Статья:

Неблагополучные районы как места креативности в постсоциалистических городах (на примере Варшавы)

Конференция: CXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Науки о Земле

Выходные данные
Авдеев К.Д. Неблагополучные районы как места креативности в постсоциалистических городах (на примере Варшавы) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(134). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(134).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Неблагополучные районы как места креативности в постсоциалистических городах (на примере Варшавы)

Авдеев Кирилл Данилович
студент 2 курса бакалавриата, географический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Люберцы
Дохов Руслан Ахмедович

 

Аннотация. В статье рассмотрены механизмы образования креативных районов, их связь с городской идентичностью, разобраны подходы к пониманию маргинальности территории в целом, а также выявлены сценарии взаимодействия этих двух категорий, характерные для постсоциалистических городов.

Abstract. The article examines the mechanisms of formation of creative districts, their connection with urban identity, analyzes approaches to understanding the marginality of the territory as a whole, and also identifies scenarios of interaction between these two categories that are characteristic of post-socialist cities.

 

Ключевые слова: постсоциализм, симулякризация, креативные индустрии, Прага, Варшава, гетто, геттоизация.

Keywords: post-socialism, simulacrization, creative industries, Warsaw, ghetto, ghettoization.

 

В последние два десятилетия активно изучается феномен креативной экономики или экономики знаний, как наиболее быстро развивающего сектора экономики. Эксперт Всемирного банка Чарльз Лэндри акцентировал внимание, что развитие современных городов зависит от уровня развития городской среды, на первое место выходят человеческие способности и мотивации, вытесняя на второй план инфраструктуру, природные ресурсы и прочие традиционные элементы развития.

Важность развития и специфики творческих индустрий и креативного классах как драйверов территориального развития актуализировалась во время пандемии COVID-19, когда жители пригородов, в том их неблагополучной части, оказались замкнуты в пределах своих районов. Под пригородами мы пониманием спальные районы, в том числе находящиеся в пределах городской черты.

Но несмотря на актуальность темы в современных урбанистических исследованиях, работы по ней посвящены в преобладающей доле «западным» городам. Постсоциалистические города относительно мало исследованы, несмотря на то, что имеют ряд специфических черт. В качестве объекта изучения нами были выбраны периферийные районы постсоциалистических городов, концентрирующие в себе проявления креативности и при этом находящиеся в неблагополучном социально-экономическом положении.

В статье рассмотрен процесс формирования культурно-креативных и маргинальных районов, специфика и общие черты их развития в контексте постсоциалистического развития стран; выявлены некоторые сценарии гармоничного формирования культурно-креативных кварталов на периферии крупных постсоциалистических городов, созданию на их месте локальных драйверов развития.

Постмодерн характеризируется симулякризацией, то есть растущей воспринимаемостью окружающего мира, в целом, и пространства, в частности, как набора симулякров, не имеющих оснований в реальности и совмещающих в себе наслоения различных культур. Симулякризация культуры позволяет признать нематериальную ценность места, увеличить его притягательность. Образованные симулякры обретает денежную стоимость и фактически становится товарами, покупаемыми и продаваемыми на рынке, следовательно, непосредственно влияют на развитие территории.

Культурно-креативные индустрии позволяют оживить экономику территории за счёт производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а также местный рынок труда за счёт создания дополнительных рабочих мест и возможности для саморазвития. Креативные индустрии продвигают культуру отдельных территорий и повышают туристической привлекательности, развитие, редеволпмент, брендинг и ребрендинг, что существенно важно для неблагополучных частей городских районов. В постсоциалистических странах специфика заключается в том, что эти территории образовались в ходе недавней дифференциации в окраинных районах городских центров, на полупериферии.

Неблагополучность маргинальных районов, называемыми часто «гетто», становится концептом, также постепенно симулякризированным обществом. Маргинальность неблагополучных районов не представляет собой настолько существенную проблему какой она представляла в прошлом веке и сейчас зачастую становится перформативом, подкреплённым стереотипами о каком-либо конкретном районе. Негативная коннотация часто отпугивает крупных инвесторов, что способствует развитию подпольного и «клубного» бизнеса, что, например, хорошо видно на примере рассмотренного района Варшавы — Праги. В свою очередь, социальная сегрегированность от центра городской жизни ведёт к тому, что падает качество социальной инфраструктуры района и понижается доля занятых на территории самого района, во многих случаях не уделяется должное внимание сохранению архитектурного фонда и культурно-исторического наследия, что представляет иногда физическую опасность, например, обрушения фасадов, для местных жителей.

Ведущими факторами преобразования таких районов являются внутренние, обеспечиваемые особенностями развития постсоциалистических городов. В качестве значительного преимущества выделяется развитое социальное разнообразие в городских пригородах и периферии крупных городов вследствие краха социалистического централизованного уклада общества. Кроме того, это разнообразие только усилилось после смены политических режимов, отчего некоторые исследователи называют этот феномен «постсоциалистическим парадоксом» [6].

Для анализа городских районов использовались материалы аналитики электорального ландшафта Варшавы от Мариуша Ковальского и Томаша Зарицкого, специалистов по электоральной географии Польши [9, 3]. Согласно их выводам, проблемными зачастую являются районы, где превалирует правоориентиованный электорат — Воля, Грохув, Охота, Северная Прага.

Электоральная внутригородская география довольно хорошо отражает культурные отличия внутригородских районов. Электоральное поведение четко коррелирует с появлением кластеров характерных социальных групп. Электоральные расколы становятся важным элементом социальной дифференциации населения, а также важным и одновременно синтетическим показателем экономического положения лиц, населяющих отдельные районы города.

В целом подобная дифференциация согласуется с постсоциалистическим «тройным переходом» по С. Цвенковой [8]. Резкое ослабление государственного контроля над рынком жилья привело к внутренней дифференциации и закономерному вытеснению маргинальных групп населения на окраины города. Как следствие в Варшаве произошла коммерциализация и регенерация центра города, правобережная часть как Старого, так и Нового города превратилось в устойчивые пригороды левобережного центра.

Относительная центральность правобережья наблюдается лишь в Южной Праге, она сильно дифференцирована по политическим предпочтениям и является своего рода субцентром политической активности заречной части Варшавы, то есть район Прага в некотором смысле представляет из себя в том числе узел субурбанизации, расположенный буквально в старой городской черте. Поэтому далее для рассмотрения был выбран именно район Праги, как наиболее интересный результат городских постсоциалистических трансформаций в Варшаве.

Дополнительно, исследовав местные СМИ, городские влоги местных блогеров, отзывы местных жителей и туристов о разных районах Варшавы, был выявлен район, который имеют негативную коннотацию как самого неблагополучного — уже ранее сказанный заречный район Прага [7, 4, 2].

Прага (польск. Praga) — исторический район, расположенный на правом, восточном берегу Вислы. Ранее представлял собой отдельный город (предместье). Ныне его территория разделена на дзельницы (городские административно-территориальные единицы второго порядка в Польше) Прага Северная и Прага Южная.

Причина депрессивности района заключается в неравномерном развитии Варшавы после Второй мировой войны. Правый берег город был практически нетронут бомбардировками, в то время как левобережье было уничтожено на 80 %.

Район Прага — яркий пример underground-культуры по заявлениям нескольких изданий по стрит-арту, о чём свидетельствуют, в том числе, муралы на основных улицах района — «Brzeska» и др. Гуляя по району, можно также насладиться работами известных мировых художников стрит-арта, среди которых: Эрнест Захаревич, Конор Харрингтон и Себастьян Веласко. Меломанов порадует музыкальный магазин «Płyty Gramofonowe» с большой коллекцией виниловых пластинок, кассет и дисков. Помимо прочего также разнообразны малые архитектурные формы, памятники, граффити, инсталляции. В этом же районе были сняты известные польские фильмы «Пианист» и «Корчак» [1].

Помимо культурных особенностей район выделяется и архитектурным наследием, так как эта часть города менее всего была затронута Второй мировой войны. Район, по утверждению местных блогеров, является тихим и немноголюдным, располагаясь относительно близко к центру города.

«Тишина» пражского ландшафта содержит в себе и негативные краски, так как инвестиционно это такое же тихое место. Многие здания требует реставрации или реновации, существенную проблему представляют собой обрушение фасадов зданий, которые являются «лицом» района. В целом, при этом помимо историко-архитектурного наследия, представленный в основном церквями да костёлами, имеется и другие потенциальные драйверы территориального развития, например, местный зоопарк. То есть среда довольно разнообразна, но имеет ярко выраженные черты депрессивности.

Вечером и ночью Прага преображается и становится «тусовочным» местом. Отличительная черта местных заведений — дешевизна. Объясняется это тем, что в районе дешёвая недвижимость и он располагается наиболее близко к центру.

Крайне важно, что rейс Праги не уникален для постсоциалистического пространства, аналогичные методы ревитализации можно использовать для трансформации неблагополучных районов крупных постсоциалистических городов. При этом необходимо учитывать уникальность отдельно взятого района и использовать эти уникальные черты для коммодификации городских мест, обеспечивая разнообразность городской среды города в целом.

Наличие такого разнообразия является необходимым условием для образования креативных индустрий, а размытость понятия маргинальности не даёт объективных фактов, указывающих на неблагополучность районов, населённых носителями разных культур и моральных ценностей. Создание устойчивой идентичности районов обеспечивает дальнейшее развитие креативного района. Она должна играть существенную роль в ревитализации маргинальных районов постсоциалистических городов [5].

Преобразование маргинальных городских кварталов постсоциалистических стран в культурно-креативные, создание на их месте локальных драйверов развития не просто возможно, а необходимо для гармоничного развития современной городской среды.

 

Список литературы:
1. Не/столица стрит-арта — гайд по муралам Варшавы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://34travel.me/post/strit-art-warszawa (дата обращения: 23.11.2020)
2. Прогулка по самому опасному и неухоженному району Варшавы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5f2b0063439af25b3a4a6263/progulka-po-samomu-opasnomu-i-neuhojennomu-raionu-varshavy-5f69099a94e9b0682f47ed05 (дата обращения: 23.02.2021)
3. Kowalski M. Geografia wyborcza Polski: Zróżnicowanie przestrzenne zachowań wyborczych Polaków w okresie 1989–1998. // Badania geopolityczne — №7. —Warszawa: IGiPZ PAN, 2000.
4. Meet My Hood - Praga-Północ, Warszawa. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=MR4FuFpb5n8 (дата обращения: 16.01.2021)
5. Mommaas H. Spaces of Culture and Economy: Mapping the Cultural-Creative Cluster Landscape // Creative Economies, Creative Cities. — 2009. — Р. 45–59.
6. Musterd S. Growing Socio-Spatial Segregation in European Capitals: Different Government, Less Mitigation. / ed. by Mamadouh V. and Van Wageningen A. // Urban Europe — Amsterdam University Press, Amsterdam, 2016. — P. 251–258. 
7. Praga jest jakaś inna. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=teRLL2n09uM (дата обращения: 02.01.2021)
8. Tsenkova S. Managing change: the comeback of post-socialist cities // Urban Research & Practice. — 2008. — № 3. — С. 1–18.
9. Węcławowicz G., Jarosz A., Śleszyński P. Wybory parlamentarne 1991 i 1993. // Atlas Warszawy. — Warszawa: IGiPZ PAN, 1998.