Функциональная направленность деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве
Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Функциональная направленность деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве
FUNCTIONAL ORIENTATION OF THE PROSECUTOR'S ACTIVITY IN CRIMINAL PROCEEDINGS
Elena Nedospelova
Master's degree South Ural state University (NRU), Russia, Chelyabinsk
Svetlana Darovskikh
Doctor of law, Professor South Ural state University (NRU), Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В настоящее время, как среди авторов юридической литературы, ученых, так и среди правоприменителей, одним из наиболее актуальных вопросов, вызывающих острых обсуждения, выступает вопрос о функциях прокурора в уголовном судопроизводстве. Именно от правильного ответа на данный вопрос зависит не только процессуальный статус прокурора, но и недопущение ошибок при осуществлении прокурорского надзора за деятельностью органов следствия, дознания, ОРД, участии в рассмотрении уголовных дел и т.д. Более того правильное понимание о функциях прокурора в уголовном судопроизводстве, помогает выявить определенные проблемы, существующие не только в теории, но и на практике.
Abstract. Currently, both among authors of legal literature, scientists, and law enforcement officials, one of the most pressing issues that cause acute discussion is the question of the functions of the Prosecutor in criminal proceedings. From the correct answer to this question depends not only procedural status of a Prosecutor but avoidance of errors in the implementation of prosecutorial supervision over activity of bodies of investigation, inquiry, OSA, participation in consideration of criminal cases, etc. Moreover, a correct understanding of the functions of the Prosecutor in criminal proceedings helps to identify certain problems that exist not only in theory, but also in practice.
Ключевые слова: прокурор, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, уголовно-процессуальные функции, стадии уголовного процесса.
Keywords: Prosecutor, criminal process, criminal proceedings, criminal procedure functions, stages of criminal process.
Прокурор, как участник уголовного процесса, является одной из наиболее влиятельных фигур, что связано, в первую очередь, с многообразием функций, возлагаемых на него. Прокурор является постоянно действующей фигурой, вступающей в уголовный процесс на стадии возбуждения уголовного дела, и продолжающей свою процессуальную деятельность вплоть до пересмотра вступившего в законную силу приговора суда. При этом функции, выполняемые прокурором, зависят от стадии уголовного дела.
В юридической литературе функциональная направленность деятельности прокурора делится на два вида: деятельность прокурора на досудебной стадии по уголовному делу и деятельность прокурора при рассмотрении уголовного дела в судебных стадиях уголовного процесса.
Функции прокурора в уголовном процессе представляют собой одну из наиболее обсуждаемых тем современного российского права. Прежде чем провести анализ функций, выполняемых прокурором, полагаем необходимым выяснить, что понимается в доктрине уголовно-процессуального права под термином «уголовно-процессуальные функции». Так термин «функция» по своему смысловому значению обозначает «обязанность, круг деятельности» [9, c. 498], «роль» [7, c.556], «стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами» [8, c. 397].
В науке уголовно-процессуального права авторы юридической литературы толкуют уголовно-процессуальную функцию по-разному.
К примеру, С.А. Альперт полагает, что «Процессуальные функции – это основные направления процессуальной деятельности, осуществляемые самостоятельными субъектами, которым закон для достижения соответствующих целей предоставляет широкие права и полномочия на активное участие в уголовном судопроизводстве» [1, c.15].
Н.А. Юркевич рассматривает уголовно-процессуальную функцию в качестве «направления уголовно-процессуальной деятельности, вытекающей из задач уголовного судопроизводства в целом» [11, c. 14].
По-нашему мнению, вышеприведенные точки зрения носят общий характер, в данных определениях отсутствует конкретика. Более точным определением уголовно-процессуальной функции является определение, даваемое Т.Г.Морщаковой, которая указывает: «Основные процессуальные задачи участников уголовного судопроизводства представлены через систему уголовно-процессуальных функций, к которым относятся функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела» [5, c.15]. Анализ юридической литературы показал, что большинство авторов говорят о том, что уголовно-процессуальная функция представляет собой особое направление деятельности субъекта уголовного судопроизводства.
Исходя из вышеприведенных точек зрения авторов юридической литературы, мы полагаем, что под уголовно-процессуальными функциями прокурора необходимо понимать направления уголовно-процессуальной деятельности прокурора, назначение которых состоит в осуществлении задач и достижении целей уголовного судопроизводства.
В УПК РФ законодатель прямо закрепляет лишь две функции прокурора - уголовное преследование и осуществление надзора за деятельностью органов предварительного расследования, однако, исходя из правоприменительной практики, а также анализа Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», можно сказать о том, что функциональная направленность деятельности прокурора гораздо шире, нежели это закреплено в УПК РФ.
Одной из функций прокурора, прямо не указанных в российском законодательстве, но имеющей место быть на практике, является функция борьбы с преступностью. О наличии данной функции прокурора можно говорить, исходя из содержания ч.2 ст. 21 УПК РФ: «В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления» [11]. Несмотря на то, что функция борьбы с преступностью не закреплена в законодательстве, данная функция пронизывает все направления деятельности органов прокуратуры. В целях реализации функции борьбы с преступностью оперативный состав прокуратуры должен быть в курсе состояния преступности, причинах и условиях, способствующих росту/уменьшению преступности, особенностях преступников, мерах профилактики преступлений и т.д. В статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» указывается, что органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [10]. Данная координация реализуется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью «путем разработки и реализации правоохранительными органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению» [3, c. 46]. Нельзя не согласиться и с мнением Л.Л. Куракина, который указывает: «Органы прокуратуры, несмотря на отсутствие законодательного закрепления их предупредительной функции, являются специализированным государственным субъектом предупреждения преступлений, активно действующим на обширном антикриминогенном пространстве. Предупреждение преступлений, не будучи специально выделенной функцией, внутренне присуще всем направлениям их правоохранительной деятельности по обеспечению законности: надзору за соблюдением Конституции РФ и реализации законов; уголовному преследованию, осуществляемому, как на досудебной, так и а судебных стадиях; участию в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел; участию в правотворчестве; международному сотрудничеству в правовой сфере; правовоспитательной работе» [4, c. 9].
В целях осуществления уголовно-процессуальной функции прокурора – борьба с преступностью, органы прокуратуры осуществляют единый статистический учет преступлений, отслеживают динамику преступности, раскрываемость преступлений, результаты работы органов предварительного следствия и дознания.
По мнению автора данной статьи, борьба с преступностью, должна быть в обязательном порядке включена в перечень функций, реализуемых прокурором, наряду с надзором и уголовным преследованием, и отражена в УПК РФ.
Следующей уголовно-процессуальной функцией прокурора, заслуживающей внимания, является правозащитная функция. Прокурор защищает права, свободы и законные интересы субъектов уголовно-процессуальных отношений. Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан рассматривать и разрешать жалобы, заявления и иные обращения граждан, которые включают в себя сведения о нарушении закона. Правозащитная функция прокурора играет значимую роль в механизме обеспечения правовой защиты личности в государстве, реализация которого происходит посредством специальных правовых институтов. Отметим, что правозащитная функция, как самостоятельное направление деятельности прокурора выделялось не сразу. Формально данная функция приобрела статус «рабочей» с момента вступления в силу новой на тот момент редакции Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [10], а именно с 17 ноября 1995 года. Именно тогда в текст названного закона была введена глава, посвященная надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установлен предмет данного надзора, указан круг полномочий прокурора, перечень средств и способов прокурорского реагирования.
Рассматривая правозащитную функцию прокурора, стоит сказать о том, что Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [10] неоднократно претерпевал изменения в части расширения предмета прокурорского надзора. К примеру, в 2010 году законодатель установил прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан субъектами осуществления общественного контроля, за обеспечением прав человека в местах лишения свободы. В 2014 году к полномочиям Прокуратуры РФ отнесено осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека Следственным комитетом РФ. Исходя из вышеизложенного, можно сказать о том, что правозащитная функция прокурора постепенно расширяется.
Еще одной уголовно-процессуальной функцией прокурора выступает функция координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений. Содержание данной функции заключается в «привлечении прокуроров правоохранительных органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, к совместным согласованным действиям в уголовном процессе» [6, с. 56]. Реализация данной функции обеспечивает объединение усилий по противодействию криминалу, «недопущению в этой сфере элементов ведомственной разобщенности и разногласий, что имеет особое значение в условиях роста организованной и профессиональной преступности, усиления монолитности преступного мира» [2, с. 67]. Нельзя не сказать о том, что значение данной функции признается не только практиками, но и учеными-правоведами.
Наделение данной функцией именно прокуроров обусловлено, в первую очередь, положением прокуратуры в системе органов государственной власти, наличием объективной информации о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, качестве расследования, причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений и т.д.
Осуществлением прокурором такой функции, как надзор за деятельностью органов предварительного следствия, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, помогает принимать осознанные комплексные меры, направленные на устранение недостатков в работе указанных органов.
Все, вышеуказанные автором настоящей статьи уголовно-процессуальные функции прокурора, объединяются в единую систему и реализуются на различных этапах уголовного процесса. Безусловно, данные функции, наряду с функциями уголовного преследования и осуществления надзора за деятельностью органов предварительного расследования, заслуживают внимания.