Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии досудебного производства по уголовным делам: вопросы разграничения
Конференция: CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Прокурорский надзор и ведомственный контроль на стадии досудебного производства по уголовным делам: вопросы разграничения
PROSECUTOR'S SUPERVISION AND DEPARTMENTAL CONTROL AT THE STAGE OF PRE-TRIAL PROCEEDINGS IN CRIMINAL CASES: ISSUES OF DIFFERENTIATION
Elena Nedospelova
Master's degree, South Ural state University (NRU), Russia, Chelyabinsk
Svetlana Darovskikh
Doctor of law, Professor, South Ural state University (NRU), Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Институт ведомственного контроля и институт прокурорского надзора тесно переплетаются в ходе расследования любого уголовного дела. В то же время данные правовые институты включаются в комплекс средств, направленных на обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан РФ. Однако, необходимо понимать не только то, что институт ведомственного контроля и институт прокурорского надзора работают в комплексе, но и то, что эти два института во многом отличаются друг от друга.
Abstract. The Institute of departmental control and the Institute of Prosecutor's supervision are closely intertwined during the investigation of any criminal case. At the same time, these legal institutions are included in a set of tools aimed at ensuring and observing the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation. However, it is necessary to understand not only that the Institute of departmental control and the Institute of Prosecutor's supervision work together, but also that these two institutions differ in many ways from each other.
Ключевые слова: прокурорский надзор, органы предварительного расследования, ведомственный контроль, гарантии, гражданин.
Keywords: Prosecutor's supervision, preliminary investigation bodies, departmental control, guarantees, citizen.
В процессе осуществления уголовно-процессуальной деятельности органами предварительного расследования нередко встречаются ситуации, связанные с ограничениями и нарушениями прав и свобод граждан РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Таким образом государство представляет гражданам РФ комплекс определенных гарантий, направленных на принятие законных и объективных решений органами предварительного расследования. При этом составляющими данного комплекса гарантий являются прокурорский надзор и ведомственный контроль.
Отметим, что институт ведомственного контроля в уголовном процессуальном праве появился недавно, в связи с чем авторы юридической литературы до сих не пришли к единому мнению о том, что же представляет собой ведомственный контроль. К примеру, А.В. Агутин и А.Г. Филиппов полагают, что ведомственный контроль проявляется «в деятельности специально уполномоченных государственных органов, должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по соблюдению и проверке процесса функционирования объекта с целью устранения, отклонения от заданных параметров» [1, c. 161]. В то же время С.А. Табаков дает более точное определение ведомственного контроля (именно относительно темы данной статьи): «Под ведомственным процессуальным контролем понимают регламентированную уголовно-процессуальным законом деятельность руководителя следственного органа (начальника отдела дознания, начальника подразделения дознания), в содержание которой могут входить проверка законности и обоснованности процессуальных решений, руководство предварительным расследованием, принятие мер по организации предварительного следствия (дознания), а также применение полномочий, направленных на устранение выявленных нарушений закона» [3. c. 15]. Таким образом осуществление ведомственного контроля происходит руководителем следственного органа, начальником отдела дознания, начальником подразделения дознания.
В юридической литературе выделяют 2 вида ведомственного контроля: организационный и процессуальный. Ведомственный организационный контроль направлен на координацию отношений, возникших из административно-правовых предписаний в рамках уголовного преследования. В то время как ведомственный процессуальный контроль направлен на обеспечение исполнения предписаний уголовно-процессуального законодательства.
После внесения в 2007 году изменений в УПК РФ и в Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», рамки ведомственного контроля руководителя следственного органа в значительном степени расширились. Так в настоящее время руководитель следственного органа осуществляет контроль за соблюдением административно-правовых предписаний в рамках уголовного преследования, обеспечивает соблюдение и исполнение норм УПК РФ.
Под прокурорским надзором в доктрине уголовно-процессуального права понимается специфическая деятельность федеральных государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и направленная на проверку соблюдения Конституции РФ и исполнения законодательства, действующего на территории Российской Федерации.
По мнению авторов настоящей статьи, ведомственный контроль и прокурорский надзор необходимо рассматривать как отдельные направления деятельности разных субъектов, которые в конечном итоге являются составляющими системы гарантий обеспечения законности и соблюдения прав и свобод граждан РФ. В связи с этим на практике реализация ведомственного контроля и прокурорского надзора должна происходить в соответствии с целью обеспечения вышеуказанных конституционных гарантий. В чем же состоит отличие ведомственного контроля от прокурорского надзора?
Во-первых, анализ вышеприведенных точек зрения авторов юридической литературы относительно определений исследуемых институтов показал, что одно из наиболее видимых различий состоит именно в субъекте. Так ведомственный контроль реализуется руководителем следственного органа, органа дознания, подразделения дознания, в то время как прокурорский надзор осуществляется прокурором.
Во-вторых, отличие ведомственного контроля от прокурорского надзора состоит в объекте. Объектом ведомственного контроля выступают действия следователя, дознавателя, законность данных действий. Объектом прокурорского надзора является лишь законность действий указанных лиц.
В-третьих, осуществление прокурорского надзора происходит в рамках уже принятого органами предварительного следствия решения, таким образом, прокурорский надзор носит предупреждающий характер.
Реализация прокурорского надзора и ведомственного контроля на досудебной стадии уголовного процесса осуществляется непрерывно, что также является гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина.
Именно благодаря институтам ведомственного контроля и прокурорского надзора предупреждается большое количество нарушений со стороны органов предварительного расследования, что приводит к справедливому судебному разбирательству и разрешению уголовного дела.