Влияние невербальных средств коммуникации на освещение социально-политических событий
Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Влияние невербальных средств коммуникации на освещение социально-политических событий
THE INFLUENCE OF NONVERBAL MEANS OF COMMUNICATION ON THE COVERAGE OF SOCIO-POLITICAL EVENTS
Malik Anmar Ibrahim Malik
Master’s degree student, Volgograd State University – VolSU, Russia, Volgograd
Evgeniya Smirnova
Scientific director, Volgograd State University - VolSU, Russia, Volgograd
Аннотация. В статье рассматривается соотношение вербальных и невербальных средств общения в публичном коммуникативном акте. Анализируются невербальные средства коммуникации применительно к российскому и арабскому политическому миру. Особое внимание уделяется жестовому поведению политических лидеров.
Abstract. The article considers the correlation of verbal and nonverbal means of communication in a public communicative act. The article analyzes nonverbal means of communication in relation to the Russian and Arab political world. Special attention is paid to political leaders the gestural behavior.
Ключевые слова: публичные выступления; публичная речь; политический дискурс; невербальная коммуникация; язык тела; арабский политический мир.
Keywords: public speeches; public speech; political discourse; non-verbal communication; body language; Arab political world.
Традиционно лингвистика рассматривает невербальные средства общения (мимика, пантомимика, жесты, так называемая кинесика) как вспомогательные элементы общения, дополняющие фонетические, вербальные, средства. Российские исследователи-лингвисты в разные годы рассматривали кинесику различно: в качестве вторичного элемента коммуникативной и номинативной функций языка [7, 1984]; в качестве сопровождающего речь средства или же в качестве субститута отрезков речи [3, 1981]; в качестве первичного относительно момента высказывания, а потому значимого невербального компонента коммуникации [4, 1991, 2001].
Однако риторика современного мира моделирует определенные тенденции, согласно которым современные общественно-политические деятели выстраивают свои публичные выступления. Тенденция на интерактивность характерна для СМИ так же, как и для других сфер общества. Она влияет как на освещение событий, так и на публичную речь, которая теперь воспринимается как полноценный двусторонний акт коммуникации. Это определяет повышенное внимание к адресату высказывания: учитываются не только факторы восприятия и понимания услышанного аудиторией, но и такие экстралингвистические факторы, как жесты и мимика, поза и в целом язык тела оратора, визуальное сопровождение публичной речи, в том числе обстановка. Таким образом, эффективность речевого воздействия складывается как из вербальных средств, так и из невербальных средств коммуникации. Неслучайно исследователи отмечают необходимость рассмотрения невербальных средств во взаимодействии с вербальными, так как синтез просодики и кинесики реализует риторический логос, пафос и этос [6, с. 8].
Применительно к СМИ невербальные средства коммуникации «становятся мощным средством характеристики личности политика, общественного деятеля, чиновника» [1, с. 127]
Далее обратимся к невербальной стороне публичных выступлений политических и общественных деятелей и рассмотрим их во взаимосвязи с освещением событий СМИ. Особое внимание уделим жестикуляции политических деятелей.
26 мая 2020 года президент РФ Владимир Путин во время видеосовещания, посвященного опасности стихийных бедствий, бросил на стол обычную ручку. Этот, казалось бы, незначительный жест мгновенно стал объектом пристального внимания СМИ. Обращает внимание, что после проведения совещания по борьбе с ЧС в России в СМИ появилось множество публикаций не только по обсуждаемой теме, но и посвященных конкретному жесту главы РФ. Журналисты задавались вопросами «был ли этот жест случайным?», «что обозначал данный жест, каково было настроение лидера России?», «что повлечет за собой брошенная на стол ручка?». Отрывок видеосовещания мгновенно распространился в сети Интернет, по видеохостингам и социальным сетям. Брошенная на стол ручка стала отдельным инфоповодом для многих новостных изданий, выпустивших статьи с предположениями о том, что какие изменения на политической арене РФ последуют за этим жестом.
Этот нехарактерный для президента РФ жест стоит рассмотреть в непосредственной связи с вербальным сообщением. Обратимся к хронике видеосовещания: «По словам президента, ситуации с ЧС выходят на первый план для сотен и иногда тысяч граждан. “Естественно, дело, когда человек лишается своего жилища либо его жизнь находится в опасности”, – говорит Путин, после чего бросает ручку на стол» [8]. В данном случае нет оснований говорить о том, что брошенная ручка становится характеристикой личности политика. Скорее, поведение В.В. Путина непосредственно связано с его оценкой ситуации в стране, оно выражает эмоциональную оценку событий. Своим поступком лидер РФ продемонстрировал как недовольство работой чиновников и различных ведомств, так и жесткую позицию по урегулированию данной проблемы.
Жестикуляция как невербальное средство демонстрации эмоционального фона используется и в арабском политическом мире. Так, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман аль-Сауд, прибыв 27.06.2017 на церемонию присяги после молитв Таравих во дворце аль-Сафа в Мекке, пожал руки старшим принцам и членам особой Комиссии верности [2]. В это время на лице Мухаммада ибн Салмана была доброжелательная улыбка и глаза его, по выражению присутствующих, «светились радостью». В данном случае мимика принца выражала понятную всем радость в связи с новым положением: спокойное мимическое поведение подтверждает и то, что Мухаммад ибн Салман заранее знал о новом назначении, поэтому отнесся к нему со спокойствием. Однако жест рукопожатие в целом не свойствен арабскому политическому миру и для Саудовской Аравии, также он не воспринимается как жест-приветствие у арабов. Рассматриваемое рукопожатие было расценено журналистами как надежда на плодотворную работу и указание на ценность сотрудничества и единомыслия в вопросах политики Саудовской Аравии.
Немного позже на это же мероприятие прибыл принц Мухаммад ибн Найеф аль-Сауд. При появлении старшего по положению и возрасту принца Мухаммад ибн Салман выпрямился и также пожал ему руку, а затем склонился и поцеловал руку старшего, тем самым поклявшись в верности. В данном случае поведение и жесты молодого принца Мухаммада ибн Салмана выстраиваются по традиционным мусульманским канонам. Небольшой поклон и поцелуй руки призваны продемонстрировать аудитории ряд положительных эмоций: признательность, смиренность, благодарность, уважение и верность. Рассматриваемый поступок отражает и связь современного политического курса Саудовской Аравии с многолетними традициями мусульманского общества. Однако стоит отметить, что на фоне каноничного поведения выделяется рукопожатие, которым Мухаммад ибн Салман встретил Мухаммада ибн Найефа. Как было отмечено ранее, данный жест не столь популярен в арабском мире, скорее, рукопожатие было ориентировано на западного зрителя, для которого рукопожатие является символом установления доверия, договоренности, достижения взаимного соглашения.
Рукопожатие двух принцев не осталось без внимания журналистов и новостных изданий арабского мира. Так, репортер и эксперт Хеба Вахдан расценил этот жест как «явное свидетельство сильного уважения к личности ибн Найефа, почтения и того, что молодой принц уважает тех, кто старше его, несмотря на свой высочайший статус наследного принца» [2] (Перевод наш. – А. Малик).
Итак, невербальное поведение и невербальные средства общения представляют собой не меньшую важность для СМИ по сравнению с вербальными средствами коммуникации. Кинесика оказывает влияние на освещение общественно-политических новостей, а иногда ее элементы становятся самостоятельным инфоповодом. Рассматривая жестовое поведение политиков и общественных деятелей, можно сделать о том, что жесты становятся средством создания положительного или, наоборот, негативного имиджа, способом демонстрации отношения к человеку или ситуации в целом, средством выражения определенной позиции. Сравнивая жестовое поведение российских и арабских политиков, стоит отметить, что арабам свойственно большее следование канонам и традициям. В арабском политическом мире недопустимо открытое выражение негативной позиции или отношения к тому или иному событию. Появление и выступление арабского политика на публике включает в себя демонстрацию уважительного уважения к коллегам, народу, религии.
Публичные выступления российских политиков менее клишированы: наряду с демонстрацией уважения к обществу и исконным традициям политик может открыто демонстрировать свое эмоциональное отношение к проблеме или действиям определенного круга людей. Подобное расхождение в выстраивании взаимодействия с аудиторией кроется в различных культурных стереотипах и канонах поведения.