Статья:

Развитие корпоративной социальной политики в России

Конференция: CXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пронина Н.А. Развитие корпоративной социальной политики в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(116). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(116).pdf (дата обращения: 11.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие корпоративной социальной политики в России

Пронина Наталья Александровна
магистрант, ФГАОУВО Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

DEVELOPMENT OF CORPORATE SOCIAL POLICY IN RUSSIA

 

Natalia Pronina

Master student, Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие корпоративной социальной политики в России. Сравнение примеров того, как осуществляются программы КСО крупными российскими компаниями. Подчеркивается роль корпоративной социальной политики для эффективного взаимодействия бизнеса, общества и государства.

Abstract. This article examines the development of corporate social policy in Russia. Comparison of examples of how CSR programs are implemented by large Russian companies. The role of corporate social policy for effective interaction between business, society and the state are emphasized.

 

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, социальные инвестиции, ксо, социальная ответственность

Keywords: corporate social responsibility, social investment, social partnership, sustainable development, charitable activity, csr

 

Корпоративная социальная ответственность — это саморегулируемая бизнес-модель, которая помогает компаниям быть социально ответственными перед собой, своими заинтересованными сторонами и общественностью. Практикуя её, современный бизнес осознает, какое влияние оказывает на все аспекты жизни общества, включая экономические, социальные и экологические.

Участие в КСО означает, что в ходе обычной деятельности компания работает таким образом, чтобы внести весомый вклад в улучшение общества, окружающей среды и т. д. Корпоративная социальная ответственность позволяет крупным и малым предприятиям осуществлять различные позитивные изменения. Когда компании предпочитают делать то, что важно, не только для их прибыли, но и для общества с социальной точки зрения, потребители узнают об этом и осознанно используют продукт или услугу социально ответственной компании, тем самым поддерживая ее политику в данной сфере. Вместе с этим важно понимать, что в разных странах мира подход к КСО может отличаться в зависимости от особенностей ведения бизнеса, законодательства, развития экономики и т. п.

Корпоративная социальная ответственность проявляется во многих формах. Даже самая маленькая компания влияет на социальные изменения, занимаясь благотворительностью, улучшая условия трудовой деятельности, активизируя волонтерство, сокращая воздействие на экологию и т. д. Это касается любого бизнеса в любой стране мира, в том числе и в России.

Для людей современного общества социально ответственные компании еще более важны. Они полагают, что компании должны инвестировать в улучшение общества и искать решения, которые помогут в этих улучшениях. Компании должны поделиться тем, как они пытаются оказать положительное влияние на мир, чтобы общественность могла видеть социальные инициативы, которые они делают. Демонстрация усилий очень важна для людей, потому что эти усилия повлияют на выбор, сделанный ими в качестве потребителей.

При этом, у современного поколения также отчетливо наблюдается желание оказать помощь и принимать участие в различных социальных программах. Многие из людей хотели бы принять участие или уже принимают участие в волонтерской работе или пожертвованиях на благотворительные усилия. По мере того, как все больше и больше компаний начинают осознавать влияние, которое их социально и экологически сознательные усилия оказывают на восприятие потребителя, появляется все больше шансов, что они начнут осуществлять свои собственные инициативы.

Россия относительно недавно перешла от плановой экономики к рыночной. Начало нового тысячелетия, связанное с ростом экономической и политической стабильности, увеличением производства и выходом российских компаний на международные рынки способствовало дальнейшему распространению и развитию социальной ответственности бизнеса в России [1].

С данным этапом связывают начало институционализации корпоративной филантропии, выделение корпоративных и частных фондов, привлечение некоммерческих организаций к реализации социальных программ и активные дискуссии по данной проблематике.

Существующее законодательство не может обеспечить принудительного воздействия на компании с целью развития их социально-ответственной политики. Не существует штрафов, мер воздействия, законов, это полностью добровольная сторона деятельности компании [2].

Ключевые движущие силы КСО в нашей стране — это различные крупные транснациональные компании (ТНК), которые функционируют в стране и отечественные фирмы, которые осуществляют свою деятельность в том числе и за рубежом. В связи с этим, они развиваются согласно западным трендам и понимают особенную важность социальной поддержки общества. Благополучатели должны чувствовать, что они нужны обществу, их таланты и умения востребованы.

Также стоит отметить, что, как и в отечественной экономике в целом, роль государства очень высока, однако, при этом, в отличие от, допустим, американской практики, никаких льгот федерального характера для компаний, проводящих эффективную, планомерную и разностороннюю политику КСО нет.

Программы поддержки социально ответственного предпринимательства существуют в некоторых регионах России, однако они не имеют системного характера. Большинство социальных программ российских компаний ориентировано на стимулирование и поддержание работников компании, а также развитие местного сообщества.

Развивающаяся в нашей стране модель КСО получает собственные, достаточно уникальные черты и особенности, которые отличают ее от известных американской и европейской моделей. Как правило, связано это с тем, что в нашей стране, несмотря на переход к рыночной экономике, осталось чрезвычайно сильной роль государства во всех сферах деятельности. Находит это отражение и на сфере КСО. Эту специфичную черту можно назвать одним из ключевых отличий от западных КСО.

Вполне логичным видится рассмотреть особенности социальных программ российского бизнеса. Причем, в качестве примера можно брать фактически любую крупную российскую корпорацию, т. к. практически во всех с каждым годом все больше внимания уделяется именно социальной сфере, к примеру ПАО «Лукойл». На рисунке ниже представлена проводимая данной организацией социальная политика. 

 

Рисунок 1. Социальная политика ПАО «ЛУКОЙЛ» [3]

 

Как видно из представленного рисунка, в компании много внимания уделяется социальной поддержке своих работников. В первую очередь это касается медицинской поддержки, которая охватывает практически все аспекты деятельности сотрудников. Также уделяется внимание пенсионному обеспечению по примеру крупных западных корпораций. В целом проводимая социальная политика должна улучшать состояние сотрудников (моральное, физическое, экономическое) и тем самым повышать эффективность их деятельности.

Если говорить про российский бизнес в целом, то КСО интенсивно развивается. Причем глобально все движется от адресной благотворительности к системной. Все это развивается в канве положений Глобального Договора бизнеса в сфере КСО и устойчивого развития. С течением времени, бизнес во всех странах мира должен своей деятельностью способствовать решению различных проблем общества, начиная от улучшения защиты окружающей среды, заканчивая ликвидацией нищеты и бесправия.

2018 год стал так называемым «Годом добровольца». В связи с этим, бизнес активно стал внедрять и развивать волонтерство. Появились полноценные корпоративные волонтерские программы у таких крупных игроков на отечественном рынке, как НЛМК, РУСАЛ, РЖД, ОМК, Росатом и др. Правительство со своей стороны выделило из федерального бюджета 7,4 млрд рублей для того, чтобы активизировать развитие добровольчества вплоть до 2024 года во всех областях и сферах.

Важным трендом является более тесное сотрудничество компаний в социальной сфере с местными и региональными властями. В результате укрепляется связь «бизнес-власть-местные сообщества», решаются различные важные вопросы местного значения, деятельность волонтерских движений становится более акцентированной и предметной.

Интересной новинкой является внедрение в социальную деятельность цифровых технологий. К примеру, компания Мегафон за собственные средства в рамках проводимой социальной политики старается сформировать единую и бесплатную цифровую среду, которая бы помогала обществу. Сюда можно отнести программу подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни «Мой мобильный наставник», поддержку мобильного приложения «Определитель купюр для незрячих» и т. д.

Все это говорит о том, что современный российский бизнес начинает все активнее действовать в общемировом тренде увеличения социальной ответственности. Теперь социальные программы распространяются не только на своих сотрудников в рамках обязательных практик, вроде страхования или медицинской помощи, согласно законодательству, но и на российское общество в целом. За счет бизнеса проводится десятки разнообразных волонтерских, благотворительных акций, которые объединяют разные слои населения. Вместе с этим, российским компаниям еще есть куда расти в данном направлении, т. к. за рубежом на КСО выделяются куда большие средства и ресурсы.

 

Список литературы:
1. Демяхина Е.В. Формирование и развитие российской модели корпоративной социальной ответственности // Вестник ТИУиЭ. 2017. №2 (26).
2. Лукойл. Социальная ответственность [Электронный ресурс] – URL: http://www.lukoil.ru/Responsibility (дата обращения: 24.11.2020)
3. Фаллер А.В., Чернавина Д. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор формирования конкурентных преимуществ организации // Символ науки. 2018. №5.