Статья:

Гендерные вопросы и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX - в начале XX века

Конференция: CXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Мацевич К.Г. Гендерные вопросы и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX - в начале XX века // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(132). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(132).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные вопросы и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX - в начале XX века

Мацевич Карина Геннадьевна
студент, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Велилаева Л.Р.
научный руководитель, ГБОУВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Актуальность темы. Статья посвящена изучению гендерных вопросов и их художественному воплощению в английской модерной литературе конца XIX – начала ХХ века. Автор рассматривает историко-литературный аспект изучения проблемы, характеризует проблему гендера в литературе рубежа XIX-XX вв.. В работе выделены особенности феминного текста английской модерной литературы рубежа XIX-XX вв.

Целью данной работы является выделение особенностей гендерных вопросов и их художественные воплощения в английской модерной литературе в конце XIX- в начале XX ст.

В работе были использованы следующие методы: историко-биографический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный.

Гендер – это социально детерминированное отношение между биологическим полом и социальным поведением человека, что в свою очередь трактуется гендерной теорией [4, c. 26‑27]. Традиционно началом гендерных исследований принято считать 60-е гг. ХХ в. В 1958 г. психоаналитик Роберт Столлер, работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США), ввел в научный оборот термин «гендер» [5, с. 41]. Развитию и расширению гендерных исследований (gender studies) способствовали движения феминизма, объединяемые под названием «второй волны» в зарубежных странах в 1960-х годах. В 80‑е гг. XX века происходит включение новых понятий в понимание гендера по отношению к мужчинам и женщинам, а именно: «маскулинность» и «фемининность». Фемининность и маскулинность – это «линзы» согласно мнению С. Бем, характеризующие гендерное направление и сущность личности. Эти термины показывают, что важно учитывать культурную обусловленность пола, которая по-разному проявляется в разных культурных и языковых кодах сообществ [1, с. 8]. О. Воронина выделяет три базисные теории, характеризующие гендер с различных позиций:

1) теория социального конструирования гендера;

2) стратификационная категория, где гендер – это социо‑философская категория, которая дает возможность анализировать общество в целом и его отдельные элементы;

3) культурная метафора [2, с. 12-13].

В европейской и американской науке стало общим местом, что гендерный анализ текста связывается с понятием «женское письмо» / «женский стиль» (наиболее декларативно западные теории гендерного литературоведения изложены в работе М. Рюткёнен). Однако сегодня в Западной Европе происходит настоящий расцвет исследований маскулинности, о чем свидетельствуют не только конференции, но и монографии исследователей. Для нового подхода присущи поиски специфики маскулинности и анализ различных моделей маскулинности в национальных литературах в контексте культурно-исторических сдвигов и преобразований.

Период модернизма ознаменовала обращение в литературе к психологизму и психологическим экспериментам с человеком. В своих произведениях писатели постепенно преподносят крайне раздражающие темы, долгое время табуированные обществом. Субъективность нравственно-эстетических ценностей отчетливо отмечает переход от литературы позитивистской к собственно модернистской. Важное влияние на развитие творческого сознания писателей эпохи модернизма произвели достижения философии, психологии, психоанализа и психиатрии. Новые идеи начали активно проникать в литературу. С конца XIX в. полнее разворачивается литературный женский дискурс, который является отражением личностных и социальных характеристик личности автора. Исследование женского художественного дискурса, основным назначением которого является эмоционально-экспрессивное выражение и эстетическое воздействие, требует учета текстовых параметров и прагматической установки автора, раскрывает связь между текстом и миром автора [3, c. 25]. Отсюда, в художественном женском тексте английской литературы  появляется фиктивное изображение действительности, в котором выражается мнение женщины, ее мироощущение, опыт, знания и ее отношение к миру. Так в английской литературе Викторианской эпохи зарождается феминный художественный дискурс, пропущенный сквозь призму «авторского восприятия» [4, c. 16]. Утверждение новых философских систем, а также морально-этических ценностей способствовало новому взгляду на женщину. В научный оборот был внедрен метод анализа женской литературы, по которым выделяют новый тип независимого женского дискурса, в котором женщина создает специфические текстуальные значения, которые базируются на собственном опыте и переживаниях и отличаются от мужского канона репрезентации и письма.

Выводы. Таким образом, несмотря на доминирующую маскулинность в модерной литературной традиции, патриархальные ценности и феномен андроцентризму, в конце XIX и в начале ХХ века появляются ростки женского литературного дискурса, основой и фундаментом которого является пробуждения женского сознания, как в общественной, так и в личной жизни. Художественный женский текст творит особую художественную реальность, с ее эмоционально-экспрессивным выражением, краеугольным фактором которого является его прагматическая сущность. Следовательно, можно утверждать, что новый образ женщины в литературе стал ответом на вызовы времени.

 

Список литературы:
1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бем. – Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 336 с.
2. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе [Текст] / О. А. Воронина // Общественные науки и современность. – 2000. – № 4. – С. 12-13.
3. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения [Текст] / Д. В. Воронцов. – Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2008. – 208 с.
4. Основы теории гендера: учеб. пособие. / Ред. В. П. Агеева [и др.]. − М.: «КИС», 2004. − 536 с.
5. Пушкарева Н. Л. История женщин и тендерний подход к анализу прошлого в контексте проблем социальной истории // Социальная история. Ежегодник, 1997. − М., 1998. – С. 41-46