Факторы конкурентоспособности европейских автомобилестроительных компаний
Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Факторы конкурентоспособности европейских автомобилестроительных компаний
Исторически, в числе лидеров мирового автомобилестроения всегда фигурировали европейские компании, опережающие многих конкурентов из других регионов по объемам производства и продаж легковых автомобилей.
Тем не менее, в последние годы позиции европейских автопроизводителей становятся менее уверенными – ряд внешних факторов, включая растущую конкуренцию со стороны игроков из развивающихся стран, представляют существенный риск для будущего развития европейских автогигантов. [1]
Автомобильная промышленность играет важную роль в экономике Европы: выручка автоконцернов составляет 7% европейского ВВП, совокупный объем налогов, уплачиваемый как производителями, так и организациями из смежных отраслей, превышает 410 млрд. евро. Число рабочих мест в автомобильной отрасли насчитывает 13,8 млн. (6,1% всех занятых региона), большинство из которых созданы в смежных и сопутствующих направлениях (производство деталей, продажи и пост-продажное обслуживание, инфраструктура, и др.).
Автомобили, произведенные европейскими предприятиями, импортируются странами по всему миру (чистый экспорт в 2018 г. составил почти 93 млрд. долл.). [2]. Продукция автомобилестроения ЕС считается одной из самых безопасных и экологически чистых в мире, что объясняется постоянным ужесточением регулирования отрасли и повышением требований к выпускаемой автоконцернами продукции.
Крупнейшими европейскими автомобилестроительными компаниями, играющими важную роль развитии отрасли не только в регионе, но и во всем мире, являются Volkswagen AG, Daimler AG, BMW AG, Groupe Renault, Groupe PSA и Fiat Chrysler Automobiles N.V.
Суммарно на европейские компании приходится более 30% мирового производства автомобилей. Они выпускают легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и другие виды мало- и крупногабаритного транспорта; компаниям в сумме принадлежит 38 марок легковых автомобилей, продающихся по всему миру:
- Volkswagen AG – Volkswagen, Audi, SEAT, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche;
- Daimler AG – Mercedes-Benz, Mercedes-AMG, Mercedes-Maybach, smart;
- BMW AG – BMW, MINI, Rolls-Royce;
- Groupe Renault – Renault, Renault Samsung Motors, Dacia, Apline, LADA;
- Groupe PSA – Peugeot, Citroёn, Opel, Vauxhall, DS Automobiles;
- Fiat Chrysler – Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Dodge, Fiat, Jeep, Lancia, Maserati, Mopar, Ram, SRT.
Таблица.
Результаты деятельности европейских автомобилестроительных компаний в 2019 г. [6]
Показатели |
Volkswagen |
FCA |
Renault |
PSA |
Daimler |
BMW |
Объем продаж, тыс. ед |
10 956 |
4600 |
3753 |
3479 |
3340 |
2713 |
Доля легкового транспорта |
97,8% |
94,8 |
83,4 |
84,1 |
68,2 |
93,5 |
Объем выручки, млн. евро |
252632 |
108187 |
55537 |
74731 |
172745 |
104201 |
Доля легкового транспорта |
72,1% |
69,25% |
88,2% |
78,9% |
54,3% |
88% |
Средняя стоимость легкового авто, евро |
16999 |
23519 |
15650 |
20152 |
41179 |
36152 |
Число марок, всего |
12 |
12 |
7 |
5 |
11 |
4 |
Число марок легковых авто |
8 |
11 |
7 |
5 |
4 |
3 |
Было определено, что европейские автомобилестроители находятся под одинаковым давлением со стороны четырех внешних факторов: конкурентов, поставщиков, потребителей и государства.
Рассмотрим этих факторы более детально.
1.Анализ конкурентов европейских автоконцернов показал, что индекс транснационализации рассматриваемых автоконцернов варьируется от 55,7% (BMW) до 79,4% (FCA), а среднее значение в 2000-2018 гг. выросло на 12,2 п.п. – это подтверждает тезис о том, что компании наращивают свое присутствие за пределами стран Европы. Абсолютными лидерами европейские автопроизводители остаются на рынке ЕС – более 70% продаж легковых авто приходится на 6 рассматриваемых компаний. Немецкий концерн Volkswagen является ведущим автомобилепроизводителем в Европе и в мире – с объемом выпуска почти в 11 млн. ед. и выручкой, превышающей 252 млрд. евро в 2018 г. Основным конкурентом компании является японская автомобильная ТНК Toyota (10,7 млн. ед.). В десятку лидеров входят также европейские FCA, Renault и PSA (8-10 позиции соответственно) [5].
Несмотря на то, кто крупные американские и азиатские концерны в течение многих лет производят автомобили на территории стран Европы, их доля в совокупном объеме выпуска и продаж остается сравнительно мала. Наиболее привлекательным для европейских автоконцернов является рынок Китая – в отличие от Европы или США, где средний уровень автомобилизации превышает 500 и 800 автомобилей на 1000 жителей соответственно, в КНР данный показатель составляет 100, что с учетом роста доходов населения создает дополнительные возможности для развития бизнеса [4].
2.Анализ основных поставщиков европейских автоконцернов показал, что ежегодно роль поставщиков в автомобилестроении увеличивается: выручка 100 лидеров отрасли в 2018 г. выросла на 7,6%, по сравнению с прошлым годом, составив почти 900 млрд. евро [4] По оценкам Европейской Ассоциации Автомобильных Поставщиков (CLEPA), производители деталей и компонентов ежегодно инвестируют более 20 млрд. евро в НИОКР, а число созданных ими рабочих мест в регионе превышает 5 млн. По подсчетам, около 80% стоимости автомобиля создается разработчиками и поставщиками элементов для автотранспорта [3]. Абсолютным лидером индустрии поставщиков автомобильных компонентов является немецкая компания Robert Bosch, заработавшая в том же периоде 49,5 млрд. евро - значительно больше, чем многие мировые автоконцерны [7].
3.Анализ потребителей европейских автоконцернов показал, что автомобилестроение становится более клиентоцентрированной отраслью. Предпочтения потребителей определяют то, как должен выглядеть и работать автомобиль, какие у него должны быть функции и технические характеристики. Под влиянием цифровизации тренды в автомобилестроении стремительно меняются, поэтому для сохранения конкурентных преимуществ концернам критически важно оперативно подстраиваться под ключевые тенденции.
4. Роль государства в развитии автомобильных отраслей ряда стран Европы. С учетом той роли, которую автомобильная промышленность играет в экономиках разных стран, высокая степень государственного влияния и регулирования отрасли является достаточно оправданной. Лидером по числу нормативно-правовых актов и регламентов в отношении автопрома является Европа – автомобилестроение региона является наиболее «зарегулированной» индустрией, по сравнению с другими странами, а также другими отраслями экономики ЕС. К ключевым направлениям, в рамках которых осуществляется регулирование европейского автопрома, относятся: повышение энергоэффективности и экологичности транспорта; безопасность движения; производство комплектующих; поставки сырья; сертификация; налогообложение [1].
Таким образом, автомобилестроители находятся под одинаковым давлением со стороны четырех внешних факторов: конкурентов, поставщиков, потребителей и государства. Европейские автогиганты занимают лидирующие позиции на глобальном автомобильном рынке, однако наращивание производства в развивающихся странах, постоянное ужесточение регулирования, рост монопольной власти поставщиков компонентов и стремительно меняющиеся предпочтения потенциальных клиентов отражаются на конкурентоспособности рассматриваемых компаний, ставя их лидерство под угрозу. А с учетом негативного влияния временного закрытия производств в рамках борьбы с пандемией нового коронавируса, положение европейских игроков мирового автомобильного сектора может измениться еще более существенным образом.