Статья:

Состояние и тенденции развития рынка предприятий питания

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сухорукова Д.С. Состояние и тенденции развития рынка предприятий питания // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние и тенденции развития рынка предприятий питания

Сухорукова Дарья Сергеевна
магистрант СГЭУ, РФ, г. Самара
 
Произведена оценка состояния рынка общественного питания и дан прогноз развития.
Одной из наиболее перспективных отраслей экономики современной России, является сфера общественного питания. Неуклонно растет количество заведений общественного питания происходят значительные качественные изменения, внедряются новые технологии производства и сервиса. Положительная динамика роста заведений отрасли ведет к ожесточенному усилению конкуренции на площадке этого бизнеса. Исследование конкурентоспособности российских компаний общепита приобретает особую актуальность в условиях продуктового эмбарго. В процессе этого на российском рынке общественного питания будут необходимые условия для поддержания здоровой конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными компаниями. Если российские компании общественного питания не смогут приспособиться к усиленно развивающейся современной экономике, то они будут вытиснены транснациональными компаниями, которые стремительно проникают на площадку российского рынка общественного питания.
При наличии большого интереса ученых и практиков к изучению вопроса о конкурентоспособности компаний, нет единого подхода к комплексной оценке. Итог анализируются отдельные экономические показатели, без учета сложных внутренних связей. Компании общепита концентрируют внимание на отдельных показателях конкурирующих фирм приводит к тому, что снижается способность вовремя принимать решения в условиях конкурентной борьбы. 
 
Рисунок 1. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по РФ, руб.
 
Год 2015 оказался одним из сложнейших периодов для российского рынка общественного питания. Снижение потребительской активности, вызванное падением доходов населения(Рис.1), было усугублено действием продовольственного эмбарго и обвалом национальной валюты. Все это привело к значительному росту фудкоста компаний. Над решением этой проблемы в течение всего 2015 года билось большинство российских рестораторов. Снижение трафика и повышение затрат создали крайне тяжелые условия, справиться с которыми удалось не каждому. По итогам года ключевой индикатор рынка, а именно оборот общественного питания(Рис.2), впервые с 2009 года показал отрицательный прирост на уровне 5,5%. Таким образом, 2015 год оказался кризисным для российского ресторанного рынка.
 
Рисунок 2. Обороты российского рынка общественного питания, млрд. руб.
 
Рисунок 3. Структура рынка общественного питания в России
 
Более пострадавшим сегментом российского рынка общественного питания, стали рестораны среднего ценового диапазона. Столь сильное падение этого сегмента причина, продовольственное эмбарго. Переход на продукты 
отечественного производства, комплексное изменение меню, рост издержек предприятий, повышение цен на блюда. Обвал российского рубля стал центральной проблемой, которая привела к росту цен на импортные продукты. Крайне высокая инфляция на товары и услуги в условиях падения доходов населения также усложнила задачу рестораторов. Многие россияне стали отказывать себе в посещении ресторанов среднего ценового сегмента, предпочитая им менее дорогие заведения общепита.
Во всех сегментах рынок общественного питания ведет себя по-разному. Особенно большие темпы роста количества посетителей отмечают среди демократичных предприятий – заведений класса «фаст-фуд», пиццерий, кафетерий. В связи с перетоком(переориентированием)клиентов на более экономически выгодный вариант общественного питания. Они пользуются популярностью более чем у половины населения за доступность и быстрое обслуживание. Сегмент фаст-фуда демонстрирует довольно высокую динамику роста, за последние годы количество компаний, работающих в рамках данного формата, увеличилось на 20 %. Предприятия быстрого питания расширяют свою деятельность, охватывая сразу несколько направлений и форматов. Они открывают отдельные стационарные заведения, наращивают свое присутствие на фуд-кортах и в торговых центрах, размещают мобильные киоски питания на открытом воздухе. Также активизировался формат столовых. Все чаще рестораторы открывают небольшие заведения с линией раздачи и вполне прогнозируемым набором блюд. В сфере общественного питания, наблюдается тенденция к творческому подходу названия и обстановке заведения, альтернативные формы бросающие вызов существующему порядку в организации общепита.
К примеру имею в виду такие заведения как: «Антикафе, Open Kitchen, чайные, веган-кафе, раковарни». Таким образом можно сделать вывод: рынок общепита развивается в ногу со временем и человеческими потребностями. Ведь в современном мире стало очень распространенно веган-питание, пропагандируется здоровый образ жизни чему соответствуют такие заведения, как антикафе, чайные, тайм- кафе, где отсутствует алкоголь. Да безусловно влияние экономического кризиса не проходит стороной отрасль общепита. Рестораторы не стоят на месте, оценивая ситуацию и потребность потребителей меняют концепцию своих заведений, проводят полный ребрейдинг, двигаются в направлении современных тенденций.
Специалисты в области маркетинга и экономики имеют точку зрения, что рынок общественного питания недостаточно насыщен. Ресурсы и возможности отрасли не исчерпали себя даже на 50%. Не которые возможности рынка используются не в полную мощь, совершенно точно можно прогнозировать высокую активность и рост в будущем.
Процветание отрасли общественного питания и рынка потребительских услуг, можно отнести к общественно значимым, развитый сектор услуг залог здоровой экономической системы в целом. Пища является основой для населения, без первой ступени пирамиды Абрахама Маслоу не может быть дальнейшего развития у человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, трудоспособность и стремление развиваться. Питание человека – это не только его личное, но и общественное дело. Развитие общественного питания тесно связанно с социально-экономическим развитием региона и экономики государства. 
 
Список литературы:
1. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gsk.ru/ (дата обращения 30.06.2017).
2. Российский рынок общественного питания. – Режим доступа: httр://marketing.rbc.ru/ (дата обращения 30.06.2017).
3. Обзор российского рынка общественного питания. Режим доступа: httр://marketcenter.ru/ (дата обращения 30.06.2017).
4. Ефимов С.Л., Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. Изд. 4. – М.: Росконсульт, 2014.
5. Скобкин С.С – Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия. – Магистр, 2009.
6. http://www.horeka.ru.
7. http://www.ruseconomy.ru.