АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВА И ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГБУ ЕРМЕКЕЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СТАНЦИЯ РБ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВА И ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГБУ ЕРМЕКЕЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СТАНЦИЯ РБ
Источники финансовых ресурсов бюджетных и автономных учреждений регламентированы государством. В частности, установлены источники формирования имущества некоммерческих организаций в денежной и неденежной форме. По определению финансовых ресурсов, это поступления в денежной форме.
Первый источник – регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов). Учредителями автономных и бюджетных учреждений могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Такие учреждения соответственно называются государственные или муниципальные, так как их собственниками являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Собственники государственных и муниципальных учреждений несут обязательства по их полному или частичному финансированию [3].
Второй источник – добровольные имущественные взносы и пожертвования:
1) Добровольные денежные взносы, так как деньги признаются движимым имуществом (вещью). Такие добровольные денежные взносы могут быть сделаны физическими и (или) юридическими лицами без определения цели, и будут называться дарением, т. е. носят безвозмездный характер;
2) Добровольные денежные пожертвования. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Третий источник – выручка от реализации товаров, работ, услуг. Такая выручка может поступать в бюджетные и автономные учреждения от платной реализации услуг, работ, товаров.
Четвертый источник – дивиденды (доходы, проценты), получаемые в денежной форме по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. Для получения дивидендов организация должна изначально вложить средства в акции, облигации, другие ценные бумаги или открыть вклады.
Пятый источник – доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации. Доходы от собственности находящейся в оперативном управлении бюджетных и автономных учреждений.
Шестой источник – другие, не запрещенные законом поступления.
Это какие-то иные возможные источники, связанные с предпринимательской деятельностью, которая, как мы уже отмечали, может осуществляться лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых созданы бюджетные и автономные учреждения и соответствующая этим [2].
Первым этапом анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений является анализ структуры и динамики имущества учреждения и источников его формирования, который проводится на основании данных баланса (формы 0503730).
При этом в структуре имущества учреждения выделяют две основные группы - нефинансовые и финансовые активы. Нефинансовые активы, в свою очередь, включают: основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, затраты на изготовление готовой продукции (товаров, работ, услуг).
В структуре пассива баланса государственного (муниципального) бюджетного и автономного учреждения, как и в структуре актива, выделены две основные группы - обязательства и финансовый результат.
Для проведения анализа структуры и динамики имущества учреждения и его источников могут быть составлены таблица 1 и 2, где приводятся данные о стоимости различных видов имущества, обязательствах и финансовых результатах, определяются их удельные веса, изменения и темпы роста.
По результатам проведенных расчетов формулируется вывод о том, какая группа имущества преобладает - нефинансовые или финансовые активы, какие виды активов, входящих в состав данных групп, в свою очередь, занимают наибольшие удельные веса [1].
Проанализируем анализ структуры и динамики актива баланса ГБУ Ермекеевская райветстанция РБ в таблице (табл. 1).
Таблица 1.
Анализ структуры и динамики актива баланса ГБУ Ермекеевская райветстанция РБ
Наименование показателя |
31.12.2018г. |
31.12.2019 г. |
31.12.2020 г. |
Изменения (+,-) |
|||||
руб. |
уд. вес, % |
руб. |
уд. вес, % |
руб. |
уд. вес, % |
руб. |
уд. вес, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
I. Нефинансовые активы |
|||||||||
Основные средства |
4317649,26 |
62,45 |
3315757,74 |
53,59 |
2760010,84 |
48,53 |
-1557638,4 |
63,92 |
|
Непроизведенные активы |
1706055,26 |
24,68 |
1706055,26 |
27,58 |
1706055,26 |
30,00 |
0 |
100 |
|
Материальные запасы |
685621,63 |
9,92 |
774739,70 |
12,52 |
1181617,83 |
20,78 |
495996,2 |
172,34 |
|
Итого по разделу I |
6709326,15 |
97,04 |
5796552,70 |
93,69 |
5647683,93 |
99,31 |
-1061642,2 |
84,18 |
|
II. Финансовые активы |
|
|
|||||||
Денежные средства учреждения, всего |
63452,8 |
0,92 |
1501,21 |
0,02 |
39309,91 |
0,69 |
-24142,89 |
61,95 |
|
в т.ч.: на лицевых счетах учреждения в органе казначейства |
63452,8 |
0,92 |
1501,21 |
0,02 |
39309,91 |
0,69 |
-24142,89 |
61,95 |
|
Дебиторская задолженность по доходам |
118757,25 |
1,72 |
275219,75 |
4,45 |
0 |
0 |
-118757,25 |
0 |
|
Дебиторская задолженность по выплатам |
22448,54 |
0,32 |
113668,69 |
1,84 |
0 |
0 |
-22448,54 |
0 |
|
Итого по разделу II |
204658,59 |
2,96 |
390389,65 |
6,31 |
39309,91 |
0,69 |
-165348,68 |
19,21 |
|
БАЛАНС |
6913984,74 |
100 |
6186942,35 |
100 |
5686993,84 |
100 |
-1226990,9 |
82,25 |
В таблице 1 приведены данные для анализа активов. Стоимость активов данного учреждения уменьшилась в среднем за анализируемый период (31.12.2018-31.12.2020) на 1226990,90 руб., что составляет 5686993,84 руб. При этом 5647683,93 руб. приходится на раздел I актива баланса, а 39309,91 руб. – раздел II. На конец периода наблюдается уменьшение дебиторской задолженности по доходам на 118757,25 руб. В течение периода анализа повышение наблюдается только по статье «Материальные запасы». Однако они незначительны и не влияют в целом на динамику активов.
Таблица 2.
Анализ структуры и динамики пассива баланса ГБУ Ермекеевская райветстанция РБ
Наименование показателя |
31.12.2018г. |
31.12.2019 г. |
31.12.2020 г. |
Изменения (+,-) |
||||||
руб. |
уд. вес, % |
руб. |
уд. вес, % |
руб. |
уд. вес, % |
руб. |
уд. вес, % |
|||
III. Обязательства |
||||||||||
Кредиторская задолженность по выплатам, всего |
0 |
0 |
15215,21 |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Расчеты по платежам в бюджеты |
0 |
0 |
0 |
0 |
13612,14 |
0,24 |
13612,14 |
0 |
||
Кредиторская задолженность по доходам, всего |
0 |
0 |
244658,04 |
3,95 |
0 |
0 |
0 |
0 |
||
Расчеты с учредителем |
10442904,81 |
151,04 |
10073270 |
162,81 |
10073269,81 |
177,13 |
-369635 |
96,46 |
||
Итого по разделу III |
10442904,81 |
151,04 |
10333143 |
167,02 |
10086881,95 |
177,37 |
-356022,86 |
96,59 |
||
IV. Финансовый результат |
||||||||||
Финансовый результат экономическо-го субъекта |
-3528920,07 |
-51,04 |
-4146200,7 |
-67,02 |
-4399888,11 |
-77,37 |
-870968,04 |
124,68 |
||
БАЛАНС |
6913984,74 |
100 |
6186942,4 |
100 |
5686993,84 |
100 |
-1226990,9 |
82,25 |
Аналогично исследуют пассивы учреждения. Анализ пассива бухгалтерского баланса ГБУ Ермекеевская райветстанция РБ за 2018-2020 гг. представлен в таблице 2. В 2020 году наблюдается увеличение расчетов по платежам в бюджеты на 13612,14 рублей, а в остальных статьях особых изменении не было.
Таким образом, на основе изученной теории анализа финансового состояния бюджетных учреждений и практики ее применения в ГБУ Ермекеевская райветстанция РБ определим основные этапы совершенствования бюджетного финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств:
- эффективное использование бюджетных средств, улучшение качества взаимодействия участников бюджетного процесса;
- повышение уровня автоматизации процесса составления бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей и получателей бюджетных средств;
- обеспечение прозрачности всей хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в режиме реального времени без дополнительных трудовых и технологических затрат;
- решение кадровой проблемы путем укомплектования штата работников высококвалифицированными специалистами и обеспечения достойного денежного содержания;
- повышение ответственности руководителей учреждений за качество предоставляемых услуг населению.