Статья:

Особенности экономико-организационной составляющей деятельности органов местного самоуправления в сфере водоснабжения (на примере города Новосибирск)

Конференция: CXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Костина Н.Р., Павлюченко В.К. Особенности экономико-организационной составляющей деятельности органов местного самоуправления в сфере водоснабжения (на примере города Новосибирск) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(121). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(121).pdf (дата обращения: 27.10.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности экономико-организационной составляющей деятельности органов местного самоуправления в сфере водоснабжения (на примере города Новосибирск)

Костина Надежда Романовна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СИУ РАНХиГС), РФ, г. Новосибирск
Павлюченко Владислав Константинович
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СИУ РАНХиГС), РФ, г. Новосибирск
Матюнин Владимир Михайлович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (СИУ РАНХиГС), РФ, г. Новосибирск

 

Сущность проблемы муниципального регулирования отрасли водоснабжения заключается в обеспечении рентабельности обозначенной сферы, а также удовлетворении потребностей социального характера. Выработка грамотной политики местного самоуправления в отрасли водоснабжения и рациональное использование водных ресурсов при практической деятельности – ключевые составляющие, которым необходимо уделить должное внимание.

Процесс водоснабжения населения достаточно трудоёмкий и затратный как во временном, так и в экономическом плане. Поэтому основной задачей органов местного самоуправления является выработка оптимальной и эффективной политики в данной сфере, обеспечение её бесперебойной работы, всесторонний контроль над практической реализацией регламентированных нормативными актами аспектов.

Если переходить к правовому регулированию деятельности органов местного самоуправления по водоснабжению и водоотведению, стоит первоначально обратиться к 131-ФЗ.  Одним из вопросов местного значения городского поселения является организация в границах поселения водоотведения и водоснабжения населения [1]. Исходя из этого, среди полномочий мэрии города Новосибирска, перечисленных в Уставе, указана «организация в границах города Новосибирска электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения города Новосибирска топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации» [2].

Посредством Постановлений, мэрия внедряет целевые программы развития города. Одна из которых – муниципальная программа «Жилищно-коммунальное хозяйство города Новосибирска». В рамках данной программы мэрия утверждает план мероприятий, необходимых для повышения качества оказываемых муниципальных услуг.

Мэрия не занимается напрямую реализацией данных положений, но регламентирует и финансирует работу, контролирует и принимает решения о наделении организаций соответствующими полномочиями. В Постановлении Мэрии города Новосибирска «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения и водоотведения в городе Новосибирске» данными полномочиями наделяется муниципальное унитарное предприятие г. Новосибирска «Горводоканал» [3].

«Горводоканал» в Новосибирске является муниципальным унитарным предприятием, которое монопольно обеспечивает холодное водоснабжение и водоотведение на территории города. Непосредственным руководством деятельностью предприятия занимается мэрия города Новосибирска, осуществляет заказы на проведение определённых мероприятий и заслушивает отчёты о практических результатах работы.

Как уже отмечалось, мэрия осуществляет бюджетирование деятельности по водоснабжению городского округа. Финансирование всех видов работ может осуществляться через две типичные ситуации:

  1. Первая ситуация заключается в инициативе «снизу». Начальник одного из цехов (в каждом районе города по каждому виду деятельности) пишет служебную записку, то есть подаёт запрос в головной офис предприятия «Горводоканал» на выделение средств в целях проведения определенных работ. Далее данная информация поступает в мэрию города, которая, в свою очередь, выделяет необходимые денежные средства.
  2. Вторая ситуация заключается в следующем: мэрия отдаёт указания на организацию проведения соответствующих потребностям города работ, а после составления соответствующей сметы в отделе капитального строительства «Горводоканала» выделяются средства на их реализацию.

Мэрия также определяет заработные платы сотрудников предприятия, выделяет деньги на замену оборудования, обновление техники, проведение ремонтных работ, усовершенствование насосно-фильтровальных станций, замену магистральных труб и так далее.

При этом стоит отметить, что обеспечение деятельности данного МУПа не является лишь расходной частью в бюджете Новосибирска. Благодаря тарифным ставкам на пользование водой и процессом водоотведения, потребители обеспечивают и доходную часть.

Контроль над деятельностью гарантирующей организации мэрия Новосибирска осуществляет посредством заслушивания отчётов директора МУП.

В сфере водоснабжения города Новосибирска присутствуют проблемы институционального характера. Во-первых, на местном уровне отсутствует чёткое нормативно-правовое регулирование отрасли водоснабжения. Как заявляют в управлении МУП «Горводоканал», их деятельность регламентирована лишь Постановлением мэрии о выборе гарантирующей организации. Таким образом, можно говорить о том, что, например, в процедурах разработки, согласования и утверждения тарифов на водопользование «Горводоканал» не принимает никакого участия, хотя данный процесс мог бы гарантировать компенсацию его затрат по оказанию муниципальных услуг, данный факт несет за собой определенные экономические риски.

Также можно говорить о том, что среди управляющих компаний отсутствует конкуренция на оказание услуг по водоснабжению жилищного фонда, что указывает на фактическое существование монополии в отрасли. На наш взгляд, данное обстоятельство приводит к застою и отсутствию стремления совершенствовать свою деятельность со стороны компаний. Таким образом, многие услуги оказываются пренебрежительно при критическом или аварийном состоянии необходимых сетей и оборудования.

Еще один ряд проблем – управленческие и кадровые. В «Горводоканале» весь прикладной процесс водоснабжения регламентирован, существует четкое разделение и делегирование полномочий  между цехами. Однако компетенция управленческих кадров не всегда соответствует должному уровню, необходимому для рыночных условий, в связи с тем, что предприятие является муниципальным и монопольно оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению. Отсутствуют стандарты и программы переподготовки управленческих кадров, а также мотивация со стороны персонала к налаживанию процесса более эффективного использования ресурсов и сокращению затрат на оказание услуг. Подобная ситуации также несет за собой серьезные экономические риски как в настоящем времени, так и в перспективе. Мэрия Новосибирска должна в рамках целевых программ делать акцент и на подготовку высококвалифицированных кадров, разработку плана мероприятий по повышению квалификации рабочих.

Подводя итог, можно говорить о том, что органам местного самоуправления необходимо больше внимания уделять развитию сферы водоснабжения. Как уже неоднократно отмечалось, отрасль является основополагающей при обеспечении жизнедеятельности жителей города, поэтому мэрии следует пересмотреть нормативные стандарты, касающиеся водопользования, обеспечить квалифицированными управленческими кадрами сферу водоснабжения, а также увеличить финансирование, чтобы была возможность проводить необходимое обновление технических объектов, тем самым понижая степень экономических рисков.

 

Список литературы:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ : принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г. : одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г. : [в ред. от 29 дек. 2020 г.] //Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – №40. – Ст. 3822 
2. Устав городского округа города Новосибирск от 27 июня 2007 г. № 616 : принят решением Совета депутатов г. Новосибирска от 25.09.2013 № 636 // Официальный сайт города Новосибирск. – 2020 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.novo-sibirsk.ru/articles/novosibirsk/ustav (дата обращения: 19.03.2021)
3. Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения и водоотведения в городе Новосибирске [Электронный ресурс] : Постановление Мэрии г. Новосибирска  от 15.10.2014 N 9004: [в ред. от 15 дек. 2015 г.] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/5494339 (дата обращения 19.03.2021)