Статья:

Правовые основы экологического предпринимательства России

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Золотарёва А.А. Правовые основы экологического предпринимательства России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 17.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовые основы экологического предпринимательства России

Золотарёва Александра Андреевна
студент, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Зиновьева Татьяна Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

В современных условиях значительного влияния экологического фактора на экономические процессы в стране необходимо развитие экологически ориентированного предпринимательства.

Деятельность предпринимательства в области экологии можно отнести к эколого-инновационной деятельности, так как оно направлено на достижение устойчивого развития и связано с путями выхода на паритет экономических, социальных и экологических ценностей общества.

Одним из приоритетных направлений деятельности со­временного бизнеса является участие в решении проблемы сохранения природной среды. Вторая половина ХХ века ознаменовалась для стран Запада миром и процветанием, и не принесла блага населению других регионов планеты, оказалась периодом, в течение которого впервые в истории экологические проблемы стали такими же важными и угрожающими, как политические и экономи­ческие. Ряд приро­доохранных проблем, если их не решить, создаст суще­ственную угрозу процессу устойчивого развития не только отдельно взятых стран, но мира в целом. Поэтому долг предпринима­тельства принять непосредственное участие в их решении.

Реализация природоохранной политики привела к раз­витию в странах Западной Европы новой отрасли производ­ства – экоиндустрии, которая «... предусматривает разработ­ку и маркетинг оборудования для контроля и предупрежде­ния загрязнения, а также экологические исследования, эко­мониторинг и услуги по природоохранному консалтингу».

Предпринимательство – это инициативная деятельность, которая направлена как на получение прибыли, так и на удовлетворение общественных потребностей населения в качественной продукции.

Оценка потенциала предприниматель­ства, которое является экологически ориентированным производится по четырем факторам:

1.  потенциал экоинноваций;

2.  инвестиционный потенциал – инвестиционные проекты экологиче­ской направленности и учет экологического фактора в остальных инвестици­онных проектах;

3.  производственный потенциал – экологическая составляющая произ­водственного потенциала;

4.  кадровый потенциал – профессионализм в области устойчивого раз­вития и экологического менеджмента и готовность к освоению экоинноваций.

5.  Поскольку сейчас государство владеет весьма ограни­ченными ресурсами по решению экологических проблем, инициатива должна исходить от частного сектора, предпри­нимательства.

Стратегически важными направлениями деятельности бизнеса в природоохранной сфере (экобизнеса), по моему мнению, являются: во-первых, производство экологически безопасных средств альтернативной энергетики (солнечных батарей, ветряных мельниц и др.); во-вторых, применение экологически безопасных методов производства, реализа­ция мер по преодолению загрязнения окружающей природ­ной среды в результате производства; в-третьих, реализация практики ресурсосбережения; в-четвертых, инициирование и проведе­ние природоохранных мероприятий, например, осуществле­ние мониторинга уровня загрязнения окружающей среды; в-пятых, организация сотрудничества с общественностью, предусматривающего, в частности, патронирование част­ными компаниями городского водоснабжения, систем отоп­ления, сбора и утилизации отходов, зеленых насаждений; в-шестых, организация благотворительной деятельности с целью преодоления назревших проблем в сфере экологии; в-седьмых, экологизация отношений предприятия с потре­бителями продукции, предполагающая, с одной стороны, стимулирование предложения на экологические товары и услуги, с другой, формирование у потребителей, так ска­зать, хорошего «вкуса» – экономических потребностей и интересов, ориентированных на высокие экостандарты.

Успешное развитие экобизнеса возможно, прежде все­го, за счет реформы тарифов и формирования благоприят­ного законодательного поля. «... Нужно создать финансовую основу, которая могла бы обеспечить средне- и долгосроч­ное финансирование проектов развития инфраструктуры и модернизации промышленности. После осуществления этих реформ коммерческие банки смогут расширить свои возможности по кредитованию экологических программ и учету потребностей экологии в своей основной деятельно­сти. Этим усилиям может способствовать иностранная по­мощь в виде технической помощи, предоставление кредит­ных линий для долгосрочных кредитов и развития конкрет­ных объектов».

Нормы, которые регулируют отношения в сфере экологического предпринимательства, образуют межотраслевой институт, включающий в себя нормы гражданского, экологического и других отраслей права, которые регламентируют внешнюю сторону сложных экономических процессов и явлений.

На сегодняшний день, в России необходимо принять Федеральный закон «Об экологическом предпринимательстве», в котором необходимо отразить общие принципы осуществления этого вида предпринимательской деятельности, сформулировать его понятие, определить основные критерии отнесения того или иного вида предпринимательской деятельности к категории экологической, выявить основные принципы взаимоотношений государства и предпринимателей, которые осуществляют эту деятельность, в том числе механизм создания стимулов для предпринимателей (льготное налогообложение, кредитование, субсидирование и т.д.).

Действующее экологическое законодательство на данный момент не содержит правового механизма учета экологического фактора при проведении приватизации государственных или муниципальных предприятий. Однако актуальность данной проблемы сохраняется, что наиболее очевидно в контексте вопросов гражданско-правовой ответственности за «прошлый» экологический ущерб.

Решением данной проблемы могло бы стать введение процедуры обязательного экологического аудита при приватизации государственных и муниципальных объектов.

Итак, с целью успешного развития экологического предпринимательства необходимо «разумно сочетать эко­номические инструменты (финансовый рынок, кредитова­ние и т.д.), добровольную деятельность деловых людей и командные, контролирующие функции законодательства». Кроме того, констатация единства развития эко­номики и экологии, осознание необходимости немедленного решения вопроса сохранения природной среды, который приобретает с развитием совре­менной цивилизации общепланетарный масштаб, развитие экологического сознания на уровне индивида и общества, расширение частного сектора в экономике и делегирование ему правительствами четких прав и полномочий в сфере природоохранной политики – это те важные факторы, кото­рые создают дополнительную благоприятную почву для формирования и развития экологического бизнеса.

Экопредпринимательство выступает формой социально ориентированного бизнеса, поскольку: во-первых, благо­приятствует решению проблем природной среды; во-вторых, создает новые рабочие места; в-третьих, выполняет функцию налогоплательщика и наконец, выступа­ет фактором-гарантом устойчивого развития как отдельных регионов, так и мира в целом.

 

Список литературы:
1. Бобкова А.Г. Тенденции развития законодательства об экологическом предпринимательстве // Бизнес и право в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 5–8.
2. Сагайдак Ю.А. Экологическое предпринимательство как социально-экономический феномен // В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. 2014. С. 48–52.
3. Соколова С.В., Соколов Б.И. Экологический экстремизм и предпринимательство в глобальной экономике // Проблемы современной экономики. 2013. № 2. С. 303–306.
4. Яковлева Е.А., Федорова Т.М. Государственное экологическое предпринимательство // Редколлегия: Е.А. Яковлева, Т.М. Федорова. Воронеж, 2012.