криминогенное воздействие на других детей и подростков, которые находятся с данной семьей в тесном контакте.
С этим мнением нельзя не согласиться, в целом.
Однако, неблагополучие семьи до конца не является определяющим фактором неблагополучия детей, если ребенок, находящийся уже более в осознанном возрасте, выберет жизненный путь «от обратного», и его в этом поддержат небезразличные люди, в том числе педагоги, работники социальных служб, психологи, близкие родственники, то судьба этого подростка может сложиться вполне благополучно.
Не менее важен вопрос психофизиологических аномалий у детей. Причинами данных аномалий являются: нарушение гигиены в период беременности и в послеродовой период (употребление спиртного и наркотических веществ, избиение мужчиной беременной женщины, употребление противопоказанных лекарств и препаратов); недостаток общения ребенка с родителями; плохое питание матери и ребенка; патологическая наследственность. В данном случае, такие явления как наркомания и алкоголизм, приводящие к насилию в семье, оказывают огромное негативное влияние на еще не родившегося ребенка.
Ученые Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис выделили следующие факторы социального риска, отрицательно влияющие на репродуктивные функции семьи: социально-экономические (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия); медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери, антисанитария, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи, особенно матери); социально- демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми); социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентирами); криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира). Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социальных отклонений в поведении детей, но лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений.
В таких случаях проведение диагностических и профилактических мероприятий является жизненной необходимостью.
Работа с семьями должна проводиться в регулярном режиме, должны вырабатываться программы социальной направленности для поддержания семей, находящихся в социально опасном положении на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, и конечно в частном порядке должна проводиться индивидуальная работа и с родителями и детьми, поскольку от того каким будет молодое поколение, зависит будущее России в целом.
Исходя их статистических данных, ситуация на 2016 год с несовершеннолетними детьми из семей находящихся в социально опасном положении, улучшилась. За 2016 год, сотрудниками полиции было изъято около 7,5 тысяч детей из российских семей. Начальник участковых и подразделений по делам несовершеннолетних МВД Елена Новосильцева сообщила, что большая часть изъятых из семей детей доставленная в полицию за правонарушения, это уже подростки от 15 до 17 лет. За три года статистика упала с 10 тысяч до 7,5 тысяч детей, изъятых из российских семей. Всего в 2016 году без попечения родителей оказалось более 58 тысяч детей.
На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что тенденция к улучшению положения и защите несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, имеет место быть, но тем не менее объем работы большой в данном направлении, и требуется участие каждого сознательного гражданина для сохранения и развития традиционных семейных ценностей.