Статья:

Разработка и внедрение автоматических информационных систем в органах федеральной налоговой службы российской федерации

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Иванова Т.Г., Немова К.Э., Струкова А.С. Разработка и внедрение автоматических информационных систем в органах федеральной налоговой службы российской федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка и внедрение автоматических информационных систем в органах федеральной налоговой службы российской федерации

Иванова Тамара Геннадьевна
студент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск
Немова Кристина Эдуардовна
студент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск
Струкова Анастасия Сергеевна
студент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск
Петрова Людмила Петровна
научный руководитель, старший преподаватель, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск

 

Актуальность статьи заключается в том, что наиболее значимой функцией государства является контроль. Поскольку налоги и сборы являются фискальным регулятором в условиях рыночных отношений, то главную роль в системе контроля государства занимает налоговый контроль, но в связи с компьютеризацией общества имеет место быть автоматизация и внедрение программных средств.

Основная задача данной статьи - определить совокупность программных средств, предназначенных для продуктивной работы налоговых органов.

За последние отчетные периоды было замечено, что банки массово блокируют платежи компаний. Для легализации незаконных доходов, поступило поручительство от Центрального Банка об отказе в осуществлении сделок с сомнительными клиентами, и ограничить их в доступе к системе «Клиент-банк». «К сомнительным компаниям можно отнести те, которые искусственно завышают размер уплачиваемых налогов, чтобы он превышал критические 0,5 процента от оборота по расчетному счету. Часто их объем колеблется около 0,9 процента от оборота» [5, с. 26].

«Также, если компания запрашивает кредит свыше 60 млн рублей, банк сверит ее бухгалтерскую отчетность с фактически заявленной при помощи автоматизированных систем. Различия будут поводом отказать в кредите и назначить выездную проверку» [6, с. 33].

Налоговое планирование усложняется в связи с риском блокировки платежа. Для того, чтобы все было в норме необходимо пояснить или уточнить деловую цель операций.

Подготовка и введение компьютерных технологий и Автоматизированных Информационных Систем долгое время осуществлялась каждым регионом в соответствии с локальными нормативно правовыми актами по каждому виду учета. Это добавляло затруднения рождения целостного информационного пространства, из-за их несовместимости между собой. С АИС «Налог» проблема осложняется и тем, что многие объекты учета безосновательно разделены между органами различных ведомств со своими Автоматизированными Информационными Системами. Это проявляется в «недвижимости» (как в объекте учета), где составляющие «имущество и земля» учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Внедрение объединенных комплексов для территориальных налоговых инспекций, которые создадут единую систему администрирования баз данных по налогообложению юридических и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной информации, предоставляет:

а) автоматизацию учета налогоплательщиков и налоговых поступлений;

б) информационное взаимодействие всех структурных подразделений налоговой системы;

в) освобождение кадров, занятых непроизводительной и технической работой;

г) рост производительности труда;

д) оперативность и точность результатов учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

Для оптимизации и автоматизации деятельности налоговых органов существуют множество программно-аппаратных средств, одно из которых АИС «Налог 2». Это информационная система, разработанная для функционирования в условиях крупных регионов. Высокая концентрация капитала, деловой активности и высокая доля поступлений в бюджеты требуют особого отношения к автоматизации процессов налогового администрирования. АИС «Налог 2» изначально создавалась с учетом следующих факторов:·

а) большие объемы информации и пользователей налоговой системы;

б) развитая телекоммуникационная инфраструктура;

в) не предъявляет высоких требований к уровню подготовки пользователей в области информационных технологий, для работы в системе.

Отличительной особенностью является то, что АИС «Налог 2» создана как единая распределенная информационная система, которая охватывает Управление ФНС по г. Москве, территориальные и межрайонные инспекции, АИС «Налог 2» местного уровня, АИС «Налог 2» регионального уровня, а также программные комплексы для Центра Обработки Данных и Единого Центра Регистрации. По этой причине осуществляется централизованное ведение нормативно-справочной информации и шаблонов документов на региональном уровне.

Также, существует ряд других программно – аппаратных средств, к примеру, программу АСК НДС-2 использует налоговая инспекция для камеральной налоговой проверки декларации по НДС. Программа сверяет все имеющиеся у нее данные между декларациями, выявляет цепочки контрагентов, также таким способом налоговая борется с фирмами-однодневками.

Программа АСК НДС-3 используется для поиска незаконных вычетов, обрабатывает данные кассовых аппаратов и сверяет их с книгами продаж, анализирует налоговые декларации всех налогоплательщиков и проверяет, чтобы данные контрагентов были одинаковыми. При этом программа анализирует не только денежные потоки между компаниями и ИП, но и между компаниями и физическими лицами. 

АИС «Налог-3» решает многие задачи, такие как: создание единого пространства, где будут находится все сведения о организации и подключение налоговых органов к различным внешним материалам; улучшение информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; организация контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика, путем сбора всех сведений по интересующему налогоплательщику.

Широкомасштабный ввод безбумажных информационных способов при сотрудничестве с налогоплательщиками и другими ведомствами, было нацелено на улучшение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

а) снижения суммарной численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции;

б) сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют непосредственных встреч с налогоплательщиками;

в) улучшение качества камеральных и выездных налоговых проверок.

В ходе выполнения данной работы, все поставленные задачи были выполнены. Каждый участник рассматривал определенный вопрос, касающийся налогового контроля как составной части налогового администрирования. Было выявлено, что сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 28.12.2010) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Гарант».(дата обращения 28.02.2018)
2. Налоговый эксперт– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalogiexpert.ru/zakonodatelstvo/formy-buxgalterskoj-otchetnosti-v-2016-2017-godu.html (дата обращения 28.02.2018)
3. Налоговый контроль – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/115/30657/-godu.html (дата обращения 28.02.2018)
4. Налоговый календарь бухгалтера – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kontur-extern.ru/info/nalogovyj-kalendar-buhgaltera-na-2017-god».(дата обращения 28.02.2018)
5. Методические рекомендации от 02.02.2017 № 4-МР.
6. Совместное письмо ЦБ, ФНС от 02.10.2017 № 01-40-7/7949, № ММВ-20-2/150@.