Статья:

Стратегический маркетинг в развитии бизнеса: цели, задачи, функции и элементы

Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кихтенко А.Е., Панина Я.А. Стратегический маркетинг в развитии бизнеса: цели, задачи, функции и элементы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(128). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(128).pdf (дата обращения: 25.01.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегический маркетинг в развитии бизнеса: цели, задачи, функции и элементы

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Богданова Ардема Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Стратегический маркетинг - планирование, разработка и реализация стратегических направлений развития организации с использованием средств и методов маркетинга. [4, с. 179].

Сам термин «стратегический маркетинг» появился относительно не давно, в начале 1990-х гг. В общее употребление его ввел Жан-Жак Ламбен в своем труде «Стратегический маркетинг. Европейская перспектива». Он считает, что стратегический маркетинг анализирует потребности клиентов и удовлетворяет их, посредством разработки необходимых продуктов. Также маркетинговые стратегии показывают на сколько эффективны меры, предпринятые операционным маркетингом. [3, с. 281] Так, необходимо рассмотреть разницу и взаимосвязь двух видов маркетинга более широко.

Стратегический маркетинг ориентирован на аналитическую среду и поиск новых возможностей для бизнеса, операционный же, напротив, ориентируется на действия и уже существующие возможности. Первый имеет динамично развивающуюся среду и упреждающее поведение, второй развивается в стабильной среде и показывает реактивное поведение. Основным отличием между ними является то, что стратегический маркетинг ориентирован на долгосрочный менеджмент, а операционный на повседневный.

Выделяются основные элементы стратегического маркетинга, к которым относятся:

  • анализ потребностей и определение базового рынка;
  • анализ привлекательности и конкурентоспособности;
  • сегментацию рынка;
  • макро- и микросегменцию;
  • выбор стратегии развития бизнеса.

Среди основных элементов операционного маркетинга ученый отметил:

  • выбор целевого сегмента рынка;
  • план маркетинга;
  • комплексное маркетинговое давление: товар, сбыт, цену, коммуникации, бюджет, реализацию и контроль плана.

Исходя из вышеперечисленного можно заметить, что стратегический и операционный маркетинг неразрывно связаны друг с другом, хотя и имеют свой круг функционирования. Но необходимо выделить, что стратегический маркетинг значительно шире, чем операционный.

Основная цель стратегического маркетинга в бизнесе – это разработка плана мероприятий, направленных на достижение необходимых показателей по реализации продуктов в заранее определенные сроки за счет увеличения рентабельности, а также привлечения новых инвесторов и своевременного реагирования на изменения рынка.

Также стратегический маркетинг выполняет определенные функции, к которым относятся [1, с. 137]:

  • анализ внешней среды;
  • выбор рыночных сегментов;
  • представление продукта в контексте решения «болей» потребителя;
  • анализ и проработка действий конкурентов.

Существуют принципы стратегического маркетинга, которых довольно много. Но их особенность заключается в том, что помимо единого принципа, они могут комбинироваться друг с другом. Стоит рассмотреть основные из них:

  • учет размера и структуры рынка во время принятия решений по управлению и развитию (поддерживать рентабельность, вовремя расширять и сокращать штат сотрудников, темпы роста рынка должны соответствовать темпам роста фирмы и т.д.);
  • учет факторов, поддерживающих спрос на продукцию (ориентированность на товары, пользующиеся наибольшим спросом, постоянное обновление ассортимента, поддержание качества предоставляемых услуг и др.);
  • постоянное взаимодействие с потребителем (активная политика ведения клиентов после покупки, адаптация к уровню спроса);
  • своевременное реагирование на изменения внутри рынка (мониторинг изменений, разработка плана в соответствии с текущими изменениями на краткосрочную и долгосрочную перспективу);
  • выбор способа реагирования на изменения рынка (изменение ассортимента, повышение или снижение цен, повышение либо сокращение производимых товаров);
  • изменение характеристик продукции с учетом требований и тенденций (разработка новых продуктов, улучшение качества новых и т.д.);
  • создание и поддержание отличительных особенностей выпускаемой продукции (уникальность, реклама).

Являясь частью общей стратегии предприятия, маркетинговая стратегия направлена на достижение определенных целей:

  • увеличение доли рынка фирмы на рынке;
  • увеличение объема продаж;
  • увеличение прибыли предприятия;
  • завоевание лидирующих позиций по продажам.

Цели маркетинговой стратегии обязательно должны согласовываться с основным направлением развития бизнеса. Для того чтобы достичь этих целей, необходимо чтобы в маркетинговой стратегии были прописаны такие элементы как [2, с. 54]:

  • целевая аудитория предприятия/продукта (те, кто готов приобрести продукт, при том разделяя их на сегменты, для того чтобы лучше прописать нужды каждого из члена аудитории);
  • маркетинговый комплекс (для товара необходимо описать: сам продукт, его распределение, цена и продвижение; если это услуга, то необходимо описать: продукт, распределение, цена, продвижение, физическое окружение, процесс, персонал);
  • маркетинговый бюджет (после детализации маркетинговой стратегии, необходимо рассчитать общий бюджет, при том включая дополнительный резерв).

После того как определен каждый из перечисленных элементов, можно приступить к реализации целей через ряд задач, главной из которых является регулярный мониторинг деятельности компании для повышения показателей рентабельности.

Таким образом, стратегический маркетинг – это часть общего рыночного механизма, который направлен на решение множества задач, к которым относятся:

  • упорядочение работы рынка сбыта и обеспечение его максимальной прозрачности;
  • регулирование рынка сбыта с целью предусмотрения и предотвращения возможных стихийных событий;
  • упорядочение конкуренции;
  • координирование торговых операций;
  • разработка и внедрение нововведений, способствующих улучшению производства и распределения товаров и услуг;
  • максимизация от рекламных акций;
  • формирование рынка сбыта и повышение привлекательности для новых потребителей.

При этом необходимо помнить, что направление деятельности бизнеса и предопределяет его индивидуальные задачи, выполнением которых занимается стратегический маркетинг.

Так, инструментами стратегического маркетинга являются

  • рекламные кампании;
  • методы стимуляции сбыта продукции;
  • инструменты массовой пропаганды;
  • индивидуальные торговые мероприятия.

Таким образом, стратегический маркетинг для бизнеса является особо важным, так как напрямую влияет на качество продукта, его улучшения и рекламу. В совокупности все это способствует успеху бизнеса на рынке.

 

Список литературы:
1. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию/Пер. с англ. М. Павлова. Москва: Олимп-Бизнес, 2017. - 416 с.
2. Котлер Филипп Основы маркетинга. Краткий курс. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. — М., 2007. - 656 с.
3. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
4. Чевычелов В.А. Словарь-справочник экономических и юридических терминов, 2015. – 387 с.