Гендерные вопросы и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX - в начале XX века
Конференция: CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Гендерные вопросы и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX - в начале XX века
Актуальность темы. Статья посвящена изучению гендерных вопросов и их художественному воплощению в английской модерной литературе конца XIX – начала ХХ века. Автор рассматривает историко-литературный аспект изучения проблемы, характеризует проблему гендера в литературе рубежа XIX-XX вв.. В работе выделены особенности феминного текста английской модерной литературы рубежа XIX-XX вв.
Целью данной работы является выделение особенностей гендерных вопросов и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX- в начале XX ст.
В работе были использованы следующие методы: историко-биографический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный.
Гендер – это социально детерминированное отношение между биологическим полом и социальным поведением человека, что в свою очередь трактуется гендерной теорией [4, c. 26‑27]. Традиционно началом гендерных исследований принято считать 60-е гг. ХХ в. В 1958 г. психоаналитик Роберт Столлер, работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США), ввел в научный оборот термин «гендер» [5, с. 41]. Развитию и расширению гендерных исследований (gender studies) способствовали движения феминизма, объединяемые под названием «второй волны» в зарубежных странах в 1960-х годах. В 80‑е гг. XX века происходит включение новых понятий в понимание гендера по отношению к мужчинам и женщинам, а именно: «маскулинность» и «фемининность». Фемининность и маскулинность – это «линзы» согласно мнению С. Бем, характеризующие гендерное направление и сущность личности. Эти термины показывают, что важно учитывать культурную обусловленность пола, которая по-разному проявляется в разных культурных и языковых кодах сообществ [1, с. 8]. О. Воронина выделяет три базисные теории, характеризующие гендер с различных позиций:
1) теория социального конструирования гендера;
2) стратификационная категория, где гендер – это социо‑философская категория, которая дает возможность анализировать общество в целом и его отдельные элементы;
3) культурная метафора [2, с. 12-13].
В европейской и американской науке стало общим местом, что гендерный анализ текста связывается с понятием «женское письмо» / «женский стиль» (наиболее декларативно западные теории гендерного литературоведения изложены в работе М. Рюткёнен). Однако сегодня в Западной Европе происходит настоящий расцвет исследований маскулинности, о чем свидетельствуют не только конференции, но и монографии исследователей. Для нового подхода присущи поиски специфики маскулинности и анализ различных моделей маскулинности в национальных литературах в контексте культурно-исторических сдвигов и преобразований.
Период модернизма ознаменовала обращение в литературе к психологизму и психологическим экспериментам с человеком. В своих произведениях писатели постепенно преподносят крайне раздражающие темы, долгое время табуированные обществом. Субъективность нравственно-эстетических ценностей отчетливо отмечает переход от литературы позитивистской к собственно модернистской. Важное влияние на развитие творческого сознания писателей эпохи модернизма произвели достижения философии, психологии, психоанализа и психиатрии. Новые идеи начали активно проникать в литературу. С конца XIX в. полнее разворачивается литературный женский дискурс, который является отражением личностных и социальных характеристик личности автора. Исследование женского художественного дискурса, основным назначением которого является эмоционально-экспрессивное выражение и эстетическое воздействие, требует учета текстовых параметров и прагматической установки автора, раскрывает связь между текстом и миром автора [3, c. 25]. Отсюда, в художественном женском тексте английской литературы появляется фиктивное изображение действительности, в котором выражается мнение женщины, ее мироощущение, опыт, знания и ее отношение к миру. Так в английской литературе Викторианской эпохи зарождается феминный художественный дискурс, пропущенный сквозь призму «авторского восприятия» [4, c. 16]. Утверждение новых философских систем, а также морально-этических ценностей способствовало новому взгляду на женщину. В научный оборот был внедрен метод анализа женской литературы, по которым выделяют новый тип независимого женского дискурса, в котором женщина создает специфические текстуальные значения, которые базируются на собственном опыте и переживаниях и отличаются от мужского канона репрезентации и письма.
Выводы. Таким образом, несмотря на доминирующую маскулинность в модерной литературной традиции, патриархальные ценности и феномен андроцентризму, в конце XIX и в начале ХХ века появляются ростки женского литературного дискурса, основой и фундаментом которого является пробуждения женского сознания, как в общественной, так и в личной жизни. Художественный женский текст творит особую художественную реальность, с ее эмоционально-экспрессивным выражением, краеугольным фактором которого является его прагматическая сущность. Следовательно, можно утверждать, что новый образ женщины в литературе стал ответом на вызовы времени.