Организация работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста
Конференция: CI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
CI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Организация работы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста
В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей, что связано с ростом хронических и патологических заболеваний опорно-двигательного аппарата. Снижение уровня жизни, популяризация интернета и новых технологий приводит к снижению двигательной активности детей и взрослых, что в свою очередь негативно сказывается на здоровье детей [1; 5]. Сочетание данных факторов, особенно на фоне малоподвижного образа жизни вызывает выраженный отрицательный эффект. В условиях интенсификации информационных потоков, уменьшения времени активного отдыха, повышения доли статической нагрузки у обучающихся все чаще появляется утомление, возрастает риск развития переутомления и как следствие ухудшение здоровья. Постоянно растет число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Среди нарушений опорно-двигательного аппарата наиболее часто встречающееся это нарушение осанки и плоскостопие. Плоскостопие занимает ведущее место в структуре патологии опорно-двигательного аппарата у детей и составляет от 30 до 70% [5; 6]. Поэтому для предупреждения развития патологий опорно-двигательного аппарата (ОДА) чрезвычайно важно именно в раннем детском возрасте выявить деформацию стопы и осанки, принять профилактические меры [2; 3; 4].
Здоровая стопа и правильная осанка имеют не только эстетическое значение, но и являются необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей.
В связи с этим целью нашей работы является: разработать план мероприятий, направленный на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников МБОУ СОШ № 30.
Задачи исследования:
- Рассмотреть особенности процесса формирования опорно-двигательного аппарата у детей.
- Выявить причины нарушения осанки и плоскостопия в детском возрасте.
- Изучить методы и способы профилактики этих заболеваний.
- Составить план мероприятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия
- Разработать практические рекомендации по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у учащихся младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований: анализ литературных источников, методы анкетирования и соматоскопии (педометрия, плантография, тест-карта для оценки правильности изгибов позвоночника).
В эксперименте принимали участие учащиеся 2 класса на базе МБОУ СОШ № 30 в количестве 25 человек. Первую группу здоровья имеют 5 учащихся, ко второй и к третьей группе отнесены 18 и 2 ученика соответственно. Наше исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе работы в январе 2019 года мы совместно с врачом участвовали в профилактическом осмотре учащихся. Медицинский осмотр состоял в измерении антропометрических показателей (вес, рост), артериального давления, динамометрии, определении остроты зрения, а также была проведена диагностика обучающихся по выявлению нарушений осанки и плоскостопия. По окончанию диагностики мы получили следующие результаты: из 25 учеников имеют плоскостопие - 8, из них шестеро так же имеют нарушения осанки. У обследованных младших школьников были выявлены следующие нарушения опорно-двигательного аппарата: отклонение головы и шеи от средней линии; не симметричные плечи, лопатки, бедра; вальгусное положение пятки или обеих пяток. Мы заметили следующую особенность - у большинства обследуемых детей с наличием плоскостопия имеется нарушение осанки. Следовательно, плоскостопие и нарушение осанки это те заболевания, которые связаны между собой.
Так же было проведено анкетирование родителей по определению их уровня знаний в вопросах плоскостопия и нарушений осанки. Результаты анкетирования показали, что не все родители компетентны в данной проблеме: только 40% респондентов проверяют осанку своих детей самостоятельно, 60 % - проводят беседы о правильной осанке, 30% - знакомы с упражнениями, которые направлены на развитие правильной осанки и профилактику плоскостопия. Вызывает тревогу, что только 15% опрашиваемых указали, что дети спят на кровати с жестким матрацем.
На втором этапе работы для решения проблемы плоскостопия и нарушений осанки нами был разработан план профилактических мероприятий.
1. Создание «Уголка Здоровья» в кабинете физкультуры и учебном кабинете. Он содержит плакаты, буклеты, которые отражают причины, последствия комплексы упражнений и рекомендации для учащихся по профилактике нарушений ОДА.
2. Разработка комплексов физических упражнений, по профилактике данных отклонений. Нами были подобраны двенадцать специальных комплексов с физическими упражнениями на весь год по одному комплексу на месяц. Они содержат от 6 до 10 упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия и осанки, которые на наш взгляд необходимо включать в подготовительную часть урока физкультуры и во время утренней гимнастики в летний период.
3. Работа с классным руководителем. Классный руководитель получил рекомендации по проведению активных перемен, динамических пауз на уроках с акцентом на профилактику и коррекцию нарушений ОДА.
4. Работа с родителями. Проведение родительского собрания совместно с классным руководителем на тему «Профилактика осанки и плоскостопия в семье».
На третьем этапе работы происходило внедрение разработанного нами комплекса в практику. Представленный план был реализован в течение 2019 года. В осуществлении работы по профилактике нарушений осанки и плоскостопия принимали участие классный руководитель, учитель физической культуры, родители учащихся и мы.
На четвертом этапе работы в январе 2020 года нами была проведена итоговая диагностика по оценке состояния опорно-двигательного аппарата школьников. В январе 2019 года количество учащихся с дефектами осанки и плоской стопы составляло 8 человек. В ходе постоянного использования на уроках физической культуры предложенного комплекса физических упражнений, направленных на тренировку мышц стопы и туловища было установлено, что данный дефект к январю 2020 годы сохранился у 3 человек, у остальных же наблюдалась положительная динамика. У всех школьников с отсутствием положительной динамики присутствует признак вальгусной стопы. На наш взгляд, это связано с тем, что детям, имеющим сложную степень плоскостопия – вальгусное отклонение стопы, требуется наблюдение хирурга-ортопеда и установленная специалистом комплексная коррекция.
Отсюда следует, что внедренный план мероприятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия оказывает положительное влияние на состояние ОДА и может применяться в качестве профилактических мероприятий в условиях образовательного учреждения и семьи.