СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУЗОПОТОКА ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ
Конференция: CXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГРУЗОПОТОКА ПО СЕВЕРНОМУ МОРСКОМУ ПУТИ
Северный морской путь (СМП) – морская транспортная трасса Арктических морей (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и Берингова моря вдоль Северного Евразийского побережья. Кратчайший путь из Европы в Азию.
У него нет единого маршрута. В законодательстве Российской Федерации определяется как «Исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике», а судоходством — как «Навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова пролива». Трасса делится на две части: западную (от Мурманска до Дудинки) и восточную (от Дудинки до Чукотки)
Акватория Северного морского пути представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Акватория Северного морского пути
На деловом форуме «Порты Арктики» от 24 марта 2021 года Григорьевым Михаилом Николаевичем (Руководитель компании ГЕКОН, участник научного совета при Совете Безопасности РФ, входит в состав рабочей группы по вопросам развития СМП и государственной комиссии по вопросам развития Арктики) говорил о том, что арктическая морская транспортная система обеспечивает вывоз минерального сырья и транзитные перевозки, а также завоз грузов обеспечения строящихся и действующих производств.
Здесь не стоит забывать, что СМП обеспечивает только завоз и вывоз груза для поддержания деятельности предприятий, но и жизнедеятельность самой арктической зоны (обеспечение удаленных населенных пунктов) [10].
Поскольку территория АЗРФ слабо заселена и на ней мало промышленных предприятий. Проведем анализ рядов динамики объема грузоперевозок по СМП [1].
Таблица 1.
Анализ рядов динамики объема грузоперевозок по СМП
Год |
Общее кол-во груза |
Абсолютный прирост |
Коэффициент роста |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
||||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
||
2011 |
3,26 |
|
|
1,000 |
|
|
|
|
|
2012 |
3,88 |
0,62 |
0,62 |
1,190 |
1,190 |
119,0 |
119,0 |
19,0 |
19,0 |
2013 |
3,91 |
0,65 |
0,03 |
1,199 |
1,008 |
119,9 |
100,8 |
19,9 |
0,8 |
2014 |
3,98 |
0,72 |
0,07 |
1,221 |
1,018 |
122,1 |
101,8 |
22,1 |
1,8 |
2015 |
5,43 |
2,17 |
1,45 |
1,666 |
1,364 |
166,6 |
136,4 |
66,6 |
36,4 |
2016 |
7,48 |
4,22 |
2,05 |
2,294 |
1,378 |
229,4 |
137,8 |
129,4 |
37,8 |
2017 |
9,93 |
6,67 |
2,45 |
3,046 |
1,328 |
304,6 |
132,8 |
204,6 |
32,8 |
2018 |
20,18 |
16,92 |
10,25 |
6,190 |
2,032 |
619,0 |
203,2 |
519,0 |
103,2 |
2019 |
31,53 |
28,27 |
11,35 |
9,672 |
1,562 |
967,2 |
156,2 |
867,2 |
56,2 |
2020 |
32,97 |
29,71 |
1,44 |
10,113 |
1,046 |
1011,3 |
104,6 |
911,3 |
4,6 |
Объем грузооборота по СМП увеличился в 9,1 раза или 29,71 млн тонн в 2020 году по сравнению с 2011 годом. Наибольший прирост объема грузооборота по СМП произошел в 2018 году по сравнению с 2017 годом, и он равен 103,2% или 10,25 млн тонн.
Среднегодовой коэффициент роста равен 1,293, среднегодовой темп роста 129,3%, среднегодовой темп прироста – 29,3%. То есть можно сделать вывод, что объем грузооборота увеличился в среднем на 29,3% в год.
В 2019 году объем перевозок, отправленных по СМП в сопровождении ледоколов, достиг 31,53 млн тонн, в 2018 цифра увеличилась почти в два раза и составила 20,18 млн тонн. Чтобы дополнить этот рост РФ намеревается эксплуатировать 30 мощных линейных ледоколов к 2035 году, 10 из которых будут атомными.
В целом Правительство РФ для старта массовой эксплуатации природных ресурсов с арктических островов и шельфов, в частности природного газа, нефти и угля планирует построить как минимум 40 новых арктических судов, модернизировать 4 полярных региональных аэропорта, проложить северные железные дороги и построить морские порты [7]. В 2018 г. был принят федеральный закон, наделяющий Росатом полномочиями в сфере развития и функционирования СМП.
Согласно майскому указу президента РФ В. Путина, к 2024 г. грузопоток по СМП должен вырасти до 80 млн т/год. Стратегия развития Арктики до 2035 г. предусматривает дальнейший рост объема перевозок по СМП - до 120 млн т/год к 2030 г. и до 160 млн т/год к 2035 г [2].
Осенью 2020 г. высказывались опасения, что пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 может скорректировать сроки запуска проектов в российской Арктике, что снизит прогнозный показатель грузоперевозок к 2024 г. до 60 млн т/год. Однако Росатом придерживается целевого уровня в 80 млн т/год, а рост грузоперевозок даже на фоне пандемии поддерживает эту уверенность.
На деловом форуме «Порты Арктики» было озвучено следующее:
«В 2020 году вывоз и завоз только в порты Сабетта, Дудинка и Певек составили 31,1 млн. т. или 94% всего грузопотока в акватории Северного морского пути (без учета транзита – 98%)». Ниже представлено наличие морских судов в РФ [1].
Таблица 2.
Наличие морских судов в России
|
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Всего |
3574 |
2779 |
2760 |
2744 |
2718 |
27172726 |
|
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
нефтеналивные |
310 |
311 |
430 |
410 |
407 |
397 |
397 |
для генеральных грузов |
811 |
620 |
533 |
516 |
505 |
545 |
541 |
рыболовные |
1455 |
932 |
843 |
838 |
820 |
818 |
832 |
буксиры |
272 |
312 |
338 |
361 |
370 |
363 |
369 |
ледоколы |
26 |
34 |
31 |
33 |
33 |
32 |
32 |
Стоит отметить, что количество ледоколов, необходимых для осуществления грузоперевозок по Северному морскому пути за 2005-2019 года увеличилось лишь на 8 единиц или на 23%, в то время как грузооборот за тот же период вырос в 9,1 раза или 29,71 млн тонн.
Проанализировав данные по грузоперевозкам можно сделать вывод и том, что объем грузопотока по Северному морскому пути будет только увеличиваться. Стоит вспомнить, что в конце прошлого года в Правительство внесли доработанный план развития инфраструктуры Северного морского пути, по которому к 2030 году объем грузоперевозок должен достигнуть 120 млн тонн, а к 2035 году 160 млн тонн. Ближайшие планы заключаются в том, что к 2024 году грузопоток должен достигнуть 80 млн тонн [3].
Большая часть данного грузопотока будет объясняться вывозом минеральных ресурсов (уголь, сжиженный природный газ, нефть и газовый конденсат), завозом материалов и оборудования для поддержания деятельности добывающих предприятий, освоения месторождений, строительства инфраструктуры.