Разработка методики проведения бенчмаркинга на примере образовательного учреждения
Секция: Экономика
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Разработка методики проведения бенчмаркинга на примере образовательного учреждения
Методологии бенчмаркинга в системе высшего образования посвящено не так много литературы. Нельзя сказать, что «образовательный» бенчмаркинг кардинально отличается от промышленного, однако следует учитывать накопленный в этой узкой сфере опыт и некоторые нюансы. Всеми специалистами признается тот факт, что слепой перенос практики применения методов управления, присущих бизнесу, в среду высшего образования, скорее всего, вызовет отторжение и неприятие этих методов академическими кругами. Опыт российских вузов и экспертов, на практике реализующих некоторые инструменты и принципы качества и непрерывного улучшения, говорит не только в пользу их применения, но и рекомендует их использование в обязательном порядке, если целью руководства является не только процветание, а даже просто выживание вуза в современном мире [2, с. 56].
В настоящее время бенчмаркинг стал одним из самых популярных и эффективных методов управления и совершенствования деятельности организаций. Однако, для большинства российских руководителей неизвестно точное определение понятия «бенчмаркинг», и чаще всего данный метод понимается как обычное исследование конкурентов.
Такое отсутствие точного понимания термина «бенчмаркинг» вероятно связано с тем, что слово пришло из английского языка и не имеет однозначного перевода на русский язык. Различные иностранные словари определяют его как «стандарт, по которому можно провести оценку или измерение чего-либо». Но самое удачное определение, более глубоко передающее смысл данного метода, пришло из Японии: бенчмаркинг- усилие, беспокойство лучшего о том, чтобы стать еще лучше
Процесс бенчмаркинга обычно состоит из нескольких этапов (рисунок 1), начинающихся с планирования и заканчивающихся внедрением лучших практик в своей организации [1, с. 82].
Рисунок 1. Основные этапы проведения типового проекта бенчмаркинга
Для организаций высшей школы предлагается следующая последовательность этапов бенчмаркинга:
1. Спланировать работу - провести самооценку, определить, что изучать, и сформировать команду.
На этом этапе процесса бенчмаркинга важно правильно выбрать объект изучения. В качестве трех основных видов деятельности университета приняты: образовательная, научно-исследовательская, производственная.
Основным видам деятельности университета соответствуют основные бизнес-процессы. Вспомогательным видам деятельности, поддерживающим осуществление основных видов деятельности (основных бизнес-процессов), соответствуют поддерживающие бизнес-процессы, не имеющие прямого выхода на потребителя. Среди них: кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовое обеспечение, информационное обеспечение и т. д.
После того как выбран объект исследования (мы рассмотрим применение бенчмаркинга услуг в сфере образовательной деятельности на примере процесса содействие трудоустройству выпускников), назначают рабочую группу.
2. Изучить и задокументировать собственный процесс, критерии, проблемы.
Выбрав объект для сравнения-изучения, необходимо выработать критерии его оценки, определения успешности или неуспешности процесса, критерии «лучшей практики» [3, с. 79]. Для облегчения выработки параметров, индикаторов и ключевых факторов успеха по выбранному процессу можно попытаться ответить на следующие вопросы: Как мы узнаем о том, как мы работаем? Какие данные мы собираем для измерения качества? Кто собирает эти данные и кому они доступны? На какие результаты мы ориентируемся? Какие критерии мы используем для поиска и определения «лучших»? Какие внешние и внутренние факторы существенно влияют на наш процесс?
Теперь необходимо построить реальную картину процесса, так называемую модель, или карту, процесса, для чего описать последовательность шагов, основные параметры процесса (используемые ресурсы, входы, выходы, исполнителей и пр.) Здесь важно попытаться отразить и систематизировать ту информацию, которая помогла бы людям, не знакомым с данным процессом, в точности ее скопировать. В каком виде будет представлена полученная модель процесса, зависит от желаемой степени ее визуализации. В настоящее время существует достаточно большое количество методик (или нотаций) описания процессов и поддерживающих эти методики программных продуктов.
3. Определить лучшую практику процесса и установить партнерство.
Источниками информации при поиске партнеров по бенчмаркингу могут служить специализированные базы данных, данные профессиональных ассоциаций, журналов, образовательных департаментов/управлений, министерств и т. д. Основная ошибка в выборе партнера по бенчмаркингу заключается в поиске организации, аналогичной собственной. Для заимствования лучшей практики по конкретному процессу важно, чтобы именно процессы были схожими, а не вся организация в целом.
4. Разработать вопросник и собрать данные для изучения опыта организации-партнера.
В большинстве бенчмаркинговых проектов сбор необходимой информацию о партнере по бенчмаркингу осуществляется напрямую, в процессе непосредственного контакта с его представителями. На основе имеющихся данных необходимо составить вопросник/анкету. Анкета должна содержать вопросы, ответы на которые дают подробное описание практики партнера, а также дают возможность понять методы, которые помогли ему достичь лучших результатов. Сбор информации должен проводиться с учетом рекомендаций и правил проведения опросов, интервью.
5. Проанализировать информацию – определить разрыв между собственными и чужими достижениями, выделить ключевые факторы и идеи по совершенствованию.
После получения всей необходимой информации о практике партнера по бенчмаркингу, можно построить его карту процесса и выявить отличия от собственной практики. Следует обратить внимание на реальные данные, которые привели нас к выводам о том, что их процесс организован успешнее. Поскольку методология бенчмаркинга предполагает не простое копирование, а адаптацию практики партнера, необходимо разобраться, какие элементы могут быть заимствованы и применимы в университете.
6. Выработать рекомендации и спланировать изменения.
7. Внедрить изменения и проследить прогресс.
8. Повторная калибровка: проанализировать ситуацию после внедрения изменений.
Подведя итоги, можно сказать, что такой метод управления и совершенствования бизнеса стал очень популярен и несомненно был бы полезен для современной российской высшей школы. Очевидно, что легче и выгоднее применять и приспосабливать уже готовые, проверенные идеи других, более успешных организаций, чем самим методом проб и ошибок находить хорошие подходы, тратя при этом огромное количество времени и средств. Но, к сожалению, в российской системе образования очень мало примеров использования бенчмаркинга, которым можно было бы следовать отдельно взятому университету. Но такие примеры существуют в бизнесе, и их не мало. А также можно пользоваться опытом зарубежных высших учебных заведений, где бенчмаркинговая деятельность широко распространена. Несомненно, эффективное заимствование методов и идей у других успешных организаций, образовательных и нет, принесет российской системе образования только выгоду.