Статья:

Проблемы реализации института патронатной семьи в Российской Федерации

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Анциферова Е.К. Проблемы реализации института патронатной семьи в Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы реализации института патронатной семьи в Российской Федерации

Анциферова Елизавета Константиновна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва
Матвеева Наталья Алексеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

 

Аннотация: в работе анализируется применение некоторых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматривается правовая природа патронатной семьи, приводится сравнение с зарубежной практикой фостерской семьи, выявляются несовершенства института форм устройства детей (патронатной семьи и «несемейных» форм), предлагаются решения обозначенных проблем.

Abstract: some of the form of care for orphans and children who have lost parental care are analysed in the article. Еру legal nature of foster family are considered and compared with international practice, disadvantages of foster family and non-family form of care for orphans are identified, some solutions are also offered.

 

Ключевые слова: формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патронат, патронатная семья (фостерская семья), ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию.

Keywords: form of care for orphans and children who have lost parental care, patronage, foster family, children experiencing hardship.

 

В настоящее время проблематика реализации на практике разнообразных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей в России сталкивается с некоторыми сложностями. Также, в современных условиях можно наблюдать, так называемую, третью волну социального сиротства, что подчеркивает актуальность, рассматриваемой темы. 

По данным Министерства образования и науки РФ на 30 июня 2017 года, в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. По данным на 2016 год, в России было более 90 тыс. приемных семей, в них воспитывалось более 148 тыс. детей (всего в российских семьях было более 400 тыс. приемных детей, в том числе под опекой). По состоянию на сентябрь 2017 г. в России функционирует около 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот [10]. 

В связи с этим, современными исследователями высказывается мнение о том, что предпосылками роста беспризорности среди несовершеннолетних являются увеличение числа неблагополучных семей, а также снижение общего уровня нравственности. 

Наравне с вышеназванным выделяются также основные причины сиротства, такие как: 

1) добровольный отказ родителей от своего ребенка, как правило, вскоре после его рождения – в легальной или нелегальной форме; 

2) лишение родительских прав;  

3) утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий (понуждение к хаотической миграции населения). 

Следовательно, решение рассматриваемой проблемы оправдана выбрана в качестве одного из направлений современной социальной политики России. На сегодняшний день функционирует более 400 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним [8]. 

Яркими негативными последствиями несовершенства системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей выступают: отставание в развитии, несформированность некоторых социальных навыков, поведенческих установок, проблемы психологического характера, склонность к асоциальному поведению. Во избежание названного Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года закрепляется обеспечение преимущественного семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из ключевых мер государственной семейной политики [4]. 

Семейный кодекс в действующей редакции закрепляет исчерпывающий перечень форм устройства детей-сирот: 

1) передача в семью на воспитание (усыновление (удочерение); 

2) передача под опеку или попечительство (в целях содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов); 

3) передача в приемную, патронатную семью; 

4) передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [2]. 

Рассмотрим подробнее некоторые формы устройства детей. Патронатную семью можно определить, как форму воспитания и оказания необходимой помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляемая в целях профилактики семейного неблагополучия с последующим возвращением ребенка к кровным родителям. Также, патронатное воспитание можно рассмотреть на примере оказания со стороны уполномоченного лица или организации необходимой помощи ребенку, чья семья находится в трудной жизненной ситуации. 

Нормы о патронате закреплены в законодательство многих регионов России, что говорит об актуальности подобной формы устройства детей-сирот, а также положительно влияет на защиту прав детей. Однако единого легального определения анализируемого понятия пока не существует, что предопределяет существование коллизий на практике [6]. В этой связи, мне представляется необходимым закрепить определение патроната в Семейном Кодексе РФ. Проанализировав региональное законодательство, хотелось бы отметить как наиболее подходящее понятие патроната – это «форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по воспитанию и защите прав и законных интересов этого ребенка (детей) между учреждением, передающим ребенка (детей) на патронатное воспитание, и патронатным воспитателем» [3]. 

На сегодняшний день, патронат – самая гибкая форма устройства детей-сирот, в силу того, что ребенку оказывается необходимая в кризисных условиях социальная и материальная помощь для улучшения климата в кровной семье [11]. 

Базовые положения относительно патронатного воспитания закрепляются соответствующим договором. Так, например, в индивидуальном порядке может устанавливаться срок, если условия в кровной семье не улучшились, срок может быть увеличен. Для обеспечения большей правовой защиты несовершеннолетних следует установить не федеральном уровне максимальный срок действия такого договора с учетом мнения детских психологов и педагогов [8]. 

Закрепить подобным образом следует и обязанность патронатного воспитателя, в случае его переезда на постоянное место жительства за пределы данного региона (муниципального образования) по подбору иной кандидатуры на свое место, чтобы не травмировать ребенка. В таком случае, новый воспитатель будет выступать правопреемником первого.  Законодательно следует также закрепить нотариально удостоверенную форму договора о патронатном воспитании.  

Стоит отметить, что патронатная семья в России сходна с распространённым в США и многих европейских странах явлением - фостеровской семьей. К ее основным целям можно отнести реализацию преимущественного права жить и воспитываться в семье [1]. Такая форма устройства детей за рубежом на сегодняшний день является наиболее востребованной. Охарактеризовать фостеровскую семью можно как семью временную, замещающую, куда помещается ребенок, находящиеся на попечение местных органов власти. 

Рассматривая правовые аспекты данного явления следует отметить основание передачи ребенка в такую семью. Как и в России это договор, включающий трудовые обязанности воспитателя. Ключевая особенность природы договора: возможность возврата ребенка в кровную семью или передачи для усыновления. Закрепляется запрет содержания более 3 детей в одной такой семье или детей старше 16 лет [9]. 

Касательно европейского законодательства необходимо упомянуть Закон о детях Великобритании 1991г., где содержится понятие «родительской ответственности»: все права, обязанности, моральные обязательства, функции, ответственность и полномочия родителей ребенка при общении с ним и обращении с его имуществом, закрепленные законодательно. Тождественными обязанностями наделены и фостеровские родители.  

Законом регулируются критерии для подобного воспитания. Например, оценка и утверждение фостеровских родителей, их участие в специальном тренинге, предоставление им необходимой информации о ребенке, а также, включает особую систему контроля за надлежащим выполнением воспитательных функций и иные условия. Подобные требования целесообразно установить и отечественном законодательстве.  

Французское законодательство закрепляет сходный принцип: приоритет сохранения кровной семьи ребенка. Однако прибегнуть к «услугам» фостеровской семьи можно только в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) родительских обязанностей кровными родителями ребенка [7]. 

Как патронат в России, так и фостеровские семьи в Европе и Америке имеют преимущества перед «несемейными» формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду направленности на уменьшение социальной отчужденности детей, предотвращение сиротства, улучшение внутрисемейных отношений [7]. 

Рассматривая историю происхождения такого правового института, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя обойти стороной и, так называемые, «несемейные» формы. Коротко их можно определить, как формы устройства детей, подразумевающие передачу ребенка, оказавшегося без попечения родителей в специальные детские социальные организации (дома малютки, дома для детей сирот и др.). 

Для сближения таких форм по своей эффективности к «семейным» в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. намечены некоторые меры. Так, например, подобные организации должны быть наделены новыми функциями по обеспечению преимущественного семейного жизнеустройства детей, по поддержке патронатных родителей и усыновителей. Другим направлением Концепции является реорганизация системы детских социальных организаций: сокращение их числа, создание специальной службы сопровождения замещающих родителей, а также узконаправленных организаций с условиями, приближенными к семейным [4]. 

В данной ситуации не стоит игнорировать и опыт истории. Резкое сокращение количества учреждений для детей-сирот без учета их реорганизации, реформирования может привести к ухудшению положения детей, в силу потенциальной возможности демографического роста. В этой связи, увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей может привести к нехватке мест в детских учреждениях. Это может породить роста беспризорности в российском обществе. 

Ко всему прочему, несколько лет назад активно обсуждалась Концепция совершенствования семейного законодательства, подготовленная для Федерального собрания РФ инициативной группой исследователей в сфере семейного права. В рамках Концепции приводится множество предложений по реформированию принципов семейного права, способов защиты семейных прав, правового регулирования некоторых институтов, а также, внесения в Семейный Кодекс РФ ряда новых определений. В числе последних, например, названо определение ребенка, оставшегося без попечения родителей. Однако легального определения форм устройства таких детей на сегодняшний день не существует, что является очередной проблемой внутри исследуемой темы [5].  

 

Список литературы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993 
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 12.11.2012 г. № 183-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; Российская газета. 2012. 14 ноября. 
3. Закон Брянской области от 30.12.2005 №116-З (ред. от 10.11.2006) «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан». 
4. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р // СЗ РФ. – 2014. – № 35. – Ст. 4811. 
5. Концепция совершенствования семейного законодательства / Сборник материалов государственной семейной политики в РФ // Издание ГД РФ. Москва. 2014. 
6. Бурханова Ф. Б., Шаяхметова Р. Р. / Понятие, сущность и особенности патронатной семьи в современном российском обществе // СИСП. 2014. №12.  
7. Резяпова Г.Ф. / Патронатная семья: зарубежный опыт // Сборник научных трудов Института права БашГУ. Вып. III. 2016. Стр. 32-34. 
8. Смертина С.К., Родермель Т.А. / Дискурс о современных организационных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // IN SITU. 2015. №1. 
9. Харсеева В. Л./ Правовые основы патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. 
10. Газета "Коммерсантъ" №172 от 18.09.2017, стр. 4.